Четырехколесный ветеран чуть не погиб в санатории

Историю отечественной техники удается сохранить благодаря сараям

17 ноября 2013 в 17:14, просмотров: 2106

На улицах столицы в минувшую субботу были замечены «динозавры». – Многие москвичи, оказавшиеся в этот пасмурный день на центральных улицах и площадях столицы, могли увидеть проследовавшую мимо них колонну «ископаемых» образцов городского пассажирского транспорта.

В Белокаменной состоялся парад троллейбусов, посвященный 80-летнему юбилею открытия регулярного троллейбусного движения.

Четырехколесный ветеран чуть не погиб в санатории
фото: Александр Добровольский

Колонну начали готовить к торжественному «марш-броску» еще в сумерках. На всем пути следования от 1-го троллейбусного парка на Ленинградском шоссе до Филевского автобусно-троллейбусного парка на ул. Дениса Давыдова необычную троллейбусную вереницу ръяно фотографировала публика. Судя по всему, многие специально пришли и заняли удобные для этого места на перекрестках и тротуарах.

Дети недоумевали: «Папа, смотри какой смешной троллейбус! Разве такие бывают?» А взрослые ностальгировали. «О! Вот на таком же я когда-то, в студенческие годы до института добирался...»

Из девяти «рогатых» машин, собранных в парадной колонне «Мосгортранса», самой большой популярностью пользовались конечно пять «старичков» – троллейбусов, выпущенных более полувека назад.

«Старейшина» – увековеченный в стихах Окуджавы «синий троллейбус» МТБ-82Д. Такие машины выпускались серийно сперва в Москве, а потом в городе Энгельс с 1946 по 1961 г. Из сотен экземпляров, эксплуатировавшихся в столице вплоть до середины 1970-х, сейчас сохранился в «живом состоянии» лишь один – машина №1777.

Вслед за «синим троллейбусом» двигались два его современника, которые являются признанными шедеврами советского промышленного дизайна. Экскурсионный троллейбус СВАРЗ-ТБЭС-ВСХВ был спроектирован в середине 1950-х специально для обслуживания линии «В», проложенной по территории ВДНХ (прежнее название – Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, ВСХВ). В 1955-57 г. г. на Сокольническом вагоно-ремонтном заводе в Москве (СВАРЗ) было собрано всего около 20 экземпляров таких машин-«аквариумов» со сплошной лентой окон по бортам и наполовину прозрачным потолком. Впоследствии, после закрытия в 1971 году «выставочной» троллейбусной линии, эти красавцы были переоборудованы для работы на обычных городских маршрутах. Один из таких модернизированных СВАРЗов удалось отыскать и восстановить в его первоначальном варианте для музейной коллекции «Мосгортранса».

«В кильватер» ТБЭС-ВСХВ шел его «родной брат» – тоже очень элегантный СВАРЗ-МТБЭС. Это модификация «выставочной» модели троллейбуса, которую выпускали на московском заводе для городских линий с 1958 по 1967 г. г. Таких машин СВАРЗ собрал более 500 штук (одна из них увековечена в кадрах троллейбусной погони по Садовому кольцу в комедии «Берегись автомобиля!»). Единственный из всех МТБЭСов восстановлен для музея.

Смотрите фоторепортаж по теме: Старые троллейбусы на улицах Москвы
19 фото

Еще два «ветерана» в колонне представляли очень популярное на московских маршрутах лет 30-40 назад семейство троллейбусов ЗИУ-5. Машины эти 1960-х годов выпуска внешне очень похожи, однако представляют две разные модификации «пятерки», отличающиеся, главным образом, конструкцией ходовой части (у модели ЗИУ-5Г есть и хорошо заметная «внешняя примета» – так называемый «скворечник»: выступающее сзади над скатом крыши окошко-фонарь для размещения номера маршрута). По удивительному стечению обстоятельств, сохраненная для музейной коллекции машина №2323 оказалась «кинозвездой» – уже после того, как этот троллейбус попал к ним, музейщики выяснили, что именно он «засветился» в кадрах художественного фильма «Последний троллейбус».

Колесные «динозавры», которыми любовались в субботу москвичи, уцелели чудом. Благодаря существовавшей в прежние годы в Союзе привычке устраивать из старых списанных пассажирских машин сараи и бытовки на стройках, предприятиях и садовых участках. Именно там их обнаруживали энтузиатсы-поисковики – любители ретро-техники, а потом организовывали спасательные экспедиции и вывозили раритеты для их будущего восстановления. «Сарайно-бытовочную» стадию существования прошли фактически все ретро-троллейбусы.

МТБ-82 (данный экземпляр 1952 года выпуска, как выяснили специалисты, в начале своей трудовой деятельности обслуживал «элитную» линию на ВДНХ (еще до появления там СВАРЗ-ВСХВ), потом работал на обычных городских маршрутах и был списан в 1974 году) почти 15 лет «проработал» сараем на территории санатория «Узкое» на юге столицы и был вывезен оттуда для восстановления лишь в 1990-м.

«Выставочный» СВАРЗ-ВСХВ после «увольнения» и превращения в сарай потерял всю былую красоту и медленно врастал в землю на территории одной из строек на Каширке (автору этих строк довелось в свое время принимать участие в спасательной «вылазке», – тогда собралось несколько человек с топорами-лопатами, чтобы расчистить подъезд к ретро-троллейбусу, вокруг которого на этой заброшенной после окончания строительства территории успели вырасти настоящие джунгли).

А СВАРЗ-МТБЭС, «выйдя на пенсию», превратился, волею судеб, в бытовку-склад на одной из автомобильных стоянок на ул. Зорге. Следопытам удалось договориться с новыми хозяевами этого уникума и «выдернуть» его краном с территории паркинга.

«Кинозвезда» ЗИУ-5, не смотря на свое «киношное» прошлое, и вовсе оказался «сослан» «на периферию». Этот троллейбус и еще несколько его «собратьев», превращенных в сараи, образовали целый складской городок на задворках какой-то строительной «конторы» в Московской области у деревни Манихино – неподалеку от берега реки Истры... Из всех сохранившихся там «пятых» знатокам старой техники приглянулся своими «кондициями» именно этот – №2323. Его-то и вывезли для реставрации.

В субботу 16 ноября во время запланированной стоянки праздничной колонны на Театральной площади, здесь образовалось настоящее столпотворение. Сотни москвичей разного возраста получили возможность осмотреть-ощупать ретро-троллейбусы, зайти внутрь салонов, посидеть на обитых кожей мягких сидениях. Увы, шанс на подобное близкое знакомство с образцами пассажирской городской ретро-техники даже при самом большом желании может представиться очень не часто. Ведь коллекция старых автобусов, троллейбусов, трамваев в Москве есть, а места для их публичной демонстрации нет. Уже много лет «Мосгортранс» не имеет собственного музейного помещения или хотя бы открытой площадки, открытой для доступа посетителей. Отреставрированные старые машины приходится хранить, рассредоточив их по автобусным и троллейбусным паркам, трамвайным депо, и «показывать на людях» лишь пару раз в году – во время ретро-парадов.

Очень жаль. Состоявшаяся по случаю юбилея «вылазка» троллейбусов лишний раз доказала, что подобная экспозиция могла бы пользоваться огромной популярностью.



Партнеры