НАРКОТИКИ ПРЕДУСМОТРЕНЫ БЮДЖЕТОМ?

28 июня 1999 в 00:00, просмотров: 736

В 2000 году у нас случится юбилей — 10 лет борьбы с наркоманией. Именно с 1990 года ведется подсчет процентов задержаний, преступлений, смертей, связанных с наркотиками. Достижения есть: ежегодно пресекается контрабандный ввоз 60 тонн наркотиков. Героин уже изымается в 68 республиках, краях и областях РФ. За три последних года обнаружено и уничтожено 145 подпольных лабораторий. Дети лечатся, врачи работают, издаются указы об ужесточении, созываются совещания и слушания... Но ни один самый высокопоставленный чиновник не даст прямого ответа на вопрос: есть ли у нас четкая государственная система борьбы с наркотизацией такой огромной страны. Он будет мямлить, сыпать цифрами и ссылаться на бумажки с подписями. Потому что МВД, Минздрав и прочие ведомства и министерства каждый работает на своей территории. Прокомментировать эту ситуацию мы попросили генерала-майора милиции, главного редактора Агентства международной информации Международной ассоциации по борьбе с наркоманией и наркобизнесом Владимира ШАШКОВА. — Владимир Иванович, неужели во всем мире в системе борьбы с наркоманией такая каша и бестолковщина? — Конечно, нет. Мы уникальны. Никто не станет отрицать, что положение с наркотиками угрожающее. И однако: за последние годы число наркодиспансеров сократилось на 30%, койко-мест — на 60%, а врачей-наркологов — на 25%. И все это происходит на волне политической истерии: спасайте нацию! Некоторые ораторы любят демонстрировать свое понимание ситуации и заявляют: "Сегодня наркотики получили распространение во всех странах мира. Наркомания не обошла ни одной нации, ни одного социального класса, ни одной возрастной группы!" То есть все страны прошли через наркотизацию, значит, и нам этого не миновать. Ложь все это: в ряде африканских и азиатских стран такой проблемы нет, нет наркотиков в возрастной группе от 35—40 лет. А стране, прошедшей через "либерализацию" и "ваучеризацию", и вовсе незачем испытывать на себе еще и "наркотизацию". Любят у нас и поговорить о том, что с наркоманией лучше всего бороться силовыми методами. Таким образом, структуры, борющиеся с наркотиками, не получают даже моральной поддержки. — А как с финансовой, технической поддержкой? — Как модно сегодня говорить, движение в правильном направлении есть. В 1995 году правительством была утверждена Федеральная целевая программа... сейчас скажу точное название... "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1995—97 гг.". В 1998-м вступил в действие многострадальный Закон "О наркотических средствах и психотропных веществах". Почти с пятьюдесятью странами заключены соглашения по проблемам борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Во многих регионах России образовались общественные организации антинаркотической направленности. Так что движение-то есть, а вот продвижение... Так, Федеральная правительственная программа не то чтобы оказалась проваленной... Скажем так: в большей части осталась продекларированной. Не было получено ни одного из более чем 100 миллиардов старых рублей. Уже предусмотренных бюджетом! Большая часть программы так и осталась благим намерением. Рекомендацией. Многочисленные общественные организации варятся в собственном соку и работают на одном энтузиазме. Они действуют разобщенно, и не только в масштабах региона или республики, но и нередко в масштабах одного города или района. Хуже того, по некоторым наблюдениям, между ними возникает... своеобразная конкуренция за привлечение спонсоров и благотворителей. — Насколько я поняла, ничего даже отдаленно похожего на единую систему у нас до сих пор нет. А как дело обстоит в Белоруссии, на Украине? — То же самое. Ни в одной стране Содружества единой, хорошо отлаженной системы нет. То есть системы правового, медицинского, социального и воспитательно-пропагандистского обеспечения борьбы с распространением наркомании. Есть законы, постановления, медучреждения. Но все это — элементы. И в большей части они работают разрозненно, без тесных контактов и постоянного взаимодействия. Вообще проблема наркотизации до сих пор рассматривается в контексте преступности. — Столько разговоров об угрозе будущему нации... — И однако все предоставлено милиции. Но темпы и масштабы наркотизации давно вышли за рамки преступления. Это давно приняло характер национального бедствия. Милиция может бороться с цепочкой "производитель — транспортировка — розничная продажа". В нашей ситуации это уже не работает. Сейчас можно что-то сделать, только если дойти до каждой семьи. А это большой труд. — Владимир Иванович, но есть же какая-то самая высокая инстанция, созданная как раз для этого? За 10 лет все-таки... — Есть правительственные комиссии, есть президентские советы по проблемам контроля за наркотиками. Но они центрами по координации сил не являются. Ведь в состав, например, правительственной комиссии входят "по должности". Это уровень замов министров — МВД, Минздрава. То есть решение проблем наркомании — не их прямая обязанность! Ну, запросят данные, ну, пришлет Министерство справку. Но я в этой справке дам такие сведения, такие данные, которые не повлекут негативные последствия на мое ведомство. Зато расскажу о достижениях... — И все в шоколаде... — Да. Это не то чтобы опасно, но неэффективно. Это все — общественные начала. Государственная политика на таком фундаменте осуществляться не может и не должна! Контакты таких комиссий и советов с другими госструктурами слабы. Все программы хотя и утверждаются на самом высоком уровне, из-за отсутствия финансов не реализуются. Иногда это просто политический козырь. — Опыт борьбы с наркоманией во всем мире насчитывает не один десяток лет. Наверняка мы можем у кого-то поучиться и перенять эту систему: у Штатов, Швеции... — Совершенно верно. И процесс создания такой системы мог бы быть завершен в кратчайшие сроки. И для начала совершенно необходимо по примеру многих стран, в том числе и США, создать в рамках администраций президентов республик или советов по национальной безопасности штатные управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Наша администрация разбухла до черт знает каких размеров. Ее можно подсократить и, не увеличивая штатной численности и бюджетных средств, создать такую инстанцию. Это управление также будет заниматься сбором данных, разработкой мер, постоянной антинаркотической пропагандой. Необходимо создать информационный банк Содружества, в котором бы копились данные о наркодельцах и торговцах, о международных и межреспубликанских группировках, о каналах перевозки и сбыта, законодательные акты республик. Нет денег, да. Значительная часть денег сосредоточена в акционерных обществах и у частных лиц. Значит, надо принять документ по вовлечению коммерческих структур в антинаркотическую деятельность. Разумеется, с одновременным предоставлением льгот, в том числе и по налогообложению. Эти не такие уж сложные, просто требующие труда и ответственности меры придадут системе борьбы с наркотиками более четкий, целеустремленный характер. Но в одиночку мы переломить ситуацию не сможем.




Партнеры