В московских школах появятся метапредметы

Уроки-гибриды позволят глубже изучить смежные области знаний

10 октября 2013 в 18:06, просмотров: 3907

«Метапредметность» — новый тренд в столичных школах, представляющий собой объединение в одном уроке смежных дисциплин. В последнее время отмечается появление все большего числа мультипрофессий, совмещающих в себе разные области знаний, и эта тенденция, безусловно, продолжит развиваться, поэтому самые передовые московские школы начинают готовить детей к жизни в «мультимире» уже с первого класса. Как это работает, «МК» выяснил на примере школы №1010.

В московских школах появятся метапредметы
фото: Наталья Мущинкина

— Концепцию метапредметности мы ввели с этого учебного года, — рассказывает куратор методической работы и руководитель инновационного центра ГБОУ СОШ №1010 Анатолий Смирнов. — Для этого мы подготовили несколько специально оборудованных классов, которые мы называем предметными модулями, и отвели под них целый этаж.

Модули у нас такие: моделирование, наука и техника, «я в мире, мир во мне», естествознание, изобразительное искусство и музыка. Тематика этих классов позволяет проводить там самые разные комбинированные метауроки — например, география–биология, биология–экология, география–химия, черчение–моделирование–программирование, моделирование–робототехника и т.д. Изобразительное искусство можно объединять с такой сферой физики, как оптика, музыку — с такой сферой, как звук. Возможностей для комбинирования очень много, а подача знаний в виде комплексного метаурока делает обучение живым и интересным, тем более что каждый модуль-класс отлично оснащен специализированным тематическим оборудованием: от компьютеров с соответствующими программами и прочей техники вплоть до отделки интерьера.

Модуль естествознания объединяет такие предметы, как химия, биология и география, модуль науки и техники содержит в себе физические лаборатории для проектно-исследовательской деятельности, модуль «я в мире, мир во мне», как понятно из его названия, ориентирован на дошкольников и первоклашек, и т.п. Причем оборудование большинства модулей для метапредметов способно использоваться детьми любого возраста. Скажем, на моделировании младшеклассники строят различные конструкции из специальных обучающих конструкторов «Лего», школьники постарше оживляют свои модели при помощи электроприводов и программируют на компьютере несложных роботов, старшеклассники уже учатся проектировать комплексные системы, в которых множество элементов должно работать синхронно для достижения результата — скажем, схемы утилизации бытовых отходов на макете города, который установлен в классе, или использования «зеленых» источников альтернативной энергии в большом здании. В модуле естествознания проходят метауроки по совмещенным естественнонаучным предметам — для этого там имеется уникальная метеостанция, удаленно передающая данные по wi-fi, цифровые микроскопы, системы разных датчиков, подключенных к компьютерам, на которых можно выполнять лабораторные работы по наблюдению за процессами, по анализу процессов, построению графиков и т. д. Климат, погода, гидросфера, животный и растительный мир — все это в модуле естествознания совмещается с элементами информатики: работой с электронными таблицами, созданием презентаций и многими другими смежными вещами, изучать которые лучше всего именно в комплексе. Скажем, освоение программы для создания презентаций Power Point лучше проводить не в абстрактном виде на уроке информатики, а в виде реального построения графика роста растения на своеобразном метауроке-гибриде, совмещающем информатику и биологию.

— Так как все это работает? Заменяют ли метапредметы обычные предметы в расписании?

 — Наш учебный план соответствует обычному федеральному базисному учебному плану — каких-то нестандартных названий уроков в дневниках школьников вы не увидите. Метапредметы в расписание включены в двух видах: в учебное и во внеучебное время. Во внеучебное время они проходят в формате занятий в кружках, а в учебное преподаватели сами кооперируются и проводят уроки-гибриды, заменяя ими обычные. Скажем, в плане стоит химия и биология, но, поскольку близится смежная для обоих тема «Структура белка», учителя химии и биологии объединяются. Эти два урока проходят подряд в модуле естествознания, но не как самостоятельный урок химии и самостоятельный урок биологии, а как единая междисциплинарная лекция, где одно и то же явление рассматривается одновременно с разных сторон, с использованием самых разных мультимедийных средств и наглядных пособий, с элементами поисковой работы, с проведением экспериментов. Наши методические объединения сейчас активно разрабатывают рабочие программы по предметам — учителя ищут как можно больше точек соприкосновения между своими уроками, комбинируя их.

— Метапредметность сейчас достаточно актуальна в связи с реализацией ФГОС, но также известно, что к школам, которые получают средства и оборудование для интересных и эксклюзивных проектов, департамент образования Москвы предъявляет повышенные требования по отчетности — новые методики и материально-техническая база должны отражаться на результатах. Как осуществляется контроль над внедрением метапредметной среды в школе?

 — Система начала действовать совсем недавно, с нуля, механизм только запускается, предварительные результаты будут через полгода. Но механизм контроля у нас уже есть — мы имеем собственную службу мониторинга под руководством директора одного из корпусов школы, которая разрабатывает как с учениками, так и учителями различные индикаторы для оценки эффективности: и тестирование, и опросы, и собеседования. Уверен, что это перспективное направление безусловно отразится на результатах наших учеников в лучшую сторону — уроки-гибриды развивают мышление и комплексный взгляд, стимулируют самых активных на участие во всероссийской олимпиаде по предметам, к которым у них есть особенный интерес и склонность. Метапредметы позволяют школьникам овладеть системным подходом к поиску решения тем самым методом, который используют взрослые в реальной жизни — в коллективной работе групп ученых, инженеров и т.д.



Партнеры