ПРЕВРАЩЕНИЯ ВСАДНИКА В ГОЛУБОМ

24 августа 1999 в 00:00, просмотров: 339

Сегодня в Музее изобразительных искусств имени Пушкина открывается замечательная выставка "Золотой век фламандской живописи", с которой начинается целая серия выставок произведений различных школ живописи. Нынешняя — первая и, к сожалению, сразу мемориальная. Буквально за месяц до вернисажа трагически погибла идейный вдохновитель и автор выставки Ксения Сергеевна Егорова, которая почти сорок лет своей жизни посвятила изучению фламандской школы. Почти сто произведений великих фламандцев конца XVI — начала XVIII веков, то есть самого расцвета искусства Фландрии, занимают стены Белого зала. Восемьдесят из них публика увидит впервые: до сих пор они хранились в фондах музея и ни разу не выставлялись. А "знакомцы" из любимого многими зала фламандской живописи приблизятся к зрителю, и, может быть, впервые поклонники "Рыбной лавки" Франса Снейдерса смогут наконец-то подробно изучить ее вблизи. Как известно, основу коллекции фламандской живописи составили картины из Эрмитажа, переданные в прошлом веке тогдашнему Румянцевскому музею. Из Эрмитажа, уже при советской власти, в Пушкинском оказались и самые главные шедевры — картины Рубенса, Ван Дейка, Йорданса. Но множество фламандцев пришло в музей из частных коллекций. Открытию выставки предшествовала кропотливая, длиной в несколько десятилетий, работа по реставрации и атрибутированию картин, которые сопровождались множеством открытий и даже сенсаций. Во-первых, те, кто часто ходит в Пушкинский, наверняка с удивлением обнаружат в экспозиции знаменитого "Всадника в голубом", которого они привыкли видеть в зале французского искусства. До сих пор считалось, что на картине неизвестного французского мастера XVII века изображен французский король Людовик XIV. Однако исследования Ксении Егоровой и ее коллег доказали, что на самом деле это губернатор Геннегау — Филипп Франсуа, герцог д'Аренберг, испанский гранд. А его легкомысленная даже по нынешним временам голубая одежда вкупе с усыпанной голубыми бантами гривой его коня составляет церемониальную одежду рыцарей Золотого руна. Сама же картина оказалась не чем иным, как эскизом к картине Ф.Дюшателя "Церемония на рыночной площади в Генте". Еще одна картина принесла и вовсе сенсацию. Речь идет о парном портрете, на котором изображены две знатнейшие английские особы — леди Д'Обиньи и графиня Портленд. Только недавно опять же Ксения Сергеевна Егорова и ее соратники сумели доказать, что портрет принадлежит кисти великого Ван Дейка! Хотя его приписывали другому автору в течение почти двух веков. Вообще, каждая из картин, представленных на выставке, имеет свою неповторимую историю и интригу, и на этот раз организаторы выставки постарались сделать к каждому произведению подробнейшую этикетку. Например, любопытно узнать, что у знаменитого фламандца Йорданса сюжеты никак не хотели умещаться в рамки холста, и ему постоянно приходилось его наращивать. Например, холст его картины "Бегство в Египет" состоит аж из семи кусков. Блистательная экспозиция, открывающаяся в Пушкинском музее, имеет еще одно новшество. На этот раз на большом плазменном мониторе, подаренном музею фирмой "Филипс", будут демонстрироваться видеоматериалы о коллекции. Да, и еще. Выставка изначально была приурочена к выпуску Пушкинским большого каталога, посвященного фламандской школе живописи. Но когда мы прошли по музейным киоскам, оказалось, что каталог пользовался у публики таким бешеным успехом, что неожиданно весь тираж был раскуплен задолго до нынешнего вернисажа. Впрочем, можно увидеть все в оригинале: выставка "Золотой век фламандской живописи" будет работать до 8 ноября.



Партнеры