В Подмосковье произошло массовое отравление пчел: виновников наказал суд

Загадочную смерть насекомых расследовали три года

Отвечать за гибель... пчел перед лицом Фемиды пришлось сотрудникам агрохолдинга в Талдомском районе Московской области, которые, сами того не ведая, извели полезных насекомых ядохимикатами.

Загадочную смерть насекомых расследовали три года

Как сообщили «МК» в Талдомском городском суде, массовый помор пчел на пасеках в деревне Павловичи произошел сразу после того, как агрофирма, чьи сельхозугодья граничат с деревней, обработала посевы рапса опасным химическим составом. Обработка велась в течение двух дней — 23 и 24 июля 2013 года. Тогда же владельцы пасек и обнаружили свою потерю - в ульях не осталось ни одной живой души: все пчелы погибли. Списывать это происшествие на трагическое стечение обстоятельств жители деревни не стали. Изучив федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», селяне убедились, что их гражданские права были нарушены. Аграрии обязаны оповещать население близлежащих населенных пунктов об обработке полей пестицидами не позднее, чем за три дня до этих работ. Кроме того, саму обработку можно проводить только в вечерние часы, когда насекомые уже разлетелись по своим сотам. Однако фермеры вели обработку днем и не предупредили заблаговременно о своих действиях жителей деревни. Несколько лет понадобилось владельцам пасек, чтобы собрать доказательства и предъявить фермерам свои исковые требования.

Истцы сфотографировали «место происшествия», обратились в Роспотребнадзор и в полицию. Надзорные органы выяснили, что обработка рапса проводилась в утренние часы фипронилом, и оповещений о том, что ее будут проводить, в местной газете не появлялось. Информационные щиты на границах территории ответчиков также не выставлялись. А ведь если бы деревенские жители знали заранее об этой обработке, они бы закрыли улья, не позволив насекомым вылететь. Экспертиза ветеринарной службы показала, что соты были отравлены фипронилом. Это же вещество было обнаружено и в образцах рапса, взятых с поля сотрудниками полиции.

Ответчики свою вину не признали, заявив, что в состав используемого ими ядохимиката фипронил не входит. Более того, фермеры заметили, что у жителей деревни нет ветеринарных паспортов на пчел, а значит установить «количество погибших» просто невозможно. В ответ истцы предъявили справки из администрации сельского поселения Гуслевское, в которых подтверждается наличие у них в хозяйстве пчелосемей, а также предоставили заключение ветеринарного надзора о том, что в июле 2013 года у них на земельных участках установлен подмор пчел. При этом возбудители варроатоза и нозематоза (пчелиных эпидемий) не обнаружены.

Судья, выслушав стороны, решил, что не может объективно оценить объем утраченного меда, поэтому установил стоимость одной пчелосемьи в размере 2 тысяч рублей. Таким образом гибель 76 пчелиных семей нанесла жителям деревни ущерб в размере 152 тысяч рублей, и фермерам придется его возместить.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27178 от 16 августа 2016

Заголовок в газете: Массовое убийство пчел удалось доказать только через три года

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру