Опора для Воробьева: идеи и люди

Алексей ЧАДАЕВ, политолог, директор центра «Московский регион»

09.07.2013 в 22:56, просмотров: 1460
Опора для Воробьева: идеи и люди
фото: Наталья Мущинкина

Выборы — не только конкуренция личностей, но и соревнование предвыборных программ. Кандидаты не просто раздают обещания — они предъявляют свои стратегии: план действий власти на ближайшие годы.

В случае Андрея Воробьева первая заявка на программный подход была сделана еще зимой. Тогда новоиспеченный и.о. губернатора выступил с заявлением «Наше Подмосковье: перспективы развития». С тех пор прошло достаточно времени, чтобы получить «обратную связь» на высказанные идеи. Сейчас, при выходе на финишную прямую, уже можно говорить об обновленной, проверенной в работе и скорректированной версии программы «Наше Подмосковье 2.0».

Базовая идея фаворита кампании осталась неизменной: Московская область может и должна быть более привлекательным для жизни, комфортным и обустроенным местом, чем столица. Сегодня такой подход все еще выглядит революционным, если не сказать утопическим. Как это возможно, чтобы периферия жила лучше, чем центр? Однако мировая практика развития пригородов крупных городов неопровержимо доказывает: это более чем реально. И не в таком уж далеком будущем.

Пусть даже мировой опыт одно, а Россия другое: мы-то были и остаемся сверхцентрализованной страной. Но даже если брать отдельно Россию, задача остановить перетекание капитала, промышленности, квалифицированных кадров в столицу для нашей страны почти равнозначна задаче выживания в будущем.

Непосредственно для Подмосковья альтернатива сегодня выглядит так. Либо превратиться в спальный район Москвы и быть «съеденным» ею, либо сохранить собственное лицо и собственную модель развития, где опорными пунктами будут выступать существующие города и районные центры. Именно поэтому Андрей Воробьев сегодня так внимателен к вопросам градостроительной политики, облика городов и планирования пространства подмосковных территорий.

Есть ли у Воробьева и его команды на кого опираться в Подмосковье в реализации этих амбициозных замыслов? Такой слой сегодня существует, и это наиболее деятельная и активная часть жителей региона. Называя вещи своими именами, это подмосковный средний класс.

Здесь он совсем другой, чем в столице. Там это, строго говоря, обычная городская буржуазия, которая более всего озабочена проблемой организации массового досуга в черте города — что и находит свое отражение в московских уличных и околополитических событиях последних лет. Жители Подмосковья, напротив — это люди, живущие в режиме острого дефицита свободного времени. У них его просто нет. Время сжирают пробки, длинные расстояния от дома до работы. Сегодня общая неустроенность пригородной жизни — это неприятная расплата за самостоятельность: возможность жить в собственной квартире, иметь или копить на автомобиль, строить планы на будущее.

У подмосковного среднего класса совсем другой набор требований и претензий к власти. Им нужна качественная среда обитания непосредственно в окрестностях их квартиры, в их маленьком городе, на протяжении их ежедневных маршрутов — из дома на работу, в магазин, в детский сад, поликлинику, парк.

Именно на это направлены основные идеи и.о. губернатора: нужны видимые улучшения не в целом по стране/региону, а в каждом городе, микрорайоне, дворе. Недорогая и прозрачная для людей система коммунальных платежей. Удобные и современные сервисы госуслуг, не требующие больших затрат времени и усилий. Красивый вид из окна, не испорченный лесом многоэтажек и горами вывезенного из столицы мусора. Рабочие места рядом с домом. Более разнообразный набор вариантов перемещения — комфортабельная электричка, маршрутка, легкое метро, такси, собственное авто. Достойная оплата труда для учителей, врачей, работников коммунальных служб и всей бюджетной сферы, чтобы те, кто обеспечивает социальные услуги в Подмосковье, могли жить и работать у себя в городе или районе, не мотаясь в столицу за длинным рублем. Разумная дорожно-транспортная инфраструктура — эстакады вместо железнодорожных переездов, обходные пути для грузовых авто, разделение потоков пригородного и дальнобойного транспорта. Сохранение в первозданном виде природных и культурных памятников, которые сегодня украшают окрестности практически каждого из подмосковных городов.

Все это выглядит просто на словах, но на деле это долго, сложно и дорого. Однако ничего невозможного в решении этих задач нет. Тем более что значительную их часть жители подмосковных городов могут реализовывать и уже реализуют сами, при разумной, точечной поддержке со стороны региональной власти. Конкурс проектов «Наше Подмосковье» — действующий механизм такой поддержки. Его новизна состоит в том, что губернатор помогает тем, кто уже сегодня работает в Московской области. По той же логике строится и программа Воробьева: ее наполняют предложениями людей с мест, которые обсуждаются с экспертами и чиновниками, в результате чего высказанные идеи превращаются в документы — утвержденные схемы решения проблем.

Если январские тезисы Воробьева были скорее декларацией намерений, то сейчас из них вырастает конкретный план действий. А значит, на выборах 8 сентября люди будут голосовать не просто за своего кандидата, но и за то, чтобы этот план воплотился в жизнь.



Партнеры