На велопарад приехали даже из Воронежа, чудом успев до снегопада

Формула состоявшегося массового заезда байкеров – 14х14 или 12х12

9 января 2016 в 20:03, просмотров: 35508

С неба сыплется снежная крупа. Щеки пощипывает ощутимый январский морозец. По замерзшей Москве-реке ползут ледокольные буксиры и теплоходы, а по москворецким набережным катится «девятый вал» велосипедистов. В столице состоялся «Первый зимний Московский Велопарад», участие в котором принял и корреспондент «МК».

На велопарад приехали даже из Воронежа, чудом успев до снегопада
фото: Александр Добровольский

Гип, гип, ура! Мы все-таки сделали это! И хотя на 9 января в столице объявили высокий – оранжевый уровень метеорологической опасности, призыв Let's bike it!, брошенный в массы организаторами такой «сумасшедшей идеи» был услышан. К полудню субботы, когда состоялся старт велопарада, на 3-й Фрунзенской улице собралось около тысячи самых преданных поклонников велоезды.

И кого только здесь не было! Крутые парни в самом современном «вело-прикиде», благодаря которому не страшен даже серьезный мороз, родители с детьми, велосипедисты с собаками-«пассажирами» на багажнике, барышни в шубах, и пуховиках, вполне классического вида Дед Мороз на маунтин-байке, автор этих строк в строительном подшлемнике на голове (замена вело-шлему и хорошее средство для утепления головы!)... Разнообразие средств передвижения тоже впечатляющее. Велосипеды двухколесные, одноколесные и трехколесные, гоночные, для триала, складные, супер-современные и супер-дорогие фет-байки с колесами едва ли не толще мотоциклетных, допотопные агрегаты made in USSR, велосипеды с музыкальными прицепами, веломобили, самокаты...

Главная цель «Перового московского зимнего велопарада» по замыслу его организаторов – продемонстрировать, что среди жителей города есть много таких, кто готов крутить педали круглый год, и что зима не является преградой для развития велокультуры даже в нашей северной столице, однако очень важным условием для этого является создание безопасной велоинфраструктуры, а также более качественная уборка улиц и велодорожек.

Оргподготовка мероприятия, утвержденного еще в декабре «отцами города», оказалась на уровне! Ради велопарада очистили от автомобилей пятикилометровый участок москворецких набережных и несколько улиц в Зарядье, вдоль трассы через каждые 30-50 метров расставили полицейских. Даже просто так попасть на предусмотрительно огороженный для сбора велосипедистов участок 3-й Фрунзенской оказалось невозможно: у оставленного узкого проезда меня тормознул страж порядка и попросил показать содержимое сумки на багажнике.

(«Облом» получился и с замыслом автора этих строк поучаствовать в массовом заезде по центру города с фирменным «эмковским» флажком, укрепленным на руле. Практически сразу же подошел один из дежуривших здесь волонтеров и попросил эту атрибутику спрятать: «На нашем Велопараде запрещены любые виды агитации, использование политических лозунгов и символики. Также запрещены любые флаги, раздача любой продукции и участие команд в униформе без согласования с Оргкомитетом.»)

За полчаса, еще остававшиеся до старта, удалось пообщаться со многими из собравшихся у старта «экстремалов». Среди них оказались и москвичи, и жители подмосковных Пушкина, Королева, Одинцова (жителям области весьма подсобила проявленная железнодорожным начальством отзывчивость: по случаю Велопарада в этот субботний день провозить велосипеды в пригородных электричках можно было бесплатно)... «А я – из Воронежа, – удивил меня парень, назвавшийся Вадимом Кирсановым. – Люблю кататься на байке, но Москву приехал к родственникам просто так – на новогодние праздники. Когда узнал, что намечается Велопарад, уговорил своего дядю, чтобы он вытащил из кладовки свой велосипед, уже давно убранный туда до следующего лета. Вот на нем и прикатил сюда...» Симпатичная молодая женщина Светлана, «вооруженная» увесистым прогулочным великом, призналась, что впервые рискнула выехать на двух колесах в разгар зимы: «Но это показалось так заманчиво! Даже не жалко, что велосипед, который я как следует отмыла, перед тем, как поставить его на зимний период на лоджию в квартире, после этой поездки придется заново чистить, – вон какая снежная каша с асфальта летит!»

Перед стартом Велопарада его устроители озвучили через динамики впечатляющую информацию: на улице минус 14 градусов! И по такому отнюдь не слабому морозу публике предстоит преодолеть маршрут протяженностью 14 километров. Получилась красивая игра чисел, однако самый честный журналист – корреспондент «МК» в итоге определил иные цифровые показатели, хотя они тоже оказались красиво «завязаны»: температура в центре столицы на момент старта была минус 12 градусов, а от старта до финиша счетчик велокомпьютера намерял ровно 12 километров.

Это расстояние участники преодолевали около часа. Гоночных задач никто перед собой не ставил, ехали в спокойном темпе. Наверняка для многих из велосипедистов это был полнейший «эксклюзив»: можно «накручивать» по правой части мостовой, по центру, даже по левой полосе... – вся улица отдана в полное распоряжение велосипедистам. Вереница «вело-всадников» растянулась больше, чем на километр. Когда «голова» Велопарада уже поравнялась с Большим Каменным мостом, «хвост» его еще только подтягивался к мосту Крымскому.

Проехали вдоль берега Москвы-реки – мимо Храма Христа Спасителя, мимо кремлевских башен, – до Китайгородского проезда, свернули к Славянской площади, потом «оккупировали» Варварку и вновь спустились к набережной, по которой и вернулись к месту старта. Пешая публика (немногочисленная, правда, в столь не комфортную погоду) активно приветствовала взмахами рук и криками армаду велосипедистов с мостов и тротуаров, даже водители нескольких троллейбусов, «запертых» у обочины на все время проведения Велопарада, одобрительно кивали, высунувшись в открытые окна кабин, и снимали это обтекавшее их «велосипедное половодье» на мобильники.

Фотографировали, естественно, многие и многое. Не рискну даже приблизительно назвать, сколько же селфи было сделано во время Велопарада. Некоторые так и ехали, почти непрерывно снимая себя, любимого, с помощью аппарата, укрепленного на столь незаменимой по нынешним временам «палке». Впрочем, некоторым другим бедолагам было не до фотосессий. Увы, от поломок и проколов никто не застрахован! Время от времени приходилось обгонять скорбные фигуры с ключами и велонасосами, склонившиеся над своими сплоховавшими «железными конями», прислоненными к парапету или положенными на газон.

Чуть увеличив скорость и лавируя между другими участниками Велопарада, автор этих строк получил возможность прямо на ходу не только посмотреть на других из велосипедистов, но и подслушать их.

«...Алексей! Алексей! Где ты? – интересуется пользуясь портативной рацией, парень. – А я здесь, свернул на Варварку и проезжаю первый перекресток. Подтягивайся ко мне...»

«...Па-ап! Я пить хочу!» – это уже дитя лет шести-семи на вид, едущее «на прицепе» у папы. – «Потерпи чуть-чуть, сейчас вот выедем на широкую улицу, там остановимся, и дам тебе попить...»

«...Девушки, а вы часто на велосипеде катаетесь? А где? Приезжайте в наш Измайловский парк, там хорошо. Может быть, телефончиками обменяемся?..»

«...Я зимой только на четырехрядной «шиповке» езжу...»

«...Эх, а в прошлом январе я об это время по Индии на своем байке крутил! Классный поход получился...»

Ну вот, «отгремели», накрутили километры назначенного маршрута. Недовольных и обмороженных, кажется, не было. После столь впечатляющего вело-эксперимента вполне ожидаемо прозвучала идея сделать отныне зимние велопарады в Москве традиционными.

К слову сказать, подобные мероприятия во многих других северных странах уже давно получили «постоянную прописку». Канадцы, например, устраивают у себя массовые вело-заезды даже при минус 25 градусах! Там и в обыденной жизни понятия «зима» и «велосипед» отнюдь не являются взаимоисключающими. Но для этого нужно приложить некоторые старания. Например, мэрия канадского Калгари подготовила для владельцев недвижимости, расположенной рядом с новыми велополосами и велодорожками, специальную справочный листок. В нем рассказывается куда и как убирать снег, чтобы он не мешал тем, кто передвигается на велосипеде.

Российские традиции зимней велоезды тоже весьма давние. Первые «рейды» на «двухколесках» наши прадедушки предпринимали еще в начале велосипедной эры – в 80-е годы позапрошлого столетия. Один из самых знаменитых московских велосипедистов 1890-х годов Михаил Дзевочко в своей статье, опубликованной в журнале «Циклист», сообщал между прочим, что приспособился с помощью зимнего педалирования лечить начинающуюся простуду: «Если насморк или кашель – сажусь на велосипед и прокачусь, чтобы немного вспотеть и продышаться зимним чистым воздухом. После этого чувствую себя гораздо лучше...» Наш великий писатель-классик (и «по совместительству» – заядлый велосипедист) Лев Толстой в интервью журналу сообщал «Мои знакомые в деревне ежедневно пользуются велосипедом и зимой!»

В те давние времена много изобретений и усовершенствований было предложено, чтобы сделать велосипедную езду в «царстве Деда Мороза» более комфортной. Некоторые «зимние циклисты» советовали, к примеру, обертывать металлические педали сукном для защиты ног от холода. Еще один рационализатор призывал кататься в зимнюю пору вовсе без шин, на одних ободьях – так, мол, сцепление с ледяной дорогой лучше! А другой его коллега агитировал для той же цели обтягивать шины снаружи грубой шершавой мешковиной. Даже фирмы-изготовители велосипедов выпускали лет 120-130 назад специальные вело-«прибамбасы» для любителей зимнего катания, – например, специальных рукавиц, которые крепились к рулю и потому не давали руками соскользнуть с него. А в январе 1899-го в одном из магазинов российской столицы появились в продаже рулевые ручки с подогревом! (Конструкция проста: в края рулевой трубы вкладывется и запирается специальной сетчатой крышкой тлеющий уголек цилиндрической формы, который тлеет 2-3 часа. Благодаря этому «руль остается теплым даже в самый жестокий мороз».) Рекламные объявления сообщали, что вслед за тем начнется серийный выпуск «греющих педалей и седел». Впрочем свидетельств о реальном использовании таких «чудес техники» обнаружить не удалось.



Партнеры