По последнему слову техники
Виртуальный прием заявок медленно, но верно стал сокращать набившие оскомину «живые» очереди. Как выяснилось, предыдущие системы записи в ДОУ показали свою неэффективность из-за технического несовершенства.
— К началу 2013 года в нашей базе данных числилось свыше 210 тысяч заявителей, — рассказывает министр государственного управления, информационных технологий и связи Московской области Мария Юргелас. — Эта цифра постоянно увеличивалась из-за ряда путаниц: ведь данные на детей вносили не только родители, но и чиновники. Первым шагом к решению этой проблемы стало утверждение единого регламента и единого подрядчика для всех 380 муниципальных образований области. Запущена обширная социальная реклама: баннеры на портале госуслуг, подмосковного правительства и сайтах муниципальных образований, пиар-кампания в местных СМИ. Стоимость всего комплекса мероприятий по ЕИС — 19 миллионов рублей.
Благодаря единому принципу работы с персональными данными социальные службы получают возможность отслеживать путь ребенка от его рождения до поступления в вуз, что позволит избежать бюрократической волокиты с поиском многочисленных справок.
Новую систему признали рабочей после тестирования в нескольких муниципальных образованиях Московской области.
Одним из первых «пилотов» нововведения стали Химки.
Все соцслужбы в одном здании
Администрация этого подмосковного города поставила своеобразный эксперимент, передав полномочия чиновников из Управления по образованию местному Многофункциональному центру предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Просторные коридоры, подготовленный персонал и около 30 «окошек» регистрации свели к минимуму дискомфорт от ожидания, необходимого для постановки на учет.
— Внесение ребенка в базу занимает не более 15 минут — большая часть времени уходит на сканирование документов, — делится специалист-оператор Химкинского МФЦ Елена Воробьева. — От заявителя требуется предъявить паспорт, свидетельство о рождении и при наличии льгот — справку с места работы или удостоверение многодетного родителя. Если, скажем, мама зарегистрирована в одном районе, а папа в другом, то можно выбрать детские садики исходя из прописки.
Местные жители уже оценили преимущества системы.
— Я купила квартиру в новом квартале, и в очередь мне приходится вставать только теперь, — признается молодая мама Янина Мирюкова. — Но микрорайоны развиваются очень динамично: когда построенный подле моего дома детский сад введут в эксплуатацию, мы сразу же получим там место, так как имеем территориальный приоритет. Мне дали всю контактную информацию, если я не разберусь своими силами, мне помогут специалисты.
По мнению сотрудников Многофункционального центра, количество желающих подать документы устойчиво растет.
— Только за первую неделю действия ЕИС к нам обратилось около 200 заявителей, — констатирует директор Химкинского МФЦ Алексей Колмаков. — Мы занимаемся оказанием услуг и городской администрации, и БТИ, и ФМС, и ЗАГСа. Здесь как в Европе: через нас проходят и водительские права, и оформление собственности на квартиру, и многое другое. Люди понимают, что лучше нести 10 документов к одному исполнителю, чем делать наоборот.
Все опрошенные отмечают и такой плюс как возможность отслеживать очередь в детский сад в режиме онлайн. ЕИС абсолютно прозрачна. Управление по образованию повлиять на очередь не может. Любое вмешательство сразу же отражается в журнале. Если произошел сбой, пользователь видит, кто и когда заходил в его учетную запись.
Основным способом связи между родителями и чиновниками пока остается электронная почта, но в обозримом будущем правительство планирует запустить сервис SMS-оповещения. А с 2014 года по аналогичной схеме станет функционировать и запись детей в школы.