Крупная сетевая школа языка собрала деньги с клиентов и закрылась

Тысячи пострадавших объединяются и готовят иски

11.07.2018 в 19:27, просмотров: 12334

Это новости о разорившихся туроператорах разлетаются сразу. Между тем существуют крупные компании, которые тоже закрываются, оставив клиентов у разбитого корыта.

На днях без предупреждения закрылась языковая школа Speak Up, имеющая многочисленные отделения в Москве. Закрылась, предварительно заключив с тысячами людей кредитные договоры, сумма каждого из которых исчисляется десятками тысяч рублей. Экс-студенты обратились в ОБЭП. Среди пострадавших оказался и обозреватель «МК».

Крупная сетевая школа языка собрала деньги с клиентов и закрылась
фото: Вероника Пичугина
Студенты, которые приходят заниматься, оказываются перед закрытыми дверями.

Обучение в кредит

Язык — живой механизм, и если его не совершенствовать, он быстро забывается. Поэтому года три назад я записалась на курсы английского языка. Выбрала вроде приличные, в которых училась куча звезд, с их сайта улыбались поп-исполнители. Базовые знания у меня хорошие, так что меня определили сразу на высокий уровень.

Система обучения представлялась удобной: можно было выбирать занятия из расписания в любое время и параллельно заниматься в мультимедийном режиме (с домашнего компьютера или в здании школы). Можно было оплатить один уровень обучения (в общей сложности 40 занятий, включая 20 групповых с преподавателями и 20 на компьютере), а можно сразу несколько уровней, что было дешевле. Если достаточной суммы не имелось, предлагалось заключить потребительский кредит с одним из работающих со школой банков на выбор. Большинство студентов оплачивали обучение в кредит, и я в том числе. Школа в этом деле уже не участвовала — банк сразу переводил ей всю сумму за мою учебу авансом. Многим ученикам год обучения (четыре уровня) вставал в 80–90 тысяч рублей.

Я сначала оплатила в кредит пару уровней, потом решила взять кредит еще на два. Платила исправно, однако скоро столкнулась с тем, что занятия для моего уровня перестали выставлять в расписание. Вместо них мне активно предлагались групповые занятия в режиме онлайн. Я была категорически против. Во-первых, я платила именно за очное общение с преподавателями. Во-вторых, онлайн-занятия стоят куда дешевле, можно найти даже бесплатные. Да и вообще онлайн-система, которой пользовалась школа, у меня не грузилась ни на одном гаджете.

Я скандалила с администрацией по этому поводу бесконечно, требовала вносить занятия в расписание — и они появлялись раз в пару месяцев. Надо заметить, что ни личного консультанта, ни директора отделения никогда не видела на работе. Закончить обучение в срок (к июню этого года) не выходило никак — у меня оставался еще целый уровень на 40 занятий, получить которые я чисто физически не могла. Когда пару месяцев назад я пришла требовать разрешить ситуацию немедленно, девушка-менеджер уболтала меня не ссориться, попросила принести заявление с приложением документов об отпуске, командировках — чтобы у нее были «весомые аргументы» объяснить руководству необходимость продления времени моих занятий. Причина была совсем в другом, но я согласилась. Время не продлили. Зато проинформировали, что теперь за месяц занятий я должна платить школе дополнительно. И тогда недели три назад я потребовала расторгнуть договор, вернуть мне деньги за целый уровень и пригрозила судом. Сразу выяснилось, что у школы есть форма для претензии, я написала ее — и мне пообещали ответить в течение десяти рабочих дней.

Время шло, мне никто не звонил, по телефону школы тоже никто не отвечал, а сайт был недоступен. Я поехала туда лично и увидела замок на двери. Точнее, объявление о том, что школа закрыта «в связи с чемпионатом» с 18 по 25 июня (на дворе было уже 10 июля). Рядом висело объявление от студентов, где говорилось, что школа больше не работает.

Многие остались с кредитами, но без занятий. Интернет полон историй пострадавших, а одним из самых поисковых запросов после словосочетания Speak Up стал «как вернуть деньги».

фото: Екатерина Пичугина
Вот такое объявление висит на дверях отделения школы на «Новослободской».

Пострадавшие, объединяйтесь!

Сейчас скандал нарастает. Обманутые ученики создали несколько инициативных групп, подали заявление в суды и правоохранительные органы. «По факту оказалось, что вместо 60 тысяч за год я должна заплатить 84 тысячи», — рассказывает одна пострадавшая. После заключения договора студенты переставали интересовать школу совершенно: я и сама лишь через полгода выбила у них учебник своего уровня, не говоря уже о занятиях, каждое из которых доставалось потом и кровью.

Судя по информации в Сети, не у дел и преподавательский состав. Насчет текучки подтверждаю: за годы моего обучения преподаватели часто менялись.

Координатор общественного движения бывших студентов Наталья воюет со школой уже полгода. Сначала ей обещали вернуть деньги за вычетом пяти тысяч в пользу школы. Потом директор отделения письменно (!) гарантировала ей, что если после прохождения одного уровня ее что-то не устроит — деньги вернут. Система обучения ее не устроила совершенно, но деньги под разными предлогами не возвращали. Она долго билась, писала претензии, на которые никто не отвечал. Потом согласилась получить сумму, куда меньшую, чем она заплатила (ну хоть какую). После расторжения договора ее должны были вернуть в течение 10 дней. В апреле сказали, что у школы меняется собственник и до 15 мая деньги вернуть невозможно.

Студенты решили объединиться — созданы группы обманутых Speak Up в мессенджерах, в социальных сетях. Пострадавшие «пробовали взять штурмом» центральный офис компании на Тверской, 7, в здании Центрального телеграфа, но без пропуска их туда не пускают, а пропуск могут выписывать только отделения школы. Двух членов инициативной группы пустили лишь в компании вызванных ими полицейских, но последний сотрудник убежал из офиса буквально за пару минут до их прихода.

Тем временем студенты уже проводят собственное расследование. На днях в суде будет рассматриваться заявление о признании школы банкротом.

— Но я считаю своим гражданским долгом добиться справедливости, — говорит Наталья. — Даже если мы выиграем судебные иски и компания должна будет выплатить нам ущерб, совершенно не факт, что они это сделают. К тому же все помещения у школы арендуемые, имущества там кот наплакал. 21 июня инициативная группа подала коллективное заявление в столичный ОБЭП. Начато расследование.

— К сожалению, подобные истории в нашей стране происходят регулярно, — говорит известный московский юрист Людмила Трифонова. — Сегодня все чаще обманывают в сфере услуг — медицине, образовании. Пострадавшие в подобных ситуациях должны действовать в двух направлениях. Во-первых, подавать иски в суды — в связи с тем, что не были исполнены обязательства по договору (по закону о защите прав потребителей такие иски не облагаются госпошлиной). При подаче иска в суд надо сразу заявить ходатайство об аресте счетов. Кроме того, лучше всего объединиться и подать общее заявление в Главное следственное управление Москвы, Следственный комитет и прокуратуру — о возбуждении дела по статье 159, ч. 4 («Мошенничество»). Одновременно надо написать ходатайство о проверке финансовой деятельности между этой организацией и теми банками, с кем были заключены договоры, — был ли там умысел. Нужно также требовать проведения финансовой и аудиторской проверки.

«МК» будет следить за развитием событий.

Читайте наши новости первыми - добавьте «МК» в любимые источники.