До недавнего времени правительство Москвы анонсировало программу развития метрополитена только до 2015 года, называя в качестве ближайших ориентиров 75 км новых линий и 36 новых станций. Однако среднесрочные планы чиновников оказались гораздо масштабнее. «До 2020 года протяженность метрополитена должна увеличиться в 1,5 раза, увеличится шаговая доступность станций метро и снизится загруженность ряда линий», — заявил в среду на заседании городского правительства Сергей Собянин. Всего планируется построить 150 км новых линий, 42 км из которых приходится на Третий пересадочный контур, 70 станций и 7 новых депо. Таким образом, общая протяженность линий подземки должна увеличиться до 451 км, станций — до 252. «Эта программа является минимальной для метрополитена», — подчеркнул Собянин.
Первые два участка Третьего пересадочного контура (ТПК) — «Нижняя Масловка» — «Хорошевская» — «Деловой центр» и «Хорошевская» — «Кунцевская» — планируется ввести в эксплуатацию уже в 2015 году. В дальнейшем строительство Большого кольца сначала будет продолжено в сторону востока: в 2016 году предусмотрен ввод участка от «Нижней Масловки» до «Авиамоторной», включающего 5 станций, в
Пока чиновники более-менее определились со строительством новой ветки от «Проспекта Вернадского» вдоль Калужского шоссе в Новую Москву. Она должна быть спроектирована до 2015 года и построена до
Третий пересадочный контур будет иметь два пересечения с МКЖД, что позволит сформировать в Москве систему из пяти скоростных колец. Первое — уже хорошо известная москвичам Кольцевая линия, второе — ТПК, третье — МКЖД. Четвертое (самое большое) кольцо будет образовано южной частью ТПК и северной частью МКЖД, пятое — наоборот, северной частью ТПК и южной частью МКЖД. Пересадку с одного вида транспорта на другой предполагается организовать на станциях «Хорошевская» и «Нижегородская улица», которые превратятся в гигантские ТПУ. Никакой разницы между железной дорогой и метрополитеном пассажиры при этом не почувствуют, поскольку по обеим полуокружностям движение поездов будет осуществляться в тактовом режиме. «Совокупная работа Третьего пересадочного контура и Малого железнодорожного кольца создаст эффективную транспортную систему», — уверен Марат Хуснуллин. В отличие от Кольцевой ветки ТПК будет использоваться не только для движения поездов по кругу. «Будут созданы новые маршруты, которые позволят подвозить пассажиров, например, из Кожухова в Сокольники. Раньше таких возможностей для маневра у нас не было», — подчеркивает глава стройкомплекса.
В настоящее время в строительстве находятся 50 км линий метро и 18 станций. До конца года работы должны начаться на всех участках, входящих в план прокладки 75 км, а с 2013 года строители возьмутся за программу новой пятилетки