Побег из Шанхая

Французский архитектор Борина Андриё: «Вам нужно делать «аккуратные шовчики», чтобы увязать новое с историей и культурой»

13.08.2013 в 18:06, просмотров: 2559

Как будет выглядеть Подмосковье через 20—30 лет: по-европейски уютным и малоэтажным, по-азиатски урбанистическим? А может, область пойдет своим путем, сохранит самобытный облик, бережно вставляя в историческую ткань городов все новое и лучшее, что могут предложить современные градостроительные технологии? Обо всем этом и многом другом состоялся дискуссионный разговор на конференции «Развитие Подмосковья: взгляд в будущее», которая прошла в рамках Международной отраслевой выставки «Строительная неделя-2013».

Побег из Шанхая
фото: Геннадий Черкасов

Найти свой путь

Последние годы архитектура Подмосковья переживала не лучшие времена. Чрезмерная, сверхплотная жилищная застройка поглотила многие уютные и весьма комфортные для жизни города и поселения области. Они слились с безликими спальными районами столицы. И это не единственная проблема. Нанесен серьезный ущерб уникальным природным объектам, экологии региона, подмосковные дороги находятся на грани транспортного коллапса. Озабоченность правительства Московской области тем, какую выбрать градостроительную политику в данной ситуации, вполне понятна. И радует тот факт, что поиски решения власти ведут в сотрудничестве с архитекторами и проектировщиками.

Такой форум зодчих в Московской области проходит впервые. Открыл конференцию врио губернатора Подмосковья Андрей Воробьев. В мероприятии также приняли участие зампред правительства Московской области Герман Елянюшкин и министр по архитектуре и градостроительству Алексей Воронцов. Впервые к этой работе были привлечены не только отечественные, но и зарубежные архитекторы.

«Подмосковные города должны быть уютными, красивыми, но, к сожалению, сейчас мы больше напоминаем полигон для девелоперов, которые поставили перед собой лишь одну задачу — заработать много денег. Но я очень рассчитываю после сегодняшнего разговора на партнерство с вами», — сказал Андрей Воробьев, обращаясь к представителям архитектурного сообщества.

Он отметил, что Подмосковье не должно копировать образцы столичного стиля и опыта застройки, а идти своим путем, при этом создавая удобную, гармоничную и эстетически привлекательную среду проживания, снижая этажность, внедряя новые архитектурные идеи, делая города разнообразными, инновационными и в то же время максимально комфортными.

фото: Роман Орлов

Выбрать лучшее

За последнее десятилетие произошел мощный вброс денег в Московскую область — в результате все территории между 15 вылетными магистралями стали застраиваться в режиме сверхплотности. Вокруг МКАДа выросли панельные джунгли из 17—25-этажных высоток. При том что практически вся Европа — это застройка до шести этажей. Правда, Россия находится между Азией и Европой. Например, мегаполисы в Китае, где, как в Шанхае, строится до миллиарда квадратных метров в год, в основном застроены 25-этажными домами. Но стоит ли нам идти по этому пути? И стоит ли копировать опыт старой Европы?

На эти стратегические вопросы попытались ответить авторы градостроительных концепций застройки Подмосковья, которых на форуме было представлено немало. Собственно ради этого он и проводился. Андрей Воробьев подчеркнул, что ценность данного мероприятия в его практическом формате. «Я люблю, когда предлагаются на рассмотрение проекты, концепции. Особенно когда тебе предлагают то, от чего ты не можешь отказаться. Я имею в виду, что есть вещи, которые меняют среду обитания», — добавил он. 

По словам руководителя региона, облик подмосковных городов складывается нередко из мелочей — это и реклама на улицах, и освещение, и оформление торговых витрин. Особое место в своем выступлении Воробьев отвел вопросу этажности жилых зданий: «Малоэтажное строительство — это наши симпатии, наш приоритет, но мы не исключаем, что новые города, которые будут закладываться с вашей легкой руки, руки профессионалов, будут спроектированы так, что мы увидим там Сити, но давайте это делать умно, советоваться».

Умело и осторожно, не навредив культурному наследию и уникальной природе Подмосковья, — вот, пожалуй, основной принцип, к которому призывали все участники конференции. Автор одной из концепций Борина Андриё, генеральный директор архитектурного бюро «Wilmotte&Associé» (Франция), в частности, сказала: «Большая агломерация — это множество центров, поэтому вам нужно делать «аккуратные шовчики», чтобы увязать новое с историей и культурой».

Сохранить наследие

В Московской области 22 исторических города, 2 из них — Коломна и Зарайск — включены в федеральный перечень исторических городов России, а градостроительный ансамбль Троице-Сергиевой лавры включен в список мирового архитектурного наследия ЮНЕСКО.

Здравый смысл подсказывает, что при осуществлении градостроительной деятельности в этих городах следует в первую очередь сосредоточить усилия на сохранении и реставрации исторических ансамблей, бережно относиться к городской ткани прежних эпох. Но на деле получается все совсем не так. Исторический центр большинства городов, входящих в Золотое кольцо Подмосковья, чаще всего выглядит так: кремль или древний монастырь, иногда несколько соборов окружают район ветхой одноэтажной застройки конца XIX — начала XX века, за этими трущобами нередко даже не видно архитектурную жемчужину. Однако городским властям и застройщикам проще и дешевле осваивать пустые территории на окраинах городов, чем заниматься реноваций исторических кварталов.

Единственное исключение из этого общего правила — Коломна. Администрация города сумела сделать его комфортным для жителей и привлекательным для туристов. «Вот Коломна, например, прекрасный город, в котором, кстати, нет гостиницы, нет велосипедной дорожки, но есть кремль, есть храм, все то историческое наследие, которое нам с вами досталось, все сохранено на сто процентов, — отметил Андрей Воробьев, — такие центры, места, где творили Марина Цветаева, Антон Чехов, должны быть центрами притяжениями и для нас, и для иностранных туристов».

Строить, не уничтожая исторические культурные очаги, — к этому призывали многие докладчики конференции. Но известный архитектурный критик Григорий Ревзин пошел еще дальше и предложил использовать исторический бэкграунд для повышения коммерческой привлекательности подмосковных проектов недвижимости. В таких городах, как Зарайск, Сергиев Посад, Волоколамск или Коломна, тоже может быть своя «Золотая миля», как в Москве, где район старой застройки между Пречистенкой и Остоженкой превратился в квартал элитной недвижимости.

Правда, без транспортной доступности мало кто соблазнится таким предложением — «элитка» за 100 с лишним километров от Москвы может заинтересовать только пенсионеров и безработных, которым по карману совсем другие форматы жилья.

Пустить свободный траффик

Многие жители Подмосковья проводят большую часть жизни в дороге. От двух до пяти часов в день тратят они, чтобы добраться из области до работы в Москве и обратно. Поэтому вопросы развития транспортной инфраструктуры лежали в основе каждой концепции. Однако самый полный доклад на эту тему сделал Алексей Воронцов, министр по архитектуре и градостроительству Московской области.

Основу транспортной инфраструктуры, объединяющей все транспортные узлы Подмосковья, составляют 18 радиальных и две кольцевые автодороги, 14 из которых федеральные, а также территориальные дороги общей протяженностью 16 тыс. км. Часть из них до сих пор не имеет покрытия. Хотя это важная транспортная сеть, она связывает тысячи населенных пунктов области.

В настоящее время состояние транспортной инфраструктуры Московского региона характеризуется очень большой загруженностью, особенно в выходные и праздничные дни. Главные причины — низкая плотность дорог, несбалансированная жилая застройка, отсутствие мест приложения труда по соседству с новостройками. Впредь подмосковные власти собираются согласовывать планы на строительство жилых микрорайонов с возможностями траффика и развивать деловые центры и промышленные кластеры в каждом муниципальном районе. Но как выйти из транспортного коллапса сейчас? Ведь то, что уже построено, ломать не будут.

Воронцов рассказал, что в целях разрешения сложившейся ситуации проектировщики предлагают преобразовать нынешнюю разрозненную дорожную сеть в современную трехуровневую сетевую структуру. Она будет сформирована на основе строительства и реконструкции автомагистралей федерального значения, скоростных автомобильных дорог и также обычных автодорог регионального, межмуниципального и местного значения. Но кардинально изменит ситуацию, по его мнению, только строительство ЦКАД.

«ЦКАД — это система хорд, обеспечивающая интеграцию областной сети в систему международных и российских транспортных коридоров, а также связь городов области между собой, — отметил министр. — Основные технические параметры скоростного участка ЦКАД: категория автомобильной дороги — IА; количество полос движения после завершения первого этапа строительства — 4; количество полос движения после завершения второго этапа строительства — 6/8; расчетная скорость движения — 140 км/час, общая протяженность автомобильной дороги составит 530 км».

Кольцевая автодорога будет оснащена современной автоматической системой управления дорожным движением, станциями метеорологического наблюдения, вертолетными площадками, средствами экстренной связи, стоянками для отдыха водителей и зонами дорожного сервиса. Съезды и въезды на нее будут осуществляться только через многоуровневые транспортные развязки. Их планируется сделать 34. На пересечениях с железными дорогами и территориальными автодорогами предусматривается сооружение 95 путепроводов. Для пешеходов построят 22 подземных и надземных перехода. Памятники культурного наследия и особо охраняемые природные территории защитят от воздействия транспортного шума. В настоящее время уже завершена подготовка проектной документации на строительство ЦКАД.

Но все транспортные проблемы региона с помощью одного только строительства и реконструкции автодорожной сети не решить. Эксперты считают, что ежедневные транспортные потоки, когда люди едут на работу в Москву или обратно в область, можно купировать, только когда большая часть жителей предпочтет личный транспорт общественному. А для этого нужно развивать систему скоростного пассажирского внеуличного транспорта Москвы и области. Технические решения могут быть различными — предлагают развивать аналог «легкого» метро, экспресс-электропоезда (по типу «Аэроэкспресса»), скоростные трамваи. Работа в этом направлении уже ведется, в частности, на конференции говорили о том, что будут созданы два полукольца — Западное, около 90 км, и Восточное — немного большей протяженности. Предлагается также связать единой скоростной системой метрополитена международные аэропорты Московского авиационного узла.