Можно ли ужинать рыбой из Москвы-реки без вреда для здоровья

Клев - хороший, улов - негожий

Прогулявшись вдоль любого крупного водоема в Москве, можно убедиться: городская рыбалка в городе процветает — берег весь облеплен рыбаками. Благо и мест для рыбалки предостаточно — «замочить снасти» можно в более чем 300 прудах, да и «рыбных» рек хватает. Но тут же встает главный вопрос: можно ли, посидев с удочкой в пределах МКАД, получить безопасный для здоровья ужин?

Клев - хороший, улов - негожий

Пожалуй, самое популярное место для городской рыбалки — Москва-река. В непосредственной близости от стен Кремля — у Большого Каменного моста, в Нескучном саду и на Водоотводном канале — можно встретить десятки рыбаков с удочками и спиннингами. Чаще всего это люди, работающие неподалеку и отдыхающие после трудового дня. Их не пугает сверхъестественная концентрация отравляющих веществ в рыбе — им важен процесс.

При наличии опыта и упорства из Москва-реки можно выловить практически весь видовой состав средней полосы Россия: плотву, уклейку, судака, карася, окуня, леща, жереха... Однако могут встретиться и диковинные для реки морские жители. Но класть улов себе в тарелку настоятельно не рекомендуется: по оценкам специалистов, на выходе Москвы-реки из Москвы содержание нефтепродуктов в 20 раз больше предельно допустимых концентраций, а содержание в придонном слое, скажем, цинка, ртути и мышьяка превышает норму почти в 100 раз. Попробуй тут поймай «чистого» карася или окуня!

Попадаются и мутации: «Иногда вылавливаю кривеньких окуньков. У карповых — раздутые брюшные полости. Встречалась и уклейка с гипертрофированными животами. А то, что у каждой второй рыбы ненормальное количество глаз, недоразвитые плавники и прочие ужасы, — байки. Патологии нечасто встречаются», — отмечает Михаил, опытный рыбак.

Если вас манит городская рыбалка, удите лучше на севере столицы, где река вступает в город: там в воду не успели еще попасть грязь, мусор и ливневые стоки. Но даже там употреблять в пищу улов осмеливаются лишь отчаянные, чаще всего приезжие из ближнего зарубежья. Из москвичей ужинают уловом немногие: керосиновый флер отпугнет любого.

Пользуются успехом у рыбаков и пруды. Взять хотя бы Чистые пруды: водоем с обилием лебедей и уток, окруженный аккуратно подстриженными газонами в тени липовых и каштановых аллей, настраивает своих посетителей на лирический лад. Но профессиональных спортсменов и тех, кто увлекается рыбалкой всерьез, на берегах этого водоема почти не встретишь. Обычно в тени деревьев с удочкой можно заметить лишь несколько пенсионеров и подростков. В качестве снастей используют самые простые бамбуковые или дешевые телескопические удилища с катушками. «Я только с работы, она в десяти минутах отсюда. На мне офисный костюм, даже не переодевался, только рубашку с галстуком на футболку сменил — практичнее», — усмехается рыбак Андрей и тут же вытаскивает из воды небольшого окуня. «Сегодня, как видите, негусто, но все равно улов!» — замечает он и достает мобильный, чтобы сфотографировать трофей, а затем отпустить рыбу.

Но рыбы достаточно — тут тебе и карп, и бычок, и толстолобик, и карась, и окунь. Даже удивительно становится: откуда такое разнообразие? Наверное, птицы заносят. На прудах много уток, которые приносят на лапках рыбью икру. Таким причудливым, но естественным образом пополняются рыбные запасы.

Рыбалка в городе имеет один существенный плюс: «городская» рыба привыкает к шуму, поэтому во время лова можно спокойно разговаривать, даже слушать радио, не опасаясь того, что шум спугнет трофейный экземпляр. Несмотря на это, когда ты подходишь к человеку с удочкой, обычно он смотрит на тебя исподлобья, шикает и просит не мешать.

«Рыбалка — это способ снять напряжение, уйти от суеты будней через сосредоточенность на одном деле. Кроме того, у мужчин хорошо развит охотничий инстинкт, а рыбалка — это некий адреналин. Пожалуй, даже те, кто ловит рыбу из-за процесса, неосознанно мечтает о результате, о том, чтобы поймать большую рыбу», — отмечает психолог Наталия Кулькова.

Самыми чистыми прудами Москвы считаются Царицынские и Борисовские. На них добрая половина рыбаков бесстрашно забирает улов домой. Но главным аргументом рыбаков в пользу безопасности рыбы служат не экологические исследования, а народные способы проверить чистоту водоема. «Всем известно, что в грязной вроде раки не будут водиться. Сам лично на удочку вылавливал пару раз!» — искренне восклицают рыбаки в пользу чистоты водоема.

Но раки — не самый необычный улов. В Нижнем Царицынском пруду встречаются и черепахи. «Черепахи клюют — да, должно быть, местные выбрасывали сюда. Купили детям, а потом не знают куда девать. Неизвестно, зимуют ли они тут», — делятся наблюдениями Борис и Олег, которые каждые выходные уже несколько лет в любую погоду приходят заняться любимым делом к пруду.

Московский городской рыбак — это мужчина с 16 по 70 лет, который рыбачит в городе за отсутствием свободного времени, чтобы выбраться на природу. Многие приходят с детьми: «Прихожу с сыном, показываю ему, как удочку забрасывать, рассказываю, на что ловить. В общем, делюсь опытом, это сближает нас как отца и сына. Со мной так же отец рыбачил… Это хорошо, когда опытом делятся из уст в уста, а не только из учебников и Интернета», — делится Игорь, гладя по голове семилетнего Ваню.

Впрочем, рыбак — это не обязательно мужчина. Среди постоянных рыболовов Нижнего Царицынского пруда числится 34-летняя Ольга, которая ходит поудить с ребенком. «Я сейчас не работаю, имею возможность приходить сюда каждый день. Рыбалка успокаивает, природа как-никак, и для ребенка полезно». А улов Ольга бесстрашно употребляет в пищу. «Я и еще многие рыбаки много лет ею питаемся, проблем со здоровьем нет. Мне кажется, вода в Москве не намного грязнее воздуха».

В городе больше рыбачат в свое удовольствие, то есть по принципу «поймал — отпусти». Но, как выяснилось, этот метод гуманен скорее для рыбака, нежели для рыбы. Свой комментарий по этому поводу дал ихтиолог и кулинарный обозреватель Ник Бор:

— Принцип «поймал — отпусти» мне кажется неправильным и крайне вредным. Рыба покрыта слизью, которая не только обеспечивает смазку при прохождении через воду, уменьшая трение, но это еще и природный антибиотик и часть иммунной системы. Когда ее хватают руками ради фото для социальных сетей — слизь смазывается и уже не восстанавливается. Из-за этого рыбы болеют грибковыми заболеваниями. Для человека они неопасны, но выглядит это неэстетично, и качество мяса у больной рыбы хуже. Кроме того, рыба, которую «великодушно» отпускают с крючка, в 80% случаев умирает менее чем за 24 часа от стресса и травмы нервного аппарата. А если уснувшая рыба не будет утилизирована, то в водоеме может вспыхнуть инфекция.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26867 от 24 июля 2015

Заголовок в газете: Клев - хороший, улов - негожий

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру