В здоровом городе здоровый дух

Специалисты рассказали, каким стандартам должна соответствовать жизнь в мегаполисе

Жить в Москве всегда мечтала вся Россия. И сейчас интерес к столице страны не уменьшается. Город развивается во всех направлениях, растет, становится все красивее и удобнее. Из условных недостатков мегаполиса можно выделить разве что слишком динамичную, шумную жизнь — впрочем, этот фактор во многом и привлекает людей. И, конечно, нельзя ругать города за то, что в них никогда не будет сельской пасторали. Однако ж находятся те, кто по непонятным причинам ругает...

Эту тему решили поднять участники Московского урбанистического форума. Новый ориентир, на который теперь равняются власти, — здоровый и счастливый город.

Специалисты рассказали, каким стандартам должна соответствовать жизнь в мегаполисе

— Здоровый город — главный акцент нашей деятельности, — заявил, открывая форум, мэр Москвы Сергей Собянин. — Все наши действия, проекты и программы оцениваются сегодня с этой точки зрения: насколько они повышают качество жизни и здоровья людей. Очевидно, что урбанизация продолжает шагать по миру, и все большее количество людей живут в больших городах; большие города становятся движителями развития экономики целых регионов и стран. В больших городах продолжительность жизни больше, чем в сельской местности. Но продолжительность жизни не равна ее качеству: старость может быть насыщена хроническими заболеваниями и тяжела.

К сожалению, представление о больших городах — устоявшееся и не самое лучшее, заметил Собянин. Город по-прежнему считается местом стрессов, дискомфорта, транспортного коллапса, дурной экологии. Единственное, что влечет людей в города, это карьерный рост — так считалось еще недавно, подчеркнул мэр. Рецептом борьбы с этим многие полагали отъезд в сельскую местность: только там можно достичь гармонии.

— Я категорически не согласен с этим мнением, — сказал мэр, — и считаю, что такие проблемы действительно есть, но их можно решить. С учетом гигантского масштаба этих проблем их невозможно решить в один день, по мановению волшебной палочки. Но если поставить себе цель и работать постоянно, системно, создавая комфортную городскую среду, то это можно сделать, я в этом убежден.

Например, одна из главных проблем больших городов — это маятниковая миграция, когда большое количество рабочих мест расположено в центре, а жилье — на окраинах. Это создает транспортный коллапс при приезде и возвращении с работы, рассказал Сергей Собянин. Казалось бы, с этим невозможно ничего сделать: старые промзоны прекратили существование, спальные районы остались без рабочих мест, бизнес устремляется в центр города. Именно здесь создаются офисы, торговые и культурные центры. И тем не менее эту проблему оказалось возможно смягчить в Москве, сообщил Собянин. «За последние годы мы создали программу реновации промзон, — напомнил мэр. — Сегодня большая часть этих территорий находится в реновации на стадии подготовки документации, а 65 из 200 — в активной стадии строительства. Сегодня основной объем инвестиций комплексной застройки — на промзоны. То же — о торговле, общепите. Большее количество этих объектов строится за пределами ТТК».

В результате значительная масса рабочих мест рассредотачивается сейчас по всей территории Москвы достаточно равномерно. Один из факторов, стимулирующих предпринимателей переносить в бывшие промзоны свои офисы, стало обнуление платежей за смену вида разрешенного использования на промышленных объектах за пределами центра, сообщил Собянин.

— Следующая проблема — дефицит транспортной инфраструктуры, — продолжил градоначальник. — Нехватка дорог, некомфортный общественный транспорт, огромное количество машин — это создавало ситуацию, приближенную к транспортному коллапсу. Но мы поставили себе задачу: 90% москвичей должны жить в пешеходной доступности от станций метро. Эта задача на 2/3 решена, мы построили 80 станций метро и МЦК, это потребовало и требует огромной концентрации сил и ресурсов.

Отметим, что транспортные проблемы Москвы как агломерации невозможно решить в границах самой Москвы: многие из 20-миллионной Большой Москвы ездят ежедневно на работу внутрь МКАД. Именно поэтому родилась идея МЦД — Московских центральных диаметров. Совместно с Московской областью, РЖД и Правительством РФ Москва реконструирует радиальные направления железных дорог, чтобы интегрировать их в систему общественного транспорта столицы. Первые ласточки — то есть «Иволги» — поедут во МЦД уже в конце этого года.

— Это кардинально улучшит качество железнодорожного обслуживания, — полагает Сергей Собянин. — Мы удвоили количество людей, которые перемещаются на электричках, с 1 до 2 млн человек. На ближайшие годы есть план как минимум на 1 млн человек увеличить этот пассажиропоток.

Особенно важно качество социальной среды для людей старшего возраста, отметил мэр.

— Пенсионеры замыкаются в своей квартире, — говорит Собянин. — Это приводит к ухудшению их физического и психологического здоровья. В Москве с этой угрозой работает программа «Московское долголетие», в рамках которой люди старшего возраста обретают круг общения, новые интересы и бодрость.

«Мой район» — это не только социальная инфраструктура, но и развитие жизненной среды. Так, в рамках этой программы, как сообщил глава комплекса городского хозяйства Петр Бирюков, полностью реновируется печально знаменитая Капотня.

— У нас неплохие перспективы с точки зрения продолжительности жизни, надо сделать так, чтобы в городе можно было жить долго и счастливо, — резюмирует Сергей Собянин. Заметим, все это вполне вписывается в международную повестку развития мегаполисов: cleaner, greener, safier (чище, зеленее, безопаснее).

Как отметила заместитель мэра Москвы Анастасия Ракова, это важная веха — тот факт, что во главу угла на Московском урбанистическом форуме встали вопросы здоровья и качества жизни горожан, а не только транспорт или градостроительная политика.

— Нам нужны новые общественные пространства, чтобы москвичи занимались спортом и вели здоровый образ жизни. Допустим, есть программа «Московское долголетие», ориентированная на москвичей пожилого возраста. Если бы у нас не было инфраструктуры, мы бы просто не смогли ее развивать. Однако еще предстоит сделать очень многое, — продолжает Ракова.

Другая важная для качества жизни тема — городской транспорт нового поколения, который предстоит сделать более экологичным. По словам мэра Москвы Сергея Собянина, выбросы загрязняющих веществ в атмосферу по сравнению с 2010 годом в Москве сократились на 21,3%. Концентрация многих загрязняющих веществ уменьшилась в разы. Связано это со многими факторами: во-первых, многие москвичи отказываются от личных автомобилей, во-вторых, транспорт переходит на более современное топливо.

— Москва стала первым регионом России, который запретил продажу топлива ниже экологического стандарта Евро-5. Мы ввели ограничения на въезд в Москву и передвижение по городу грузовиков с двигателями низких экологических классов (Евро-0, 1, 2). Правительство Москвы убрало с городских дорог чадящие автобусы и маршрутки, заменив их современными моделями с двигателями Евро-4 и выше. А сегодня им на смену приходят электробусы. Жесткие экологические требования установлены и в отношении коммунальной техники, используемой в городском хозяйстве Москвы, — рассказал мэр Собянин. Он также упомянул о большом значении не только новых станций метро, но и новых магистралей: по словам мэра, после запуска Северо-Восточной хорды средний перепробег автомобиля в Москве уменьшился на 5 процентов. Значит, меньше вредных выбросов получил город.

Развитие мегаполиса по таким высоким стандартам обходится в миллиарды долларов — и даже триллионы рублей. Зато дает ощутимый эффект именно в плане качества жизни — причем надолго, уверен президент банка ВТБ Андрей Костин. Напомним, банк после кризиса 2008 года стал одним из крупнейших в столице девелоперов.

— Всем нашим проектам я так или иначе рад, — замечает банкир. — За последние 9 лет только наши прямые инвестиции в город составили 900 млрд рублей, а кредиты — 3,6 трлн. Помимо застройки это еще и инфраструктурные проекты. И в качестве девелопера я вижу: сейчас у нас абсолютно новый подход к качеству жилья, далеко не просто строительство квадратных метров. Что нас интересовало раньше? Чтобы от метро было недалеко и кухня больше 6 метров. Сейчас время требует и инфраструктуры, и парковых зон.

В ближайшие годы в общественное пространство Москвы войдет и много километров новых набережных, оборудованных уже не по стандартам 30-х годов прошлого века, с гранитом и автодвижением, а в экологичном стиле, заверил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. По его словам, уже сейчас этими проектами сильно заинтересовались девелоперы и покупатели недвижимости: из задворок река превращается в актив.

— Для качественной жизни в городе центру Москвы нужна очень хорошая застройка, — подчеркивает архитектор Сергей Скуратов. — А вот за ТТК отдельными зданиями мыслить нельзя: город на периферии, как недолюбленная женщина, нуждается в осмыслении. Там нужно строить малые города — с музеями, театрами, архитектурными доминантами.

И чиновники, и бизнесмены, и архитекторы уверены: качество жизни в мегаполисе может быть очень высоким — для этого нужно только профессионально работать над этим. И архитекторам, и инженерам-планировщикам, и девелоперам.

Сюжет:

Реновация

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру