Как сделать Москву самой красивой

Благодаря новому столичному стандарту благоустройства каждая улица станет уникальной

Все столичные улицы должны быть со своим лицом, но при этом одинаково ухоженными. К этому идеалу стремятся московские архитекторы. На площадке КБ «Стрелка» открылась серия встреч экспертов на резонансную тему благоустройства общественных пространств в Москве. Первую из них посвятили новому Стандарту благоустройства улиц, который станет основным руководством для архитекторов столицы и уже сегодня позволяет представить, в какую сторону продолжит двигаться глобальная «перекопка» Москвы. Один из главных вопросов для разработчиков Стандарта — как пройти между двух крайностей: привести тысячи улиц в приличный вид, не превращая их, с одной стороны, в разномастный калейдоскоп, а с другой — в безликие одинаковые клоны. Но, кажется, золотую середину найти удалось.

Благодаря новому столичному стандарту благоустройства каждая улица станет уникальной
Фото: АГН Москва / Дмитрий Ермаков

— Этим летом тема благоустройства улиц коснулась практически каждого москвича. Многие сейчас задаются мыслью, а что же будет, когда строительные заборы уберут и благоустроенные улицы откроются взглядам прохожих? — резонно замечает руководитель Центра городской антропологии КБ «Стрелка» Михаил Алексеевский. — Тут мне хочется вспомнить историю про Елисеевский гастроном на Тверской. Желая произвести наибольшее впечатление, купец отдал распоряжение полностью обшить здание магазина деревом — так, чтобы не было видно, что же происходит за этим забором. Два года шла реконструкция, и все два года москвичи распространяли ужасающие слухи: одни — что там появится храм Бахуса, другие — мавританский дворец. А потом забор убрали, и жители увидели самый роскошный магазин в столице. У нас на дворе XXI век, и полностью закрывать строительные площадки заборами никто не собирается. При этом слухов о происходящем на них ходит не меньше, чем во времена Елисеева. Чтобы рассказать москвичам, что же все-таки происходит с московскими улицами, зачем их благоустраивают и что на них будет, мы проводим серию «круглых столов» на площадке КБ «Стрелка».

Впервые Стандарт благоустройства московских улиц эксперты КБ «Стрелка» представили в апреле на ландшафтном форуме «Городской парк-2016». Документ, разработанный в рамках программы «Моя улица», должен был комплексно описать подходы к экологии, торговле, озеленению, транспорту и в целом градостроительству — все для того, чтобы сделать столицу уютнее и безопаснее.

Как поясняли авторы, качество городской среды складывается из многих элементов: разнообразия инфраструктуры, удобства передвижения, видов городской активности, наличия уличной торговли (небольших магазинов и кафе) — человеку должно быть комфортно и интересно находиться на улице. За последние десять лет подобные стандарты появились во многих городах мира.

Московский стандарт состоит из четырех книг, каждая из которых посвящена отдельной теме. После первой презентации различные департаменты Москвы направили разработчикам около 300 замечаний. Но уже в ближайшее время горадминистрации передадут обновленный вариант, и тогда власти примут решение, какие из параметров станут обязательными, а какие будут носить рекомендательный характер при дальнейшем благоустройстве столицы.

— Мы не говорим о том, какого цвета будут плитка и бордюры, — пояснила руководитель проекта, архитектор КБ «Стрелка» Екатерина Малеева. — Но говорим об общих принципах, удобстве. Стандарт станет помощником архитекторов.

В какой-то степени участники встречи действительно «раздвинули доски забора» и пояснили, как именно на практике могут выглядеть некоторые «общие принципы» и индивидуальные решения.

— Все улицы в той или иной степени похожи друг на друга. У каждой есть тротуар, есть проезжая часть, — говорит Михаил Алексеевский. — С другой стороны, когда мы говорим о московских улицах, особенно центральных, мы думаем о том, что каждая из них в какой-то мере уникальна и неповторима. В Стандарте благоустройства с научной точки зрения и технических позиций очень подробно написано, какие улицы бывают, что с ними делать и как к ним подходить.

Всего эксперты насчитали в российской столице более 3,5 тыс. улиц. Среди них, ориентируясь на местоположение, ширину, характер использования и пр., архитекторы выделили 10 типов: пешеходные улицы в центре, бульвары на периферии, переулки, вылетные магистрали и так далее. А дальше придумали набор решений по благоустройству для каждого типа: какими могут быть пешеходные зоны, полосы озеленения, велодорожки, остановки общественного транспорта, парковки...

— Например, на периферии есть некоторые неиспользованные пространства, с помощью которых можно решать характерные для этих мест проблемы — загрязненность и шум из-за большого трафика, — пояснила архитектор Екатерина Малеева. — Так, если сделать невысокий рельеф вдоль проезжей части, высотой 1–1,5 метра, то 60–70% шума и пыли можно блокировать. Другой пример — сделать по обочинам пруды, где сможет скапливаться вода. Это снизит нагрузку на канализацию. Пруды будут заполняться водой, что, во-первых, обеспечит полив растений, а во-вторых, эта влага не будет попадать в коллектор, и мощности канализации будут более эффективно использоваться. Зимой в этой зоне может храниться снег.

Специалисты по климатическому комфорту в открытых пространствах, которых также привлекли к разработке Стандарта, предложили ближе к окраинам устанавливать обогреваемые остановки общественного транспорта и продумать схемы размещения небольших кафе и магазинов с тем, чтобы люди могли заходить в них и согреваться зимой. А летом переносить жару должны помочь высаженные деревья, газоны и различные водные поверхности (фонтаны, искусственные прудики и пр.)

Информационный дизайнер, руководитель Urbica Design, основатель тематических сообществ Wayfinding и «Бытовая картография» Андрей Кармацкий заметил, что каждая улица могла бы обрести свою уникальность за счет разных типов бизнеса или сфер услуг:

«Например, какая-то улица будет более музыкальной, на другой будет пахнуть свежей выпечкой. По-хорошему, наша прогулка — это не только ровный тротуар или наличие пандусов. Наша прогулка — это ощущения, а они складываются из многих составляющих. Если воспринимать город как сервис, то он передает некоторые ощущения пользователю. Важный показатель эффективности города — будет ли пешеход возвращаться на ту или иную улицу, останется ли прогулка в его воспоминании».

Кстати, несколько улиц в классификацию не попали. Для Тверской, Нового Арбата, Волхонки подготовили индивидуальные проекты благоустройства. В частности, в районе Тверской специалисты обещают сделать «историко-археологический акцент». Во-первых, планируется сделать стеклянную экспозицию с подсветкой и подогревом в тротуаре над участком с раскопанной старинной мостовой. Еще несколько объектов, возможно, увековечат в рисунке мощения или растительном орнаменте — так называемый метод сигнации для обозначения контуров исторических объектов.

— Это может быть мощение другого цвета или кусты на газоне, посаженные по контуру сооружения, которое находится под землей, — пояснил главный археолог Москвы Леонид Кондрашев. Рядом будет располагаться табличка с информацией об историческом объекте. Такой метод планируется применить, к примеру, для храма Дмитрия Солунского и башен стены Белого города.

По словам разработчиков, в этом году особое внимание уделили высадке деревьев (всего 2 400 штук): на Тверскую улицу вернутся липы, вырубленные более 20 лет назад; большое количество деревьев появится вдоль Садового кольца, нового «зеленого пояса города».

Посмотреть, как продвигаются благоустроительные работы в центре и что будет в итоге, москвичам предлагают с помощью специальных информационных стел 360mos с QR-кодом. Их можно найти на Тверской улице и в Театральном проезде.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру