Однорукую гориллу вернули отцу-тирану

Адаптация обезьяны из Московского зоопарка в своей семье прошла успешно

Весна в зоопарке идет своим чередом. Все обитатели зоосада уже покинули свои зимние «квартиры» и переселились в вольеры на открытом воздухе. Среди них – семейство горилл, в котором произошло, наверное, самое ожидаемое зоологами и посетителями событие – к группе присоединился горилленок Ама. Малышка долгое время находилась вдали от родственников, ведь сначала ее бросила мама Шинда, а потом сильно травмировал папа Визури. Самец повредил дочери ручку так, что ее пришлось ампутировать. Однако, несмотря на все неприятности, зоологи не теряли надежду в один прекрасный день вернуть Аму в семью. И наконец им это удалось.

Адаптация обезьяны из Московского зоопарка в своей семье прошла успешно
Фото предоставлено пресс-службой Московского зоопарка.

Семейные проблемы

За судьбой Амы внимательно следили все зоологи зоопарка. Как уже писал «МК», малышка родилась 28 сентября 2013 года. И поскольку это был первый выходной день недели, зоологи решили дать новорожденной имя, которое в переводе с одного из африканских наречий означает «рожденная в субботу». Первые дни жизни крохотной гориллы прошли в мире и покое, мама Шинда не спускала ее с рук, кормила и ухаживала. Однако вскоре на нового члена семьи обратил внимание ее сводный брат, пятилетний Викинг. Восприняв сестренку, как новую игрушку он стал буквально вырывать ее из рук матери и таскать по вольеру. Киперы до последнего надеялись, что все обойдется, даже на время закрыли экспозицию, чтобы посетители лишний раз не нервировали семейство. Увы, Викингу «игрушка» наскучила, а вот Шинда дочь обратно принимать уже не захотела. И зоологам пришлось буквально «удочерить» Аму и погрузиться в мир родителей грудничков: нянчить крошку, кормить ее из бутылочки и менять памперсы. К марту 2015 года горилла подросла, окрепла, и было принято решение не тянуть с процессом ее адаптации в группе. Аму разместили рядом с вольером горилл, чтобы и она, и ее семья для начала визуально привыкли друг к другу. И тут случилась новая беда. В какой-то момент малышка подошла вплотную к решетке, и ее попытался забрать к себе в вольер папа Визури. Он схватил дочь за ручку и тянул с такой силой, что практически оторвал ее. Так бедная Ама лишилась конечности: после тщательного обследования, хирургам ничего не оставалось, как только провести ампутацию. И опять вопрос о возвращении гориллы в семью был закрыт. Обезьянке предстоял долгий период реабилитации. И тут Ама проявила себя как настоящий боец: едва рана зажила, малышка стала активно учиться управляться одной ручкой и даже освоила технику лазания по веткам.

Фото предоставлено пресс-службой Московского зоопарка.

Назад в племя

Прошло время, и зоологи вернулись к попыткам подселения питомицы к гориллам. На этот раз в помощь местным специалистам было решено вызвать знатока человекообразных обезьян Брайана Хаммера из британского зоопарка Хаулетс, который специально приехал в Москву. Оценив ситуацию, Хаммер предположил, что воссоединение вполне возможно. Главное опасение вызывало поведение Визури: вожак мог подумать, что Ама - детеныш другого самца. А у горилл с этим строго – потомство от предыдущего вожака новые лидеры группы и убить могут. Но, поскольку, других «мужчин» в качестве конкурентов у Визури никогда не было, вероятность такого поворота была сведена к нулю. И Аму начали выпускать в пустой экспозиционный вольер, чтобы она привыкла к нему. Девочке новое помещение очень понравилось, и гориллка потихоньку начала изучать территорию. Однако, спокойный процесс адаптации чуть было не сорвали посетители, которые большими группами собирались около вольера, пусть не намеренно, но пугая Аму стуком по стеклу и вспышками от фотоаппаратов. И малышка часто пряталась в своем маленьком гамаке, отказываясь даже от еды.

Фото предоставлено пресс-службой Московского зоопарка.

Вольер опять закрыли. Как только Ама полностью там адаптировалась, ее начали знакомить с родственниками, оставляя их всех вместе на полчаса каждый день во внутреннем помещении. Сначала сотрудники зоопарка буквально замирали от страха: Визури взял привичку, едва заметив дочь, подбегать к ней и прижимать огромными ручищами к полу. Малышка от такого общения впадала в шок. Она визжала, «падала ниц» и лежала неподвижно, вероятно притворяясь мертвой. Однако, причинить физический вред Аме самец не собирался: своими действиями он лишь показывал, кто в семье главный. Кроме такого родительского прессинга, маленькой горилле пришлось учиться правильно реагировать на поведение других особей, уступать дорогу и быстро осваивать умиротворяющие позы. Постепенно «агрессия» папы сошла на нет. Вскоре она освоилась настолько, что без страха входила в клетку с Визури. Самки, которые вначале очень настороженно приняли появление малышки, тоже перестали обращать на нее внимание. К тому же у обезьянки появился друг – самый младший член семьи, горилленок Беня. Выбрав себе сводную сестру, как партнера для игр, он стал активно с ней общаться. Сначала, правда, Беня перебарщивал и обижал подругу, но та быстро научилась давать брату достойный отпор. Первое время Визури пытался вмешиваться в игровой процесс, но вскоре функция родительского контроля ему наскучила, и он перепоручил ее матери Бени – самке Кире. Наладились отношения Амы и с материю Шиндой: в один прекрасный момент малышка легла рядом с самкой, а та взяла и посадила ее к себе на живот. И они принялись играть: мать аккуратно спихивала дочь с живота, а та карабкалась обратно.

Проблемы адаптации

Когда Ама уже окончательно вжилась в семью, было принято решение выпустить ее с группой в экспозиционный вольер. И здесь зоологов ожидал неприятный сюрприз: отношения малышки и других горилл резко ухудшились. Беня перестал обращать внимания на подругу. А мама Шинда напротив слишком рьяно стала преследовать дочь, порой выволакивая ее из-за камня, где та пряталась от родительницы. Посетители, на чьих глазах разворачивалось это действо, сильно возмущались происходящему, полагая, что зоологи ставят нечеловеческий эксперимент над бедной крошкой. На деле, такие проблемы возникли из-за консервативности горилл, у которых любое внешнее изменение вызывает неприятие, а порой даже агрессию. К счастью, такой период вскоре прошел, и сородичи перестали третировать Аму. Через некоторое время она осмелилась поесть в вольере кусочек морковки, а ведь до этого боялась даже тронуть лежащую рядом пищу.

Фото предоставлено пресс-службой Московского зоопарка.

И вот пришло время для финального этапа адаптации – освоения уличного вольера. На этот раз зоологи заранее уже были в нервном напряжении, опасаясь, что в новых условиях Аму вновь может ожидать травля. Однако этого не произошло. 9 апреля Ама спокойно вышла с гориллами на улицу (и, к слову, шла самочка не последней, а в середине группы). Вскоре она уже радостно носилась по вольеру с Беней. А после принялась общаться с посетителями, стуча ручкой по стеклу, гонять голубей и качаться на канате. Питаться в компании она тоже не боялась, и с удовольствием отведала молодой травы.

- Наконец, можно сказать, что Ама обрела свою семью и все у нее будет хорошо, - поведали «МК» сотрудники главного зоосада страны.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27088 от 23 апреля 2016

Заголовок в газете: Моя вторая Ама

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру