Московские школы: истоки успехов

Что сделало столичное образование одним из лучших в мире

07.02.2018 в 20:16, просмотров: 6857

Московское образование привычно считается флагманом, на который в нашей стране положено равняться всем. И это правильно. Однако прошлый, 2017 год во всех отношениях выдался особым. «Качество образования в столице по основным параметрам улучшилось практически в 2 раза, а по некоторым параметрам и более чем в 2 раза», — подытожил мэр Москвы Сергей Собянин. И причины этого небывалого успеха столичного образования, притом неоднократно подтвержденного на международном уровне, не только в интенсивном строительстве новых школ и их оснащении новейшим электронным оборудованием, хотя и это важно. Прорыв обеспечил стратегический курс властей города на комплексность развития системы образования. А это позволило сыграть всем факторам роста, начиная с внедрения самых продвинутых образовательных методик и технологий и заканчивая специальной программой поощрения лучших учителей и учащихся — победителей различных олимпиад и научных конференций для школьников.

Московские школы: истоки успехов
фото: Наталья Мущинкина

«Я завидую своему сыну-школьнику!»

— Знаете, я никогда никому и ничему не завидовала, — поделилась с «МК» мама пятиклассника одной из школ Западного административного округа Москвы Наталья. — А вот своему сыну завидую со страшной силой! Как же замечательно сейчас учат детей, и как интересно им стало учиться! Я в свое время тоже училась в Москве, причем, поверьте, в очень неплохой школе и у хороших учителей. Но никакого сравнения с тем, что происходит в среднем образовании теперь! И дело не только во всяких гаджетах, которых у нас не было, — не в этом суть! Главное, что нынешним школьникам стало интересно ходить в школу, что перед ними открылись принципиально новые возможности и перспективы, а широта их навыков, возможностей и кругозора достигла такого уровня, который нам даже и не снился!

Надо признать: сын Натальи учится в школе, традиционно считавшейся одной из лучших в районе. Но вот что примечательно: хорошее образование в Москве дают сегодня не единицы средних учебных заведений, добывших себе статус гимназии, а с ним и повышенное бюджетное финансирование, а практически любая школа в «спальном районе» на окраине Москвы. И разницы в материальной поддержке из бюджета между ними больше нет: все школы Москвы сейчас финансируются по высшим нормативам, когда-то распространявшимся лишь на избранных счастливчиков.

— Новые тренды столичного образования ощутили на себе и мы, учителя, — рассказала «МК» словесник Ольга. — «Плохих» школ, которые раньше знали все и которых педагоги боялись как огня, после объединения отдельных образовательных организаций в крупные образовательные «холдинги» в Москве фактически не осталось. Выбирай для работы любой и всюду найдешь свою «изюминку» — была бы вакансия! Заметно — в разы — выросли наши зарплаты. А кроме того, появилась дополнительная поддержка лучших учителей со стороны городских властей — целая система разных грантов, подчас очень весомых. Конечно, все мы очень стараемся и делаем все, чтобы учить своих ребят как можно лучше!

Беспокойное хозяйство

О нынешнем состоянии столичной школы позволяют судить объективные данные, по ошибке порой называемые «сухими» цифрами. Взять хотя бы переломивший ситуацию ввод в строй новых школ и детских садов:

— За последние семь лет значительно выросла доступность образования, на 50% увеличилось число дошкольников, на четверть — количество школьников. Исчезли очереди, которые были в прежние годы и составляли десятки тысяч людей, которые не могли попасть в дошкольное учреждение. За эти годы было построено около 300 образовательных учреждений — 210 детсадов и 81 школа, — уточнил Сергей Собянин. — При этом новые детские дошкольные учреждения вместимостью от 500 человек и выше должны проектироваться с бассейном. Я давал поручение, чтобы вы вместе с образовательными комплексами посмотрели возможность строительства на территории всего образовательного комплекса спортивных центров с бассейнами, тоже там, где это необходимо, и там, где это возможно. Поэтому прошу вместе с директорами школ со строительным комплексом города Москвы посмотреть, где это возможно, и начинать там, где уже явно есть возможности, начинать программу подготовки проектирования и строительства. Враз ее не реализовать, но постепенно, я думаю, что мы улучшим ситуацию.

Правда, новые стены — это еще не школа или детсад. К примеру, новейшие образовательные технологии немыслимы без подключения школы к Интернету. А потому до конца 2019 года все классы в московских школах будут оборудованы точками доступа Wi-Fi. К каждой точке доступа смогут одновременно подключиться до 30 устройств. В общей сложности к сети Wi-Fi планируется подключить 1840 школьных зданий, что в свою очередь позволит сделать следующий серьезный скачок в улучшении качества образования: повсеместное внедрение блестяще зарекомендовавшего себя проекта «Московская электронная школа»; развитие системы предпрофессионального образования и интеграция различных уровней образования, начиная от детского дошкольного и заканчивая профессиональным университетским.

Мегапроект по-московски

Техника техникой, но уникальным фактором успеха столичного образования стали два крупных мегапроекта, стартовавших в 2016 году. Первый — «Московская электронная школа», начавшийся в шести образовательных учреждениях, где у школьников вместо учебников появились планшеты, а обычные дневники заменили электронными. Каждый кабинет оснастили там интерактивными досками и столами, чтобы педагог мог отправлять учащимся задания и индивидуальные учебные планы, выбрать шкалу оценки деятельности учеников или прикреплять задание в дневник прямой ссылкой на источник в платформе. Для родителей же предусмотрели возможность уведомить учителя об отсутствии ребенка на занятиях, отслеживать весь режим пребывания ученика в школе — на уроке, прогулке, в столовой, в кружке.

Другой уникальный мегапроект — «Готов к учебе, жизни и труду в современном мире!» — интегрирует общее, дополнительное, профессиональное и высшее образование на межпредметной основе. Участие в нем позволяет каждому учащемуся вместе с аттестатом получить востребованную квалификацию специалиста среднего звена либо углубленные предпрофессиональные знания по будущей специальности высшего образования, а заодно сформировать навыки и умения, необходимые для жизни.

При этом примечательно, что в этой, казалось бы, чисто школьной программе активно участвуют вузы, колледжи, научные организации, промышленные предприятия, технопарки, музеи, театры и другие организации столицы. Именно их объединенными усилиями в московской школе появились такие невиданные прежде новшества, как «Инженерный класс» (в этом проекте участвуют 98 школ, свыше 5 тыс. учащихся, 18 вузов, более 100 высокотехнологичных предприятий); «Медицинский класс» (участвуют 72 школы, более 4 тыс. учащихся, Первый МГМУ им. Сеченова, более 30 медицинских организаций); «Курчатовский центр непрерывного конвергентного образования» (участвуют 37 образовательных организаций, более 65 тыс. учащихся, в том числе по программам дополнительного образования, а также Курчатовский институт); «Академический (научно-технологический) класс» (участвуют 10 школ, порядка 500 учащихся, ФАНО России, научные организации); «Московский предуниверсарий» (участвуют 12 вузов, порядка 4,3 тыс. учащихся); а также «Кадетский класс» (участвуют 168 образовательных организаций, более 12,5 тыс. учащихся, 9 силовых ведомств и структур). Воистину уникальный опыт формирования современной предпрофессиональной среды в старшей школе!

Классная и внеклассная работа

Но школа без учителя — ничто. Поэтому другим важнейшим фактором, работающим на общий результат, стало повышение качества управления школами и улучшение условий для профессионального развития учителей. В частности — гранты мэра Москвы, ежегодно присуждаемые школам за их вклад в повышение качества столичного образования. В 2017 году размер грантов увеличили вдвое: 20 грантов I степени — по 30 млн рублей, 50 грантов II степени — по 20 млн рублей, 100 грантов III степени — по 10 млн, 50 грантов за создание в школах благоприятной социокультурной среды — по 4 млн рублей. При этом начиная с этого года средства грантов должны быть использованы школами-получателями только на материальное поощрение педагогов и сотрудников образовательных организаций, тогда как ранее они могли быть также направлены на развитие материально-технической базы школ.

Важно отметить, что гранты мэра присуждаются на основе рейтинга вклада школ в качественное образование, при формировании которого учитываются: качественное массовое образование; развитие талантов максимального количества обучающихся; результативность работы дошкольных групп; профилактика правонарушений; работа с детьми-инвалидами; результативность использования в обучении социокультурных ресурсов города; развитие профессиональных умений и профессионального мастерства; развитие массового любительского спорта. Это делает школу кровно заинтересованной в использовании всех факторов повышения качества образования и в конечном итоге в достижении основной цели: создания условий для образовательной успешности каждого жителя Москвы. И вот итог.

Там, за горизонтом

В последний рейтинг ТОП-500 лучших российских школ вошли 156 московских, причем 13 вошли в ТОП-25 лучших школ России.

По итогам ЕГЭ прошлого учебного года 17,3 тыс. московских выпускников набрали 220 и более баллов по трем предметам (для сравнения: в 2010 году таких ребят было 6,8 тыс.). Из них: 220–249 баллов — 9,7 тыс. человек (2010 год — 5,3 тыс.); 250 и более баллов — 7,6 тыс. человек (2010 год — 1,5 тыс.).

Школы Москвы подготовили 817 победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, причем сделала это каждая третья школа столицы — 222 школы, или 38%. Отметим также победу москвичей во II Московской олимпиаде школьников крупных городов и столиц мира (Олимпиада мегаполисов), проводившейся по 4 общеобразовательным предметам: математика, информатика, физика и химия. В ней приняли участие 288 человек из 36 мегаполисов, и именно Москва заняла 1-е место, набрав максимальное количество баллов. Помимо этого в 2017 году на международных предметных олимпиадах московские школьники завоевали 7 золотых, 8 серебряных и 4 бронзовые награды. При этом начиная с 2016 года москвичи-победители получают денежные премии из бюджета города («золото» — 1 млн рублей, «серебро» — 500 тыс. рублей, «бронза» — 250 тыс. рублей).

А последнее международное исследование PIRLS по уровню читательской грамотности среди четвероклассников! Московские ребята оказались лучшими в мире, набрав 581 балл по международной шкале.

Высоко оценив успехи столичного образования, Сергей Собянин заявил, что его качество по основным параметрам улучшилось практически в два раза, а по некоторым параметрам — и более. «Тем не менее перед нами стоят серьезные задачи по дальнейшему совершенствованию качества образования, услуг, которые оказываются в наших школах, — добавил он. — И эти задачи должны выполнять московская электронная школа, предпрофессиональное образование, интеграция различных уровней образования, начиная от детского, дошкольного образования и заканчивая профессиональным университетским».

Значит, будем ждать новых побед!

Читайте наши новости первыми - добавьте «МК» в любимые источники.



Партнеры