“КИНОТАВР”– НЕБО В АЛМАЗАХ

28 июня 1999 в 00:00, просмотров: 385

Десятый, юбилейный "Кинотавр" показал, что это совсем другой фестиваль для тех, кто его знал раньше. Что это теперь даже не совсем кинофестиваль. Кино и кинематографисты на нем — уже не главные герои. А только часть большого, по-видимому, финансового проекта. Главная ставка сегодняшнего "Кинотавра" — это продажа путевок с расценками, по которым можно съездить в Австрию, продажа фуршетов, банкетов, прохода на пляж, и главный супергиперпроект — концерты эстрадных звезд, попсовый захват — от Титомира до Филиппа Киркорова, — на двух площадках вокруг гостиницы "Жемчужина" до утра. Одну площадку через несколько дней закрыли, потому что люди в отеле не могли заснуть. Невероятное количество чужого люда приехало в этом году на "Кинотавр". Мужчины с телохранителями, дамы с сигарами и с цветками в волосах. Яблоку негде было упасть — ни на пляже, ни в кафе. Возможно, люди просто наелись Мальдивами и Канарами, и у них проснулось желание посниматься с Николаем Еременко и Олегом Янковским. Больше ничем этот наплыв богатых ненародных масс объяснить нельзя. Марк Рудинштейн вышел на открытие фестиваля грустный и официально попрощался. "Я не жалею ни о чем", — почти что спел он со сцены. Однако ушел или не ушел — дело загадочное. Понятно, что "Кинотавром" заправляют уже другие люди, а Марк Рудинштейн официально объявил, что уходит продюсировать фильмы, среди которых проект десятилетней давности — "Анна Каренина" Сергея Соловьева. Новые руководители так и не показались перед журналистами. А жаль... Может быть, у них в планах создать в Сочи русские Канны, где богачи бронируют отели загодя, а бедные копят весь год, чтобы хотя бы подышать одним воздухом с кинозвездами. Во всяком случае, церемонии открытия и закрытия с новым режиссером Алексеем Гарнизовым очень хороши. У многих кинематографистов возникало желание покинуть "Кинотавр", где они с трудом могут найти друг друга, где они обитают, как в зоопарке, где на них зарабатывают. Система пребывания на "Кинотавре" теперь очень жесткая: только завтрак, никаких обедов и ужинов, бесплатно для артистов — только неделя, остальное за свой счет, продюсерам все — только за свой счет. И многие платили, что свидетельствует о том, что финансовое положение наших кинематографистов не так уж плохо. Новая жизнь "Кинотавра", однако, не мешала журналистам бегать на просмотры и вариться в страстях конкурентной борьбы, поскольку программа самого крупного, а теперь и самого делового фестиваля страны — это картинка отечественного кинопроцесса, из которой мы и выделим ее пики и провалы. ФИЛЬМЫ "ВОРОШИЛОВСКИЙ СТРЕЛОК" Однозначно лучший фильм фестиваля. Абсолютный претендент на главный приз. Естественно, был затерт и задвинут. Говорухину приписали все грехи мира: и призыв к насилию, и провокацию, и что он забыл, что он депутат Государственной Думы и должен отстаивать законы. Наконец, что в нашей больной на всю голову стране вообще такое кино снимать нельзя. Ну что за история? У дедушки насилуют внучку. Милиционеры — гады. Прокурор — подонок. Дедушка продает дом в деревне, едет в Москву, покупает винтовку с оптикой и глушителем и отстреливает насильников под аплодисменты зала. Так любой сосед, если ты прищемишь хвост его любимой собаке, возьмет ружье да и пристрелит тебя у мусоропровода под аплодисменты других соседей. Как будто без фильма Говорухина наши люди этого не делают!.. В общем, Станислав Сергеевич поимел головную боль и ходил весь фестиваль мрачный, но в белом, как в Лас-Вегасе. Зато зритель аплодировал дедушке (Михаил Ульянов) как герою и воспринимал фильм как американский боевик, где что ни герой, то одинокий мститель, который, как уважающий себя мужик, по полициям не бегает. Жюри тоже замучилось: давать или не давать? В результате вообще выкинуло "Ворошиловского стрелка" из главных призов и пристроило на обочине, да еще с прицепом: Ульянова поделили с Ильиным, Говорухина — с Приемыховым, и выписали еще справку о выдающихся способностях Сергею Гармашу, сыгравшему в "Стрелке" майора милиции. Говорухин обиделся и был прав. Такое соединение зрительского успеха и политического момента под знаком советского качества бывает раз в 30 лет. "МОЛОХ" Самые большие ожидания были связаны с фильмом Александра Сокурова. Фильм был на конкурсе в Каннах, получил там приз за лучший сценарий; еще такая тема — личные отношения Гитлера и Евы Браун... В зале яблоку негде было упасть. Вынесли все стулья из фойе. Ждали чуть ли не "Титаника", а получили Сокурова — режиссера, которого никогда зритель не интересовал. "Чистое искусство", парение духа, прямая связь с космосом. Все происходит в замке. Гитлер — умирающий человек с отвратительным телом, ненавидит все живое. Его суп — зеленого цвета, с запахом трупов. И рядом Ева Браун — плотская, тело-любовь, бегает по балкону голая, как кошка без кота, закидывает ножки на стол в кабинете фюрера и "танцует" ими фашистский марш, как польку, и даже не знает, кто с кем воюет. Она любит того, кто умирает рядом с ней и с кем ей придется умереть самой. Потому что Гитлер — Молох. А так звали божество, которому нужны были человеческие жертвы, а не любовь, и красивая голая библейская Ева — тоже жертва. Конечно, в фильме много завораживающего — особенно это связано с Евой, томлениями живой плоти в окружении смерти. Фильм снят в "трупном цвете", очень красивом. Весь не в фокусе, как бы в дымке. Почти без крупных планов. Сценарий был переведен на немецкий язык, русские актеры учили роли на немецком, и их специально озвучивали артисты берлинских театров для полной достоверности. В фильме звучат Бетховен, Малер, Вагнер. Сокуров так жил с Гитлером, как с человеком, так чувствовал его, что даже сказал: "Откройся дверь и войди он сейчас в мою комнату — я не удивлюсь". Но если для Александра Сокурова общение с Гитлером так естественно, то нормальный зритель на "Молохе", конечно, не долетит до середины Днепра. Первые, у кого не выдержали нервы, покинули зал, остальные сидели в такой странной тишине, что она больше напоминала коллективный сон. Сокуров обиделся, что ему не дали главный приз — Золотую розу, и от второго — Гран-при — отказался. Для человека, который постоянно декларирует, что он над миром и вне суеты, поступок очень мирской. При том, что приз, кажется, вполне справедливый. "ЖЕНСКАЯ СОБСТВЕННОСТЬ" Самый неожиданный фильм "Кинотавра" — фильм Дмитрия Месхиева. Очень хорошая картина. Про любовь. Мальчик поступает в театральное училище, потому что спит с преподавательницей этого училища, бывшей кинозвездой, намного старше его. Они начинают жить вместе. Потом преподавательница узнает, что у нее рак. Она расписывается с ним, оставляет ему свою собственность — квартиру, машину, — пристраивает его в театр и умирает. Мальчик долго пьет, а потом становится собственностью других женщин. Но в душе он принадлежит только одной, которой уже нет. Преподавательницу играет Елена Сафонова. Потрясающая женщина. У этой актрисы достоверность не на профессиональном, а на каком-то вегетативном уровне. Мальчика сыграл 27-летний Константин Хабенский. Пара — замечательная. Месхиев работает очень точно. Не создает никакого специального напряжения, не использует слюнок и слезок и такими скупыми средствами добивается настоящего эмоционального результата. Фильм, кстати, очень смешной. "Женской собственностью" студия "Слово" на "Мосфильме" начинает проект "Русский Декамерон" — 10 любовных историй снимут 10 разных режиссеров. Все — по сборнику рассказов Валентина Черных "Замуж по справочнику кино". А Дмитрий Месхиев вовсю уже снимает "Особенности национальной политики". Александр Рогожкин, видимо, устал от охот и рыбалок и отдал ему свой сценарий. Теперь Генерал баллотируется в президенты. "ФАРАОН" Самый забавный фильм на фестивале показал Сергей Овчаров. Короткометражка, всего 10 минут. Уникальный технологический эксперимент. Весь фильм сделан в компьютере по египетским фрескам. Внутри фресок Николай Фоменко разыгрывает эротическую версию жизни фараона, которого вначале охомутали, а потом схоронили. Съемки шли две недели, зато на компьютер ушел год. Эта почти анимация взяла "Золотого медведя" в Берлине, главный приз на кинофестивале в Торонто и приглашена уже на 21 фестиваль. Задумано еще 100 таких серий — от древних веков до новой истории. Все самые знаменитые эротические сюжеты и истории — Даная, мадам Помпадур, Синяя Борода, Казанова, Белоснежка, Моника Левински и Клинтон. Во всех сериях будут звезды шоу-бизнеса. Зевсом будет Олег Табаков, а Алла Пугачева согласилась стать Данаей. В кино сейчас сплошь и рядом звезды шоу-бизнеса. Фоменко и Варум снялись у Пичула в "Небе в алмазах". А Саша Цекало читает закадровый текст в конкурсном фильме Виталия Манского "Частные хроники. Монолог" — замечательный монтажный фильм, снятый целиком на основе любительских семейных архивов с 61-го по 86-й год. Читает, кстати, Саша замечательно. А текст написал Игорь Яркевич, скандальный писатель, автор романа "Как я и как меня". Фильм о счастье. Потому что кажется, что в СССР мы только и были счастливы. "ТАЙНА НАРДО, ИЛИ СОН БЕЛОЙ СОБАКИ" Полный провал на фестивале — очередной фильм классика отечественного кино Владимира Наумова. В главной роли, естественно, Наталья Белохвостикова. У женщины погибает муж, крупный политический деятель. Ей сообщают, что это убийство, она начинает искать виновного. На этом все понятное в фильме заканчивается, и дальше начинается все непонятное. Все вне времени и пространства, непонятно где и когда. Герои зашифрованы и говорят символами: "Место рождения?" — "Не знаю". — "Время рождения?" — "Не помню". Шляпки с вуалью, часы без стрелок, рельсы в никуда, слепцы ведут слепцов, в бане все ходят в пальто и с зонтиками. Всем снится сон про белую собаку. Старик с бородой по имени Нардо оказывается Леонардо Да Винчи и сообщает другому, такому же бородатому, что он умер в 1510 году. Леонардо Да Винчи живет у нас бомжем и знает все ответы, но молчит. Зато у него есть белая собака, которой он приделывает крылья из бумаги, и собака бегает с крыльями по полям. В каждом кадре — серьезнейшее отношение к себе как к преемнику Феллини. Картины Босха, цитаты из фильмов Наумова, деньги Госкино. Экран мертвый, и в зале все тоже мертвые. В этой экзистенциальной реальности — ни за чем, ни про что и ни для кого — единственную живую (или подобную живой) реакцию вызвал Армен Джигарханян, который играл киллера по кличке Ворошиловский Стрелок. Все поняли, что это тема сезона. ГИТЛЕР И ЕВА БРАУН На фестиваль приехали герои фильма "Молох" — сам Гитлер и сама Ева Браун. Гитлера зовут Леонид Мозговой, а Еву Браун — Елена Руфанова. Гитлеру — 58 лет, у него трое детей и внук. Актер-одиночка. 14 моноспектаклей в Питере — Окуджава, Достоевский... Узнать в нем фюрера невозможно. Законченный чеховский персонаж: очечки, бородка, интеллигентный. Когда побрился для роли, внук сказал: "Дедуска, ты не похос..." Еве Браун — 32 года, есть муж и маленький сын. Родилась в Вологде, в семье военного. Сокуров увидел ее еще 17-летней. Она занималась в студии художественного слова при Доме культуры. Он пришел туда, посмотрел всех, а про Лену сказал преподавателям: "Ей нужно поступать на актерский". Роль Евы Браун на "Кинотавре" принесла Елене Руфановой приз за лучшую женскую роль. ЛЮБОВЬ РЕНАТЫ ЛИТВИНОВОЙ Рената замужем и выглядит счастливой женщиной. На "Кинотавре" она появилась со своим мужем, продюсером Александром Антиповым. У Александра в конкурсе дебютов был фильм "8 1/2 долларов" Григория Константинопольского — картина смешная и стебная, а Рената в ней озвучивала Наталью Андрейченко своим кошачьим сладким голоском, от которого мужчины теряют мужество. Ренату все на фестивале обсуждали: не верилось, что она все-таки вышла замуж. Такая недоступная: вроде рой мужиков, а всегда одна. "Все уходят с кем-то, а я всегда одна, тащусь по какой-нибудь дороге... Такое нерадостное воспоминание. Вот тогда я не была счастлива. Если судьба не посылает тебе мужчину, не нужно делать что-то искусственное. Эти дикие книги, как надо найти себе мужа и что надо с ним сделать, чтобы он наконец на тебе женился... Я ничего не выискивала и ничего не режиссировала. Инициатива была не с моей стороны. Я ничего не успела ни понять, ни проанализировать. Это очень быстро произошло. И я думаю, что это единственно верный обращения со мной способ..." ТОЖЕ ЗАМУЖЕМ Еще одна героиня нового кино — актриса Ксения Качалина — тоже вышла замуж. Совсем недавно они расписались с Михаилом Ефремовым. До этого у них была помолвка, а сейчас они хотят повенчаться. Ксюша два последних года снималась у Глеба Панфилова в фильме "Венценосная семья" — о последних днях семьи Романовых, играла Татьяну. Фильм все еще не закончен. Поэтому Ксюша сидит дома, читает книги и вот решила выбраться на фестиваль к морю. Девочка-сфинкс, НЛО нового русского кино, молчаливая, загадочная Ксюша все та же, прежняя: доброжелательна, скупа и очень точна в словах. Именно Ксюше принадлежит одна гениальная феня. Несколько лет назад она пришла к продюсеру требовать деньги за фильм, в котором снялась. "Ксюша, да ты что? Какие деньги! Тут война в Чечне..." — "А что, Чечня на мои деньги?!" P.S. Интервью с героями "Кинотавра" — Евой Браун и Гитлером — читайте в ближайших номерах "МК". Так же как и с Ренатой Литвиновой и Ксенией Качалиной.



Партнеры