В Щелкове протест против автомагистрали «Западный обход» вышел далеко за рамки района

Щелк! И “по живому”

Если для того, чтобы построить дорогу, гражданам нужно собрать тысячи подписей, воззвать ко всему миру и вообще пуд соли съесть, то вот чтобы отменить такое строительство, не помогает ни первое, ни второе, ни третье. С этим уникальнейшим в нашей жизни явлением столкнулись жители города Щелкова, протестующие против строительства автомагистрали «Западный обход». Ни многочисленные митинги, ни даже письма губернатору Подмосковья пока результатов не дают. Городские власти полны решимости протащить новый генплан c «Западным обходом». И создать в крае острейшие социальные проблемы.

Щелк! И “по живому”
Депутат Мособлдумы по Щелковскому району Наталья Еремейцева.

— С одной стороны у нас Центр космической связи, мощное электромагнитное излучение, — говорит жительница Щелково-7 Валерия Кожевникова. — Теперь здесь добавятся выхлопные газы от фур и большегрузов, они превратят наш микрорайон в отстойник. Ведь дорога эта транзитная. По нормам автострада не должна приближаться к жилым постройкам ближе чем на 100 метров. Здесь она пойдет под окнами. Мы задохнемся от угарного газа и радиоизлучения…

С группой жителей микрорайона Щелково-7 мы стоим у местного рынка, по которому в том числе должна будет прокатиться новая автомагистраль. Услышав словосочетание «западный обход», случайные прохожие тут же присоединяются к импровизированному митингу.

— У нас тут никакой социалки нет, а нам дорогу подсовывают! — раздаются реплики.

— Никаких публичных слушаний по размещению магистрали не было, а «объезд» вот-вот начнут строить...

Сказать, что Щелково бурлит, — значит, ничего не сказать. Против нынешнего генплана (он предусматривает строительство 4-полосной автомагистрали «Западный обход») выступили все горожане. Даже партии здесь заодно против проекта генплана. А всего вокруг этой проблемы объединились 60 общественных организаций.

Жители хотели бы напрямую обсудить проблемы с губернатором Подмосковья Андреем Воробьевым, ждут его в гости. Но он все не едет и не едет.

— В соседней Балашихе губернатор по вопросу генплана был раз 5 или 6, — замечают они. — Там чиновники побаиваются народного мнения, создали согласительную комиссию. Наши чиновники ничего и никого не боятся.

Поскольку ситуация со щелковским «гениальным планом» (как тут его называют) уже вышла на общероссийский уровень, то конфликтом жителей с городской властью занялась Общественная палата России. Пару месяцев назад она слушала этот вопрос. Хотите верьте — хотите нет, в набитом до отказа конференц-зале было полно горожан, все общественные организации. Не было только… сотрудников горадминистрации!

Во второй раз слушания назначили уже в центральном офисе ОП РФ на Миусской площади. Туда нехотя отправилась делегация местных чиновников и депутатов. Когда дискуссия по вопросу развития города дошла до кульминации, щелковские чиновники и депутаты в знак протеста... покинули зал Общественной палаты РФ! Как с такими «отцами» города вести диалог?

■ ■ ■

Но, может, все мы чего-то не понимаем? Может, действительно генеральный план г. Щелкова образца 2013 г. — гениален? Бывает же так, что вся рота идет не в ногу, а только один поручик идет в ногу.

Итак, что беспокоит жителей города?

Ожидается (горожане это ожидают с тревогой), что к 2030 г. население здесь увеличится до 140 тыс. человек — против 110 тыс. нынешних. Это если верить официальным данным. Но им никто не верит, и вот по какой причине. К 2030 г. в Щелкове введут в строй 29 тыс. новых квартир, в которых будет проживать по 0,95 человека, меньше одного на квартиру с лоджией и раздельным санузлом. Такие цифры называют в администрации города. Но практика показывает, что в квартире живет не 0,95, а 2,7 человека. Численность населения составит минимум 170 тысяч!

Вот чтобы избежать транспортного коллапса (сегодня до Щелкова из-за немереных пробок просто не доехать!), новый генплан и предусматривает строительство 4-полосной автомагистрали под кодовым названием «Западный обход». По мнению властей, он разгрузит другие муниципальные и региональные дороги. А по мнению щелковцев, просто-напросто убьет экологию.

Само название говорит, что новая дорога должна пройти мимо города, в объезд. На самом же деле она сотрет с лица земли с десяток тихих и зеленых улочек микрорайонов Нижнее Потапово и Набережная. Вплотную, на расстояние 8–10 метров, приблизится к высотным жилым домам Щелково-7 и микрорайона Финский.

Словом, был в Щелкове, небогатом парками и скверами, зеленый островок — и его не станет. Жители улиц Добролюбова, Герцена, Браварской, Мичурина, Чкалова, 1-го и 2-го Авиационного проезда и многих других обращаются к губернатору Подмосковья: помогите!

Спрашиваю: неужто в городской черте не осталось свободного места, где можно было бы проложить «обход»? Чтобы не рушить частные постройки с огородами, не вырубать лес? Вопрос интересный. Рядом с городом имеются свободные пустующие поля, по которым можно пустить эту самую объездную дорогу. Но те земли, как утверждают жители, якобы принадлежат депутатам Щелковского городского совета. А они, судя по всему, под занавес своей доблестной законотворческой деятельности (14 сентября будут перевыборы) решили их застроить новыми жилыми микрорайонами, извлечь неплохие барыши.

Похоже, и большинство депутатов, и городскую власть такой вариант генплана, где дорога идет «по живому», вполне устраивает.

Когда в 2013 г. городскому поселению понадобилось подготовить генплан развития, был объявлен, как и положено по закону, тендер. Документ этот — штука серьезная и дорогостоящая, в Щелкове его детальная проработка тянула примерно на 11 млн рублей.

Однако конкурс выиграла фирма, предложившая минимальную цену: 3 млн.

Представляете, каков этот документ? Что можно ждать от такого генплана? Что везде в городе, тут и там, появятся 17–20-этажные дома, что генплан полностью ляжет под строительные компании, удовлетворяя их аппетиты. Сомнений в том, что выигравшая тендер фирма для властей своя в доску, не остается. Она даже находится в здании, где располагаются офисы администрации города.

Горожанам и представить себе трудно, что начнется, когда к уже строящимся микрорайонам добавятся новые.

— У нас в Щелково-7 15 тыс. населения, — рассказывает Маргарита Жигалина. — Это коренные жители, здесь родились и выросли. А вот видите, поднялись дома новых микрорайонов Богородский и Финский? Заселена только одна треть. Но количество детей уже выросло на 800 человек, это целый терапевтический участок. Чувствуете, какие очереди к педиатру? И не только. Ведь у детей есть родители, они считают себя полноправными горожанами, требуют социальных удобств. А из «удобств» одна-единственная поликлиника, 1,5 тыс. очередь в детские сады, школы, которые давно перешли на двухсменку. Новый генплан не дает нам никаких социальных объектов, к чему призывает губернатор. Зато «обход» разрушит и старую часть микрорайона, и садовые товарищества, и дубовую рощу. Отдыхать с детьми будет негде…

И хотя «Западный обход» встречает жесточайший отпор жителей, его строительство решено не откладывать в долгий ящик. 28 марта главный архитектор Московской области издал постановление — начать межевание автострады, а местным властям предписано этому процессу оказывать всяческое содействие.

Правда, 4 апреля на заседании межведомственной комиссии правительства МО проект генплана рекомендовано было не просто отправить на доработку, а кардинально переделать и повторно вынести на публичные слушания.

— Комиссия проходила в главном центре принятия решений, это сердце правительства региона, — говорит депутат Мособлдумы по Щелковскому району Наталья Еремейцева. — Мы все воодушевились, что нас услышали, что есть справедливость на свете. Но 8 апреля, всего через 4 дня, на городском сайте появился уже «переработанный» генплан. По мелочам там что-то подправили, но основа осталась прежней: и «Западный обход», и занижение предполагаемого числа жителей (чтоб не строить социалку), и уничтожение рекреационных зон…

Как все это понимать?

Микрорайон деревни Набережная (примыкает к военному городку Щелково-7) — зона старинной жилой застройки — частный сектор. Сейчас здесь немало красивых коттеджей. Люди строили их годами и десятилетиями, по камешку и кирпичику. Не обращались за помощью к государству, сами улучшали жилищные условия. Если их постройки пойдут под нож бульдозера, они останутся без собственности, денег на новые коттеджи у них нет.

— Дорогу по-другому надо вести, — горячится военный пенсионер Анатолий Иванович Асташин, — без сноса частного сектора. У меня огородик 3 сотки, своя картошка, капуста. Зачем мне городская квартира, каменный мешок? Перееду туда, долго не проживу.

— Когда готовится проект любой автомагистрали, проектировщики обязаны делать альтернативный вариант, — поясняет Наталья Еремейцева. — Под общественным давлением проектировщики такую альтернативу предусмотрели. Но власти о ней никому и ничего не говорят, даже от Мособлдумы держат в секрете. Взглянуть бы на нее хоть одним глазком!

В городе за неимением контактов с властью разрабатывают собственные проекты.

— «Западный обход» нас от пробок не спасет, — считают Марина Лютикова и Елена Яшечева. — Об этом говорят и независимые эксперты. Есть идея построить в Щелкове три моста по две полосы — и по ним пустить транспортные потоки. И природу сохраним, и в городе волнения прекратятся.

Однако предпосылок к тому, что тут воцарится спокойствие, особенно не видно. Слишком полярные точки зрения у тех и у других.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26517 от 6 мая 2014

Заголовок в газете: Щелк! И “по живому”

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру