КОРОЛИ БЕНЗОКОЛОНОК

24 августа 1999 в 00:00, просмотров: 248

В конце прошлой недели в Белом доме допоздна горел свет. Правительство изучало т.н. бензиновый кризис. Парадокс: статистика утверждает, что в стране начался рост производства. И в то же время — количество добытой нефти и, естественно, полученного из нее бензина за прошедшие полгода резко упало. Так не бывает... Судя по постоянно меняющимся (в сторону увеличения) ценам на АЗС, верить надо тому, что в самое ближайшее время вверх пойдут и все остальные цены: бензин — товар ценообразующий... И, что примечательно, топливный кризис начался почти сразу же после подписания "эпохального" картельного соглашения между монополиями и правительством... На сегодняшний день подготовка предприятий энергетики к осенне-зимнему сезону фактически сорвана. За прошедшие полгода наши статистики отметили падение производства мазута на 10% (экспорт за это время вырос почти на 50%). А в результате, несмотря на резко выросшие цены на мазут (1,5—2 тысячи рублей за тонну вместо 780—800, установленных картельным соглашением), в июне этого мазута на внутреннем рынке практически не было. То же самое творится и с бензином. Мировые цены, почти в два раза перекрывающие внутренние, заставляют владельцев топлива любой ценой пробивать разрешения на экспорт. Весной доходило до того, что некоторые губернаторы, получив бензин на посевную, тут же переправляли его в ближайший порт и далее — за рубеж. А начнется уборочная? И снова тот же сценарий? При этом давайте учтем, что непрерывно растущее в цене топливо непременно ляжет в цену сельхозпродуктов. В итоге мы получим на прилавки еду, хорошо если не превосходящую по стоимости импортную. И тут уже одним лозунгом "Покупайте российское!" власти не отделаются... Какие шаги в этих условиях может предпринять кабинет Путина? В минувшую пятницу премьер заявил, что его правительство "найдет верные шаги, которые приведут к стабилизации на рынке нефтепродуктов". Хотя на самом деле у него есть только один действующий рычаг — экспортные пошлины. И уже сегодня правительственная комиссия рассмотрит варианты повышения этих пошлин — на нефть до 7,5 евро (сейчас 5,5) и нефтепродукты до 10—15 евро за тонну. Однако такой ход — палка о двух концах. С одной стороны, заметное повышение платы за перекачку топлива за границу действительно может заставить торговцев увеличить поставки на внутренний рынок. АЗС получат долгожданный бензин, рассосутся очереди и, возможно, немного снизятся цены. С другой стороны, сырьевой экспорт — единственный реальный "финансовый поток", пополняющий скудные золотовалютные запасы страны. Из которых, между прочим, государство выплачивает свои внешние и внутренние долги. Торговать валютным товаром за рубли, наверное, приятно для национального самосознания, но вредно для государственной ликвидности... Алексей БОРИСОВ. Сегодня в Москве бензин ежедневно поднимается в цене. Вчера Аи-92 стоил в среднем 5 рублей 80 копеек, А-76 — 4.40. Что будет завтра — не знает, видимо, никто... Впрочем, все это ерунда по сравнению с той чехардой на топливном рынке, какая царит в регионах. В столице Урала, Екатеринбурге, Аи-92 стоит уже 7,50. И это, считают местные автовладельцы, ладно — продавался бы бензин на АЗС. Еще недавно многие заправки были закрыты, но сейчас все более-менее наладилось. Зато в Оренбургской области, расположенной неподалеку, 92-й бензин стоит всего-то 4,60. При этом жители Урала уверены — здешний бензиновый рынок полностью держит Березовский и его "Сибнефть". Монополист: что хочет, то и делает... В Краснодаре еще недавно перебои были с 76-м — но это как раз понятно. Урожай! Вот губернатор края Николай Кондратенко и "бросал" все топливо в село. Теперь все в норме. Есть и Аи-92 (по 7,20), и 76-й (6,50). И — никаких очередей. Потому что дорого. Кстати, местные жители не верят в то, что бензина не было только из-за урожая. По краю ходят слухи, что "батька" решал какие-то вопросы с "ЛУКойлом" и "Роснефтью" и просто-напросто специально "придерживал" бензин. Вроде бы непроизвольно взгревая на него цены... В Воронеже цены на бензин прилично отличаются от цен в соседнем Краснодаре. Причем в лучшую сторону. Так, А-76 стоит 4,50 коп., Аи-92 — 5,20. Первые три дня после повышения, которое в Воронеже пришлось на конец июля, очереди за топливом выстраивались только на заправках "ЛУКойла", который демонстративно держал цены на тот момент ниже, чем у конкурентов. А спустя три дня, когда стоимость сравнялась, очередей не стало вовсе. Ярославцы вообще не заметили никаких перебоев с топливом. Бензин как был на заправках, так и продолжает быть, подорожав в среднем лишь на какие-то 50 копеек. Объяснение простое — в области есть свой нефтеперерабатывающий завод. "Славнефть" и местная администрация просто не дают никаких поводов для бензинового кризиса. На сегодня цена 76-го составляет всего 3,70, 92-го — 4,80, и с прошлой недели они не менялись ни разу. Другое дело, что на половине заправок периодически отсутствует Аи-95. Но никакого ажиотажа по этому поводу здесь не создают — говорят, что проще спокойно доехать до соседней АЗС... В северной столице России 76-й сейчас стоит около 4 рублей, 92-й — 5,60 (с Москвой почти никакой разницы). Бензин есть, а очередей — нет. Но в Питере это, видимо, связано со специальной карточной системой, которая была введена горадминистрацией примерно полгода назад, во времена предыдущего топливного кризиса. Схема такая: автовладелец по фиксированной цене покупает карту на определенное количество литров бензина. И, независимо от колебания рынка или настроений владельцев АЗС, гарантированно по этой карте заправляется. А заодно — авансом — кредитует питерский бюджет... при поддержке "МК-Регион".



Партнеры