Московская школа стала лучшей в мире

Столичная система образования вошла в топ-10 по исследованиям PISA

В канун Дня знаний на Общегородском открытом августовском педсовете мэр Москвы Сергей Собянин наградил лучшие школы и учителей столицы. Размеры грантов победителей выросли на 25–50%, и это, конечно, приятно. Однако еще сильнее радует, что московские школы вошли в десятку лучших в мире по результатам международного тестирования PISA, оценивающим функциональную грамотность 15-летних школьников в области чтения, математики и естественных наук. Это — беспрецедентный успех!

Столичная система образования вошла в топ-10 по исследованиям PISA

Перед новым учебным годом на Общегородском открытом педагогическом совете «Московская школа — надежная школа» столичный градоначальник Сергей Собянин наградил специальными грантами 170 лучших московских школ и отдельных педагогов: 11 учителей и 20 руководителей учебных заведений. При этом общая сумма «наградных» выросла с прошлогодних 950 млн до 1,3 млрд рублей: «В этом году, — уточнил Собянин, — было принято решение об увеличении грантов лучшим школам на 25% и 50%, поэтому я с большим удовольствием вручу сегодня награды лучшим школам, а также лучшим учителям Москвы».

Выявить лидеров традиционно помогает рейтинг школ, оценивающий вклад каждой из них в развитие образования города по таким критериям, как: качественное массовое образование; развитие талантов учеников; обеспечение качества знаний, подтверждаемого внешней оценкой; результативность работы дошкольных групп; количество правонарушений. Первый такой рейтинг появился в Москве в 2011 году — на два года раньше федерального. И сразу же стал и инструментом оценки школы, и мотивацией педколлективов на результативную работу. Правительству он помогает оценить работу школы, ее директора и всего коллектива. Родителям — выбрать школу, подходящую именно их ребенку. При этом принципиально важно, что отличное образование сейчас можно получать не только в элитарных учебных заведениях Москвы, как это было раньше, но и в каждом районе города. Впрочем, качество столичного образования, как показали итоги последнего международного тестирования школьников в возрасте 15 лет по методике РISA, уже переросло рамки района, города или страны и вышло на мировой уровень.

— Нам очень важно сопоставлять результаты нашего московского образования с уровнем образования в других городах России, в других регионах, но мы, конечно, должны выходить уже на другой уровень, конкурируя не только со своими коллегами из других регионов страны, но и с лучшими образовательными системами мира, — подчеркнул Собянин. — Результаты, которые были получены в этих исследованиях, просто были поразительны. По сравнению с ведущими мировыми странами Москва, по таким базовым направлениям, как математическая грамотность, как читательская грамотность, вошла в десятку мировых лидеров.

Крупнейшая международная программа оценки образовательных достижений учащихся PISA (The Programme for International Student Assessment) действует с 2000 года и охватывает 65 стран-членов ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития). Она оценивает функциональную грамотность школьников в возрасте 15 лет в чтении, математике и естественных науках. Причем основной акцент делается не на степени вызубривания материала, а на способности учащихся применять знания на практике, в реальных жизненных ситуациях. (Всего тесты PISA включают в себя 141 вопрос, в т.ч. 47 вопросов по чтению, 40 по математике и 54 — в сфере естественных наук.)

Последнее тестирование PISA в Москве стало крупнейшим из когда-либо проведенных на уровне отдельного города мира, а не государства в целом. В нем приняли участие более 42 тыс. учащихся из практически всех школ столицы, где учатся 15-летки: 608 учебных заведений из 630. От каждой школы к нему привлекалось до 85 учащихся, выборка которых проводилась экспертами ОЭСР. На тестировании также присутствовали международные наблюдатели, а работы проверялись независимыми экспертами и перепроверялись за рубежом. Таким образом, результаты исследования в Москве бесспорны. И они впечатляют.

По уровню читательской и математической грамотности система образования Москвы вошла в топ-10 лучших образовательных систем мира, а по уровню естественнонаучной грамотности — в топ-20. Несколько худшие показатели в данной сфере объективно обусловлены более поздним (на несколько лет) по сравнению с другими странами началом изучения естественнонаучных предметов в российских школах. Сотня же лучших школ Москвы (к слову сказать, там обучается 23% от общего числа московских школьников) обеспечивают качество образования на уровне лучших мировых стандартов: 2-е место после Шанхая (Китай) по уровню читательской и математической грамотности. Интересен также результат лучших 300 школ Москвы, где обучается 63% школьников: 3–5-е место по уровню читательской и математической грамотности. Таким образом, московские школы входят в число мировых лидеров в области среднего образования, а их результаты сопоставимы с такими общепризнанными лучшими школами мира, как школы Шанхая, Сингапура, Гонконга, Финляндии, Японии, и намного опережают результаты школ большинства стран ОЭСР, включая европейские.

— С удовлетворением могу отметить, что все московские школы, попавшие в рейтинги, подтвердили высокий уровень подготовки, получив высшие баллы по стандартам PISA. Выявилось и превышение показателей качества образования московских школ в сравнении со среднероссийскими, — обрисовала ситуацию глава комиссии Общественной палаты по развитию образования Любовь Духанина.

Действительно, в топ-25 лучших российских школ в этом году вошли 12 московских против 7 в 2013 году, а 139 московских школ вошли в рейтинг 500 лучших школ страны против 83 в 2013 году. Высокие результаты международного тестирования PISA подтверждают и данные российских измерений качества образования. Так, результаты ЕГЭ в Москве в 2016 году вдвое лучше среднероссийских: набрали 220 и более баллов по 3 предметам ЕГЭ 32% одиннадцатиклассников Москвы (16,9 тыс. человек), а число 100-балльников составило 958 человек, или 19% от общего числа 100-балльников в России. На Всероссийской олимпиаде школьников в 2015/2016 учебном году дипломы победителей и призеров завоевали 699 московских учащихся (30% всех призовых мест). А из 16 российских золотых медалей международных предметных олимпиад 2016 г. — 9 медалей на счету москвичей. В чем же причина этих успехов?

За последние пять лет в городе проделана огромная работа. В 2011–2013 годах прошло масштабное переоснащение материально-технологической базы школ (сегодня в них используют 224 тыс. стационарных компьютеров, 129 тыс. ноутбуков и планшетов, 28 тыс. мультимедийных проекторов и 17 тыс. интерактивных досок). Вот и в этом году 1 сентября примут детей сразу 16 новых, суперсовременных школьных зданий, а вскоре столица перейдет к строительству еще более крутых школ — школ-трансформеров.

Важным фактором стала система финансирования школ по единым подушевым нормативам в зависимости от количества учащихся (деньги следуют за учеником), позволяющая нанимать квалифицированные педагогические кадры, а также новая система оплаты труда, стимулирующая качественную и результативную работу педагогов. Создание крупных образовательных центров позволило предоставлять учащимся максимально широкий выбор образовательных траекторий и профилей обучения, а система мотивации привела к достижению высоких образовательных результатов на уровне отдельных школьников (олимпиады), учителей (премирование за высокие образовательные достижения учеников) и школ в целом (рейтинги, гранты). Важную роль сыграла и московская система независимой диагностики качества образования, начиная с первых классов школы, уточнил «МК» директор Московского центра качества образования Павел Кузьмин:

— Москва — один из немногих российских городов, где есть система независимой диагностики, накапливающая данные о качестве образования каждого ребенка, начиная со 2-го класса, и охватывающая как достижения по отдельным предметам, так и по метапредметным дисциплинам. Это позволяет выявлять и при необходимости корректировать образовательные результаты школьников на максимально раннем этапе, что сказалось и на наших результатах исследований PISA. Никакой предварительной подготовки учащихся к сдаче тестов PISA в Москве не проводилось: другие страны обычно готовятся к ним за два года, а у нас на все про все была лишь пара месяцев. Другой причиной успеха стало усиление естественнонаучной и математической составляющих дополнительного образования, появление медицинских и инженерных классов. Свою роль сыграло и развитие олимпиадного движения в Москве, резко усилившееся 3–4 года назад. В олимпиадах у нас участвуют не отдельные дети, а основная масса учащихся. И там они решают интересные задачи, возможно, схожие с теми, что были в исследованиях PISA. В любом случае, причины успехов московского образования — комплексные!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру