— С одной стороны у нас Центр космической связи, мощное электромагнитное излучение, — говорит жительница Щелково-7 Валерия Кожевникова. — Теперь здесь добавятся выхлопные газы от фур и большегрузов, они превратят наш микрорайон в отстойник. Ведь дорога эта транзитная. По нормам автострада не должна приближаться к жилым постройкам ближе чем на 100 метров. Здесь она пойдет под окнами. Мы задохнемся от угарного газа и радиоизлучения…
С группой жителей микрорайона Щелково-7 мы стоим у местного рынка, по которому в том числе должна будет прокатиться новая автомагистраль. Услышав словосочетание «западный обход», случайные прохожие тут же присоединяются к импровизированному митингу.
— У нас тут никакой социалки нет, а нам дорогу подсовывают! — раздаются реплики.
— Никаких публичных слушаний по размещению магистрали не было, а «объезд» вот-вот начнут строить...
Сказать, что Щелково бурлит, — значит, ничего не сказать. Против нынешнего генплана (он предусматривает строительство 4-полосной автомагистрали «Западный обход») выступили все горожане. Даже партии здесь заодно против проекта генплана. А всего вокруг этой проблемы объединились 60 общественных организаций.
Жители хотели бы напрямую обсудить проблемы с губернатором Подмосковья Андреем Воробьевым, ждут его в гости. Но он все не едет и не едет.
— В соседней Балашихе губернатор по вопросу генплана был раз 5 или 6, — замечают они. — Там чиновники побаиваются народного мнения, создали согласительную комиссию. Наши чиновники ничего и никого не боятся.
Поскольку ситуация со щелковским «гениальным планом» (как тут его называют) уже вышла на общероссийский уровень, то конфликтом жителей с городской властью занялась Общественная палата России. Пару месяцев назад она слушала этот вопрос. Хотите верьте — хотите нет, в набитом до отказа конференц-зале было полно горожан, все общественные организации. Не было только… сотрудников горадминистрации!
Во второй раз слушания назначили уже в центральном офисе ОП РФ на Миусской площади. Туда нехотя отправилась делегация местных чиновников и депутатов. Когда дискуссия по вопросу развития города дошла до кульминации, щелковские чиновники и депутаты в знак протеста... покинули зал Общественной палаты РФ! Как с такими «отцами» города вести диалог?
■ ■ ■
Но, может, все мы чего-то не понимаем? Может, действительно генеральный план г. Щелкова образца 2013 г. — гениален? Бывает же так, что вся рота идет не в ногу, а только один поручик идет в ногу.
Итак, что беспокоит жителей города?
Ожидается (горожане это ожидают с тревогой), что к 2030 г. население здесь увеличится до 140 тыс. человек — против 110 тыс. нынешних. Это если верить официальным данным. Но им никто не верит, и вот по какой причине. К 2030 г. в Щелкове введут в строй 29 тыс. новых квартир, в которых будет проживать по 0,95 человека, меньше одного на квартиру с лоджией и раздельным санузлом. Такие цифры называют в администрации города. Но практика показывает, что в квартире живет не 0,95, а 2,7 человека. Численность населения составит минимум 170 тысяч!
Вот чтобы избежать транспортного коллапса (сегодня до Щелкова из-за немереных пробок просто не доехать!), новый генплан и предусматривает строительство 4-полосной автомагистрали под кодовым названием «Западный обход». По мнению властей, он разгрузит другие муниципальные и региональные дороги. А по мнению щелковцев, просто-напросто убьет экологию.
Само название говорит, что новая дорога должна пройти мимо города, в объезд. На самом же деле она сотрет с лица земли с десяток тихих и зеленых улочек микрорайонов Нижнее Потапово и Набережная. Вплотную, на расстояние 8–10 метров, приблизится к высотным жилым домам Щелково-7 и микрорайона Финский.
Словом, был в Щелкове, небогатом парками и скверами, зеленый островок — и его не станет. Жители улиц Добролюбова, Герцена, Браварской, Мичурина, Чкалова, 1-го и 2-го Авиационного проезда и многих других обращаются к губернатору Подмосковья: помогите!
Спрашиваю: неужто в городской черте не осталось свободного места, где можно было бы проложить «обход»? Чтобы не рушить частные постройки с огородами, не вырубать лес? Вопрос интересный. Рядом с городом имеются свободные пустующие поля, по которым можно пустить эту самую объездную дорогу. Но те земли, как утверждают жители, якобы принадлежат депутатам Щелковского городского совета. А они, судя по всему, под занавес своей доблестной законотворческой деятельности (14 сентября будут перевыборы) решили их застроить новыми жилыми микрорайонами, извлечь неплохие барыши.
Похоже, и большинство депутатов, и городскую власть такой вариант генплана, где дорога идет «по живому», вполне устраивает.
Когда в 2013 г. городскому поселению понадобилось подготовить генплан развития, был объявлен, как и положено по закону, тендер. Документ этот — штука серьезная и дорогостоящая, в Щелкове его детальная проработка тянула примерно на 11 млн рублей.
Однако конкурс выиграла фирма, предложившая минимальную цену: 3 млн.
Представляете, каков этот документ? Что можно ждать от такого генплана? Что везде в городе, тут и там, появятся 17–20-этажные дома, что генплан полностью ляжет под строительные компании, удовлетворяя их аппетиты. Сомнений в том, что выигравшая тендер фирма для властей своя в доску, не остается. Она даже находится в здании, где располагаются офисы администрации города.
Горожанам и представить себе трудно, что начнется, когда к уже строящимся микрорайонам добавятся новые.
— У нас в Щелково-7 15 тыс. населения, — рассказывает Маргарита Жигалина. — Это коренные жители, здесь родились и выросли. А вот видите, поднялись дома новых микрорайонов Богородский и Финский? Заселена только одна треть. Но количество детей уже выросло на 800 человек, это целый терапевтический участок. Чувствуете, какие очереди к педиатру? И не только. Ведь у детей есть родители, они считают себя полноправными горожанами, требуют социальных удобств. А из «удобств» одна-единственная поликлиника, 1,5 тыс. очередь в детские сады, школы, которые давно перешли на двухсменку. Новый генплан не дает нам никаких социальных объектов, к чему призывает губернатор. Зато «обход» разрушит и старую часть микрорайона, и садовые товарищества, и дубовую рощу. Отдыхать с детьми будет негде…
И хотя «Западный обход» встречает жесточайший отпор жителей, его строительство решено не откладывать в долгий ящик. 28 марта главный архитектор Московской области издал постановление — начать межевание автострады, а местным властям предписано этому процессу оказывать всяческое содействие.
Правда, 4 апреля на заседании межведомственной комиссии правительства МО проект генплана рекомендовано было не просто отправить на доработку, а кардинально переделать и повторно вынести на публичные слушания.
— Комиссия проходила в главном центре принятия решений, это сердце правительства региона, — говорит депутат Мособлдумы по Щелковскому району Наталья Еремейцева. — Мы все воодушевились, что нас услышали, что есть справедливость на свете. Но 8 апреля, всего через 4 дня, на городском сайте появился уже «переработанный» генплан. По мелочам там что-то подправили, но основа осталась прежней: и «Западный обход», и занижение предполагаемого числа жителей (чтоб не строить социалку), и уничтожение рекреационных зон…
Как все это понимать?
Микрорайон деревни Набережная (примыкает к военному городку Щелково-7) — зона старинной жилой застройки — частный сектор. Сейчас здесь немало красивых коттеджей. Люди строили их годами и десятилетиями, по камешку и кирпичику. Не обращались за помощью к государству, сами улучшали жилищные условия. Если их постройки пойдут под нож бульдозера, они останутся без собственности, денег на новые коттеджи у них нет.
— Дорогу по-другому надо вести, — горячится военный пенсионер Анатолий Иванович Асташин, — без сноса частного сектора. У меня огородик 3 сотки, своя картошка, капуста. Зачем мне городская квартира, каменный мешок? Перееду туда, долго не проживу.
— Когда готовится проект любой автомагистрали, проектировщики обязаны делать альтернативный вариант, — поясняет Наталья Еремейцева. — Под общественным давлением проектировщики такую альтернативу предусмотрели. Но власти о ней никому и ничего не говорят, даже от Мособлдумы держат в секрете. Взглянуть бы на нее хоть одним глазком!
В городе за неимением контактов с властью разрабатывают собственные проекты.
— «Западный обход» нас от пробок не спасет, — считают Марина Лютикова и Елена Яшечева. — Об этом говорят и независимые эксперты. Есть идея построить в Щелкове три моста по две полосы — и по ним пустить транспортные потоки. И природу сохраним, и в городе волнения прекратятся.
Однако предпосылок к тому, что тут воцарится спокойствие, особенно не видно. Слишком полярные точки зрения у тех и у других.