ЛЮБОВЬ С «ЩЕЛКУНЧИКОМ»

4 января 1999 в 00:00, просмотров: 398

Оживший сон Сначала эту сказку придумал немецкий писатель Эрнст Теодор Амадей Гофман, позже ее пересказал французский писатель Александр Дюма-отец, затем русский композитор Петр Чайковский написал музыку, и, наконец, в хореографии Льва Иванова балет-феерия "Щелкунчик" в воскресенье, 6 декабря 1892 года, увидел свет рампы. Сюжет этой сказки трогательно прост. Карманный немецкий городок, рождественский вечер, елка. На детском балу девочка Маша получает в подарок игрушки, среди которых ее больше всего привлекает уродец-страшилка Щелкунчик. Он смешон и жалок, а его деревянная челюсть, которой он разгрызает орехи, может вызвать только отвращение. Но Маша в восторге от своего Щелкунчика. Когда гости расходятся, она остается одна в пустой темной комнате. Часы таинственно бьют полночь. И вот тут-то все и закручивается. Окружающий мир таинственно преображается, куклы оживают, и откуда ни возьмись появляются полчища грязно-безобразных, омерзительных мышей. Маша, пугаясь, забивается в угол, но ей на помощь приходит храбрый Щелкунчик. Он выигрывает бой с мышами, убивает их главаря и превращается в восхитительного юношу — Принца. Вдвоем с Машей они отправляются в путешествие в столицу сказочной страны. Здесь их встречают феи, ожившие игрушки и лакомства. Все вместе они веселятся и танцуют. Этой конфетно-сладкой танцевальной картинкой когда-то все и заканчивалось. В современных редакциях убежать от прозы жизни Маше не удается. Утром она просыпается в своей комнате. Рядом с ней не Принц, а уродливая кукла. Сказка закончилась, начинаются будни. Правда, есть и более неожиданные повороты финала, но о них позже. Ничего, кроме скуки Того первого балетного "Щелкунчика" ни критика, ни публика не приняли. Злодеи-критики его буквально разорвали на части, унизили, растоптали. "В том виде, как он сочинен, — писал один из критиков, — "Щелкунчик" невыносимо скучен для людей взрослых, да и для детей мало забавенѕ еще два таких Щелкунчика, и от нашего образцового балета, как самостоятельной сцены, ничего не останется, кроме приятного воспоминанияѕ" Непонятно, как "Щелкунчик" все эти унижения выдержал и выстоял. Хотя, понятно, спасла музыка Чайковского. Вальс снежных хлопьев Но один эпизод в том "Щелкунчике" всех буквально околдовал. Это "Вальс снежных хлопьев", ставший стопроцентным хитом. Неизвестно только, кому принадлежала мысль об этом снежном моменте, у Гофмана на него нет даже намека, все действие замкнуто узким пространством комнаты. В "Вальсе" занято 60 танцовщиц! Фантастика! Ничего подобного не было ни до, ни после. Белые туники танцовщиц усыпаны комочками пуха, головы украшают расходящиеся звездой венцы, лучи которых также в белых хлопьях. У каждой в руке ледяной жезл с дрожащим на конце пучком хлопьев. Сказка! А какие танцы закручиваются! Кордебалетные хороводы в три человека разрезают всю сцену зигзагами, образуя различные фигуры: звездочки, кружочки, мечущиеся линии — параллельные и пересекающиеся. Снежинки кружатся, словно подхваченные вихрем, затем рассыпаются как бы от ветра и вновь соединяются в фантастическом кружевном узоре. Балетоманы обожали эту сцену и специально ходили ее смотреть в четвертый, верхний ярус, откуда она выглядела особенно эффектно. А теперь вопрос на засыпку. Сколько танцовщиц занято сегодня в вальсе снежинок в "Щелкунчике", идущем на первой балетной сцене страны? Увы, мы "далеко" ушли вперед — всего лишь 20. Я должен был на ней жениться Сказочные сюжеты красивы и изобретательны, но нет лучше тех сказок, что придумывает жизнь. И любовную интригу она закручивает похлеще той, что в балетном "Щелкунчике". Марго Фонтейн и Рудольф Нуреев. У них был и "Щелкунчик" — Марго пятнадцатилетней девочкой танцевала в нем одну из снежинок, а Рудольф создал свою, фрейдистскую версию этого балета, — была и любовь. Дебют Марго состоялся в 1934 году. Звали ее в ту пору Пегги Хукем, позже появился красивый псевдоним Марго Фонтейн. Она дочь преуспевающего бизнесмена, ее жизнь элегантна и комфортна. А он, рожденный в дороге, на полустанке? Что у него? Голодное, нищее детство, жизнь в концлагерной России и безумная страсть к балету. В 1962-м Марго и Рудольф встретились. Случайность? Нет, где-то, кем-то, в каких-то других мирах специально готовятся эти фантастические встречи. Она к тому времени — первая дама европейского балета, одна из самых элегантных и изысканных балерин мира. Он — горячий, суперсексуальный и очень скандальный молодой танцовщик. Ей предлагают танцевать с ним. Что делать? Марго в два раза старше Рудольфа, ему — 23, ей — 42. Не будет ли она в паре с этим бешеным тигром смотреться смешно и жалко? Но она соглашается. Их дуэт назовут волшебным, поэтичным, чарующим, сказочным. Были ли Рудольф и Марго любовниками? Одни утверждают, что да, другие, что нет. Есть и те, кто уверяет, что Фонтейн носила его ребенка, но потеряла из-за выкидыша. А что говорят они сами? Нуреев: "Когда мы были на сцене, наши тела, наши руки соединялись в танце так гармонично, что, думаю, ничего подобного уже никогда не будет. Она была моим лучшим другом, моим конфидентом, человеком, который желал мне только добра. У нас был балет, приближенный к нашей ситуации — "Маргарита и Арман", вариация на тему "Дамы с камелиями". Фонтейн: "Между нами возникло странное влечение друг к другу, которое мы так и не сумели объяснить рационально и которое в каком-то смысле напоминало глубочайшую привязанность и любовь, если учитывать, что любовь так многообразна в своих проявлениях. В день премьеры "Маргариты и Армана" Рудольф принес мне маленькое дерево белых камелий — оно было призвано символизировать простоту наших взаимоотношений в окружающем нас ужасном мире". В середине семидесятых Марго покинула сцену и уединилась вместе с мужем на ранчо в Панаме, вдали от людей, на берегу Тихого океана. Ее материальное положение было трудным. Рудольф, обладавший фантастическим состоянием и отличавшийся патологической скупостью, ничего не сделал, чтобы как-то облегчить последние годы ее жизни, она была больна раком. Марго умерла зимой 91-го, Рудольф пережил ее на два года. Говорят, узнав о ее смерти, он, сам уже смертельно больной, с горечью воскликнул: "Я должен был на ней жениться". Умер Нуреев 6 января 1993 года, накануне православного Рождества. Сочельник спустился на землю уже без него. Вот она, сказка, вот это сюжет для балета! Конфетное царство и морковный пирог Каких только сладостей не было в конфетном царстве, где оказались Маша и Принц-Щелкунчик. Карамель, галеты, ячменный сахар, шоколад, птифуры, нуга, мятные лепешки, драже, бриоши, фисташки, миндальное печенье. Вот только морковного пирога не было, который так любит прославленная балерина Ольга Лепешинская. В 1932 году на выпускном концерте Лепешинская танцевала в "Щелкунчике" фею Драже. В той редакции балета фея Драже была главным персонажем сладкого, второго акта "Щелкунчика". Ольга Васильевна вспоминает, что для нее тот "Щелкунчик" стал двойным праздником. Одна радость, что она закончила училище, соединилась с другой, которая жила на сцене, — елка и все, что связано с рождественскими праздниками. После спектакля молодая балерина получила свою первую корзину цветов. Она была от папы, а в ней написанная им записка: "В здоровом теле — здоровый дух, ешь пирожных не больше двух". Лепешинская с детства была страшной сладкоежкой. А самое любимое лакомство — восхитительный морковный пирог, который восхитительно готовила ее мама. Этот пирог всегда был украшением праздничного и, конечно, новогоднего стола Лепешинских. Рожденный 31 декабря Каких только сказочных чудес не происходит в балете. Но это просто наифантастическое — танцовщик, который родился 31 декабря. Это Николай Цискаридзе. Пока он единственный в истории балетного театра, кто так неожиданно родился. А ко всему прочему он еще и танцует в "Щелкунчике". Новогодний мальчик в новогоднем балете. — Я в Москве живу одиннадцать лет, — рассказывает Николай. — И так получилось, что 31 декабря я все эти годы провожу в Большом театре. Когда был маленький, то всегда 31 декабря ходил с мамой на "Щелкунчик". Она за любые деньги покупала билет на этот спектакль, что было огромным подарком для меня. Потом я поступил в Большой театр и последние четыре года 31 декабря танцую в "Щелкунчике". Сначала танцевал Французскую куклу, а теперь Принца. В этот вечер в театр приходит элитарная публика: политические, общественные деятели, послы, бизнесмены. Михаил Сергеевич Горбачев и Раиса Максимовна, узнав, что у Николая 31 декабря день рождения, приходили за кулисы поздравить, присылали цветы. Это были розы. Он любит красные розы и белые лилии. Приходила на Рождество за кулисы и Галина Васильевна Старовойтова. — Вообще, многие стремятся 31 декабря мне что-то подарить, поздравить, — говорит Николай. — Этот день и вечер очень сумбурные. Оттанцевав спектакль, я спешу разгримироваться, переодеться и быстрее домой. Я Новый год встречаю всегда дома. Раньше этот день был для меня самым радостным, но теперь к этой радости примешивается грусть, я взрослею. Сколько их на белом свете Что же, а теперь попытаемся узнать, сколько "Щелкунчиков" было создано после того первого, что осуществил Лев Иванов. Здесь есть и русские, и французские, и датские, и немецкие, и американские. Каких только нет! Одни прошли незамеченными, другие либо "влипли", либо вошли в историю. В 1929 году Федор Лопухов выдал сов. гражданам "Щелкунчика" а-ля Всеволод Мейерхольд. Спектакль строился по принципу монтажа аттракционов, а танец перемежался сложнейшими акробатическими трюками и разговорной речью. Лопухову за этого "Щелкунчика" выдали по полной программе. Вслед за акробатическим "Щелкунчиком" появился тот, что очень долго считался каноническим, осуществленный Василием Вайноненом. В нем танцевали Галина Уланова, Марина Семенова, Ольга Лепешинская. На смену каноническому в 1996 году пришел "Щелкунчик" Юрия Григоровича (дирижер Геннадий Рождественский, художник Симон Вирсаладзе). Сначала хореографа тихо поругивали за то, что он сместил с пьедестала "старого" "Щелкунчика", но потом его версию стали называть лучшей и занесли в разряд канонических. "Щелкунчик" Григоровича и сегодня идет в Большом. Все молятся, чтобы и дальше он шел здесь. Свою, весьма экзотическую, версию известного балета недавно создал самый экстравагантный современный хореограф, англичанин Мэтью Борн. Действие его "Щелкунчика" происходит в убогом сиротском приюте, но, несмотря на такую грусть и прозу, заканчивается этот "Щелкунчик" неожиданным хеппи-эндом. Время делать подарки Как и "Щелкунчик" француза Ролана Пти. Где по прихоти хореографа появляется неожиданный персонаж. Загадочный Маг, которого танцует роскошный и сексуальный Руди Бриан. Этот Маг сначала дарит Маше куклу-Щелкунчика, затем, когда девочка засыпает, превращает Щелкунчика в Принца. А наутро, когда Маша просыпается в своей комнате с деревянным Щелкунчиком, Маг приходит и дарит Маше настоящего, живого юношу-Принца, того, что является ей в снах. Вот это подарок! В "Щелкунчике" Джона Ноймайера нет снежинок, мороза, метели. А есть тема балета, есть петербургская школа классического танца. И героиня его "Щелкунчика" взрослеет в балетном классе, превращаясь из маленькой девочки в балерину. И есть красивый вставной эпизод-миниатюра, поставленный хореографом по мотивам знаменитой фотографии, запечатлевшей урок танца, который великий педагог Энрико Чекетти дает великой Анне Павловой. "Павлова и Чекетти" называют теперь эту миниатюру. Но вернемся к подаркам. Спустя двадцать лет после премьеры, состоявшейся в 1971-м, в выпускном классе Ленинградского хореографического училища Ноймайер увидел ученицу, настолько поразившую его, что он преподнес ей в качестве подарка миниатюру "Павлова и Чекетти". Эта ученица теперь одна из самых известных отечественных балерин Ульяна Лопаткина. Что ж, самое время пожелать нам всем подарков. И на Новый год, да и после. И если рассчитывать на то, что кто-то подарит живого юношу-Принца, балет или балетную миниатюру, не приходится, то можно помечтать о чем-то другом, более скромном. Хотя бы о том подарке, который однажды преподнес под Рождество американский импресарио маркиз де Кузвас танцовщику своей, очень известной на Западе, труппы Юрию Зоричу. Красивый медальон, по которому скромные, маленькие бриллианты изящно выводят несколько слов: "Храни тебя Господь".



Партнеры