Юрий Борзаковский: добегу до Рио-де-Жанейро!

«Лужники» для Юрия Борзаковского — место знаковое

Здесь 15 лет назад к нему пришла первая громкая победа. Парень из Жуковского выиграл дистанцию 800 метров на Всемирных юношеских играх. Скоро он снова выйдет на главную арену страны, чтобы бороться за медаль чемпионата мира. Кроме него, никто из российских бегунов сегодня на это не способен.

«Лужники» для Юрия Борзаковского — место знаковое

— Юрий, помните ощущения от «Лужников» в 98-м? До Всемирных юношеских игр вам ни разу не доводилось бегать на больших стадионах?

— Да, на такой громадной арене стартовал впервые. Естественно, испытывал большое волнение. Ты внутри чаши «Лужников», вокруг десятки тысяч людей — все ярко и незабываемо. К тому времени я уже поставил перед собой конкретную цель — выиграть Олимпийские игры. И та победа на юношеских Играх укрепила мою веру в достижение цели. Мальчишкой я был покорен бегом кенийского датчанина Уилсона Кипкетера. С восторгом смотрел по телевизору, как он в 1997 году побил мировой рекорд британца Себастьяна Коэ. Именно Кипкетер во многом был моей серьезнейшей мотивацией в легкой атлетике. Нет, кумиром его не назову, а вот любимый спортсмен — это будет правильно. В 2000 и 2004 годах на Олимпийских играх мы бежали с ним в финалах. И в Афинах мне удалось обойти его на финишной прямой. Кипкетер остался вторым. Спустя несколько секунд он поздравил меня с победой, и у меня мелькнула мысль: «Ну вот и все сбылось».

— Олимпийская чемпионка в стипль-чезе Юлия Зарипова рассказывала, что во время забега ей нередко достается от соперниц: могут локтем врезать, пятку шиповкой задеть, поцарапать. А у мужчин так бывает?

— Нет. У нас все знают друг друга, отношения уважительные. С тем же Кипкетером я периодически переписываюсь в Интернете. Он в марте приезжал в Казань на мастер-класс для детей и через прессу передал мне привет — мол, пусть Борзаковский не расслабляется, потому что я собираюсь вернуться на дорожку.

Теплые отношения у меня и с олимпийским чемпионом Пекина-2008 кенийцем Уилфредом Бунгеем. Он на полном серьезе приглашал меня к себе в Кению на совместные тренировки. Бери, говорит, всю семью, места хватит, дом большой…

— А что же вы? Отказались?

— Отказался. Ну все-таки это Кения. Незнакомый климат, прививки надо делать. Наверное, рискованно туда ехать… Как-то тактично объяснил это Бунгею. Он меня понял, не обиделся.

— Вам привычнее горы Киргизии, Кисловодск, Чебоксары…

— Да, схема подготовки у нас с тренером Вячеславом Макаровичем Евстратовым давно отработана. В этом году много времени провели в горах. Месяц в Киргизии, два — в Кисловодске. Набирали объемы. Считаю, что физически подготовился хорошо.

— Вам 32 года. Для спортсмена возраст достаточно солидный. С каждым годом нагрузки переносить все тяжелей?

— Я не чувствую возраста. Да-да, не удивляйтесь. На тренировках некоторые беговые отрезки делаю быстрее, чем 15 лет назад. Правда, сейчас я дольше восстанавливаюсь и обязательно сплю днем. День рождения отмечал в Кисловодске, и меня приходила поздравить олимпийская чемпионка Лондона-2012 в беге на 400 метров с барьерами Наталья Антюх. Она тоже побеждала на Всемирных юношеских играх-98. Так у нее такие же ощущения от тренировок, как и у меня. А ведь почти все, кто начинал бегать с нами в прошлом веке, давно завершили карьеру. В чем причина моего спортивного долголетия? Спасибо родителям за генетическую наследственность, тренеру — за правильную стратегию в подготовке. Безусловно, свою роль сыграло и то, что с детства я приучен к труду. Когда родители уходили на работу, я оставался с младшими братом и сестрой, помогал им, варил щи на всю семью. Женился в 19 лет. Это тоже в тему ответственности перед семьей. Растим с Ирой двоих сыновей — Ярослава и Леву.

— Кстати, ваш сын Ярослав серьезно занимается легкой атлетикой. Советуется с папой?

— Сын тренируется в группе у моего первого тренера Любови Михайловны Мирошниченко. Она отличный наставник. Не уверен, что мне надо вмешиваться в ее работу. Хотя, конечно, что-то с сыном обсуждаем, все-таки одним делом занимаемся. Он в 11 лет бегает даже быстрее, чем я в этом возрасте. То есть задатки классного бегуна у сына есть. Но, несмотря на это, в будущем ему будет очень трудно проявить себя. Он обречен на сравнение Ярослава Борзаковского с Юрием Борзаковским. Сына с отцом. Сумеет ли выдержать громадный психологический пресс? Время покажет.

— Цель стать олимпийским чемпионом вами достигнута. А на мировой рекорд замахнуться не хотелось?

— Знаете, я с помощью Евстратова как-то быстро для себя определился. Мы решили прожить в спорте долгую жизнь. Никогда не гнался за рекордом, если бы погнался, скорее всего давно бы закончил с бегом. Не сочтите за нескромность, но мне по силам было стать мировым рекордсменом. Для рекорда, если говорить о себе, нужна специальная подготовка всего к какому-то одному старту в году, и там выжать из себя все силы, порвать душу. Не уверен, что, установив рекорд мира, смог бы после этого еще продержаться в спорте на высоком уровне, скажем так, лет пять. Титул олимпийского чемпиона для меня дороже, чем звание рекордсмена мира. Кипкетер — выдающийся бегун, он 13 лет владел мировым рекордом. А Олимпиаду не выиграл. Нет, между олимпийским «золотом» и мировым рекордом я однозначно выбираю первое.

— В 2011 году вы выиграли «бронзу» на чемпионате мира и надеялись успешно выступить на Олимпийских играх в Лондоне. Однако травма помешала этим планам, не удалось выйти в финал. Как долго переживаете неудачи?

— Стараюсь поскорей все негативное выбросить из головы. Зачем долго себя грузить? Надо проанализировать бег, найти причину и работать дальше. Мой тренер — отличный психолог. Он научил меня думать, отключать и включать голову. Что касается Лондона-2012, то я травмировался всего за десять дней до Игр на сборе в Чебоксарах. Повредил мышцу задней поверхности бедра, не мог делать рывок на финише. Врачи и массажисты делали все что могли пять дней, но без толку. Это было несчастье — провалилась вся подготовка.

Незадолго до Игр я выиграл чемпионат Европы. Пусть и с невысоким результатом — 1 минута 48,61 секунды, он в данном случае был неважен. Был готов бежать и на 1.44. (На чемпионате мира-2011 в южнокорейском Тэгу Борзаковский занял третье место с результатом — 1. 44,69. — Д.Т.) Важно, что на «Европе» прочувствовал ритм трех забегов — квалификационных и финала. Это была своеобразная репетиция Олимпийских игр.

— После Лондона пошли разговоры о том, что Борзаковский заканчивает карьеру…

— Не обращал на них ровным счетом никакого внимания. Мне-то понятно, почему не получилось на Олимпиаде. Повторюсь, это был несчастный случай. Отдохнул, проветрился и стал готовиться к новому сезону. Могу сказать, что он не станет для меня последним. Надеюсь, что смогу продержаться и до своих пятых по счету Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро-2016. Я еще не набегался. Журналисты часто спрашивают, какая у меня мотивация заниматься спортом после того, что в нем выиграно почти все? Да не нужно мне какой-то особой мотивации. Просто я очень давно люблю бег.

— В секторах «Лужников» уложено новое покрытие «мондо». На недавнем соревновании «Московский вызов» вы его опробовали. Каковы впечатления?

— Хорошие. Дорожка быстрая. Это чувствовалось даже несмотря на то, что она была мокрая после дождя. Было душно, и мне не удалось показать быстрый финиш. Но все равно по сравнению с первым соревнованием сезона в Словении результат был улучшен. Так что все идет по плану.

Еще одно тестирование «Лужников» состоится в июле на чемпионате России.

Думаю, что к августовскому чемпионату мира буду иметь полное представление об арене. Намерен бороться за медаль. Задача «просто выйти в финал, а там посмотрим» не ставится. Только борьба за медаль.

Схватка предстоит жаркая. В Москву приедут все сильнейшие бегуны во главе с олимпийским чемпионом Лондона и мировым рекордсменом кенийцем Дэвидом Рудишей. Будет очень интересно!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру