МАНЕЖ, СИТИ... ДАЛЕЕ ВЕЗДЕ!

31 мая 1999 в 00:00, просмотров: 243

В наследство от кризиса Москве достались грандиозные "стройки ХХI века". Их разворачивали в благоприятной экономической ситуации, когда доллар стоил 6 рублей. Когда западные инвесторы смотрели на Россию еще с интересом. А теперь, как памятник тому времени, на площади Курского вокзала разрыт гигантский котлован под строительство. Курский — самое загаженное место на Садовом кольце. Большая неустроенная площадь. Вокзал — ворота на юг, пропахшие доморощенной азиатчиной. Палатки. Железная конюшня. Перевалочный пункт для 200 тысяч человек в день. Здесь предполагалось устроить нечто подобное Манежу, но классом повыше, хотя и утилитарнее. Самый большой боулинг, магазины, кафе, подземный паркинг на 1000 машин, многозальный кинотеатр на 2,5 тысячи человек и прочие удовольствия для москвичей и гостей столицы. К проекту была привлечена самая крупная компания — владелец гипермаркетов во Франции. Теперь подрядчик строительства "Ингеоком" содержит охрану, которая стережет котлован. Его содержание обходится ежемесячно в 40 тыс. долларов. Кредитовать стройку под нормальные проценты в условиях инфляции не хочет никто. Иностранцы покинули наш строительный рынок, точнее, все крупные объекты остались без их инвестиций. Оптимизм в строителей вселяет только Лужков. "Не будет кредитов — все равно строить будем", — пообещал он. Другая стройка века — "Москва-Сити". Подрядчики — "Ингеоком", Мосинжстрой, Промстройтехнология — утверждают, что здесь, в отличие от Курского вокзала, остановить строительство уже нельзя по геологическим причинам. Михаил Рудяк ("Ингеоком") занимался возведением нулевого цикла торгового комплекса на Манежной площади. Сегодня он занят на новых "стройках века" в Москве. — Проект "Москва-Сити" фантастический, — говорит Рудяк. — Самое крупное в Европе строительство. Объемы работ сопоставимы разве что со строительством тоннеля под Ла-Маншем. По уровню доходности этот проект должен стать лучшим в Европе. — О каких сложных геологических условиях говорится, когда заходит речь о проекте "Москва-Сити"? — "Ингеоком" совместно с Мосинжстроем решает на стройке инженерно-геологические задачи, и поэтому я знаю, что говорю. По сути, мы пока создали на Пресне бомбу под всю Москву. Если сейчас остановить стройку — может рухнуть, провалиться, уйти под землю весь Хаммеровский центр. Сейчас рядом с ним яма на площади 36 гектаров, огражденная массивной стеной. В яме должно уместиться много чего — в частности, паркинг на 6000 машин. Остановить стройку — начнутся карстовые процессы со всеми вытекающими последствиями. Если котлован начнет заполняться водой, для города это будет катастрофа. Яму мы потихоньку делаем. Нулевой цикл закончим осенью 99-го. Со всеми коммуникациями, с паркингом. Городские власти, конечно, не бросят этот объект. Лужков как-то был — говорит, денег нет, а вот дам-ка я тебе свою фотографию... Пошутил, а потом денег все же дал... — "Москва-Сити" планируется как супердоходный проект. Откуда берутся такие планы? — Мы верим, что, несмотря ни на какие кризисы, Москва никогда не умрет как город, как крупнейший торговый центр. "Москва-Сити" станет идеальным местом для деловой активности в России. Здесь не будет никаких бюрократических и организационных проблем для бизнеса. Город очень разгрузится, когда новый деловой центр начнет функционировать. Старая Москва вздохнет спокойнее. Сюда, на Пресню, полностью сместится деловая жизнь. Аналогичный проект — Даун-таун в Париже — приносит в бюджет города приблизительно 50% поступлений. В Москве эту цифру можно превзойти. Наш даун-таун будет со своей линией метро. 20 минут потребуется, чтобы доехать до Шереметьево. Еще до кризиса в "Москва-Сити" были раскуплены все инвесторские площади. — Зачем линия метро тем, кто передвигается на "Мерседесах"? — Метро для клерков и обслуги. По разным оценкам, здесь будет работать до полумиллиона человек. — Судьба Курского гораздо более туманна, нежели "Москва-Сити". Привокзальный комплекс, насколько я понимаю, предполагалось возводить без использования бюджетных средств — реально ли это? — Ситуация действительно очень неприятная — никто не может прогнозировать, что будет с рынком к окончанию строительства. Из-за этого у многих опустились руки. Но вот мы были во Франции вместе с Лужковым, и крупнейшая строительная компания вела с нами переговоры об инвестициях. Мы составили кредитную схему, и у нас есть возможность начать это строительство. Опыт, который мы приобрели при строительстве Манежа, бесценен. И он будет, безусловно, использован при строительстве комплекса на площади у Курского вокзала. В том, что строительство состоится, я нисколько не сомневаюсь — если только страна не рухнет, все будет нормально. Проект чрезвычайно красив по дизайну. Тот же Манеж, безусловно, технологически хорош, но имеет большие оформительские недостатки. Курский же воплотит все лучшее из того, чему мы научились. Стоимость строительства — около 150 миллионов долларов. До кризиса мы планировали, что оно окупится за 5 лет. — Можно ли говорить, что шок 17 августа московские строители преодолели? — Мы работаем, пусть иногда и ошибаемся, — остальные вообще спят. Москва уже проснулась. Лужков сделал здесь свою мини-Россию. Есть огромная надежда, что у нас разумная страна и Лужков пойдет дальше. Тогда будем строить объекты, подобные Сити, не только в Москве.



Партнеры