ЛЮСТРА ПОДЗЕМЕЛЬЯ

16 октября 1999 в 00:00, просмотров: 1010

Свет электрических ламп в подземном царстве метро — в действительности вопрос жизни и смерти. Включили его по полной программе — и станция "поднялась", стала выше, красивее. Обесточили хотя бы половину всех светильников — сразу потолки "подземного дворца" начинают давить на психику, напоминая о многометровой толще земли над головой. Ну а если уж освещение и вовсе вырубится... Впрочем, такого просто не может быть: в любой, даже самой чрезвычайной ситуации лабиринты сабвея осветят аварийными лампочками. доль стены лежали несколько плафонов — довольно хрупких на вид. — Вот, посмотрите, — хозяин кабинета схватил стул и от души шарахнул металлической ножкой по одному из экспонатов этой импровизированной выставки. Никаких разрушительных последствий такой теракт не вызвал. — Это же поликарбонат! — Александр Козлов, зам. начальника службы электроснабжения Московского метрополитена, не скрывал торжества. — Отличный материал для изготовления антивандальных светильников. Их серийный выпуск уже наладили по нашему заказу на одном из предприятий подмосковного Зеленограда. Так что теперь на станциях и в переходах производится постепенная замена стеклянных плафонов на поликарбонатовые. Причем речь идет не только о самых распространенных светильниках-"стаканах", но и о "шарах", сохранившихся на некоторых старых станциях. Новые броневые люстры-шары уже появились на "Охотном ряду", "Красных воротах"... Полюбовавшись на чудо-плафоны, способные постоять за себя перед хулиганами, репортеры "МК" отправились на экскурсию по станциям столичной подземки. Нас интересовали метрополитеновские "светила". Эта коллекция насчитывает многие десятки самых разнообразных люстр, торшеров, бра. Некоторые из них получили от работников сабвея даже собственные имена: "ночка", "лебедь"... а есть еще и "шпала"... Архитекторы не скупились на фантазию, украшая станции "лучшего в мире метро" оригинальными светильниками. Иногда такая задуманная авторами эксклюзивность доставляла немало хлопот еще во время строительства очередного "подземного дворца". Например, для люстр, освещающих "Марксистскую", пришлось добывать у оборонщиков специальное стекло, используемое на танках и бронетранспортерах. Своя доля проблем досталась и эксплуатационщикам, сотрудникам службы электроснабжения. Уникальные фигурные плафоны, увы, время от времени бьются (частенько в этом виноваты резвящиеся пассажиры). Приходится заказывать их дубликаты — на фабриках художественного стекла в Брянске, под Вышним Волочком. С заводом "Электролуч" удалось договориться об изготовлении новых светильников для станции "Парк культуры" Сокольнической линии. Светящиеся экраны особой конструкции, установленные здесь еще в конце 50-х, со временем пришли в такой нетоварный вид, что даже пришлось их на скорую руку заменять примитивными "гребенками" из ламп дневного света. Теперь специалисты с "Электролуча" взялись сделать светильники, один в один воспроизводящие форму прежних. Первый такой новодел уже занял свое место на потолке "Парка культуры". "Подземные светила" страдают не только от механических "травм". — Роскошные люстры губит... угольная пыль, — рассказывает Александр Ильич. — Откуда она берется на станциях? Эти мельчайшие частицы возникают при износе тормозных колодок поездов. День за днем грязь оседает на плафонах, фигурных кронштейнах, накладных украшениях светильников. Однако если стекло все-таки удается отчистить при регулярных уборках, то в металлические части люстр и бра черный налет въедается намертво. При этом, конечно, и сами станции становятся мрачнее. Пару лет назад Московский метрополитен решил наконец раскошелиться на капитальную чистку люстр, висящих на станции "Проспект Мира" кольцевой линии. Эта эпопея длилась несколько месяцев, зато, когда все обновленные люстры вернулись на свои места, "Проспект" стало не узнать — станция превратилась в настоящий дворец, сверкающий золотистыми бликами. Теперь подобная же работа ведется на "Комсомольской-кольцевой". Но ситуация здесь оказалась посерьезнее. Дело в том, что люстры, украшающие центральный зал станции, — самые большие в столичной подземке. Каждая из них тянет на полтонны! — Очередную люстру во время капитальной мойки для облегчения ее веса максимально "раздевают" — снимают плафоны, некоторые из декоративных элементов... Оставшийся каркас с помощью специальных приспособлений опускают вниз и уже там, на полу станции, разбирают по винтику... Естественно, делать это приходится в те короткие ночные часы, когда метро закрыто для пассажиров. Все детали наружных украшений отвозят на завод, где их отмывают, подвергают химической обработке, чтобы вернуть первоначальный серебристый или золотистый цвет. Взамен поврежденных или утраченных элементов изготавливают новые. Потом все происходит в обратном порядке: детали "конструктора" привозят на "Комсомольскую", собирают здесь из них отреставрированную люстру, цепляют ее к мощному крюку, вмонтированному в сводчатый потолок... К слову сказать, каждый из этих крюков мы тщательно обследуем и проверяем на прочность, подвешивая груз, в полтора раза превышающий вес самой люстры. Сейчас полностью отремонтированы два висячих исполина с "Комсомольской". Оставшиеся восемь их собратьев должны обрести первозданную красоту до конца года. В дальнейших планах метрополитеновцев — навести марафет на светильниках, освещающих "Новослободскую", "ВДНХ"... — Вообще-то на этой, последней станции пара старых люстр уже приведена в порядок, — замечает Александр Козлов. — Они как раз оказались в той части центрального зала, которую отгородили для проведения работ по устройству второго выхода. Так что мы их без проблем сняли и надраили до блеска. Но позднее, когда готовили обновленную "ВДНХ" к торжественному открытию и попробовали включить все лампы в центральном зале, оказалось, что дуэт отреставрированных люстр по своей яркости слишком заметно выбивается из общего хора остальных светильников, еще не отчищенных. Чтобы выровнять освещенность станции, пришлось в спешном порядке заменять в люстрах-"замарашках" обычные лампочки накаливания на более мощные компактные люминесцентные лампы — КЛС. КЛСы появляются и на других станциях. С их помощью уже подсветили "жемчужину Московского метрополитена" — "Кропоткинскую". На соседней с ней "Библиотеке им. Ленина" тоже меняют сейчас "начинку" матовых плафонов, гирлянды которых опоясывают сводчатый потолок. — Такие лампы очень эффективны и удобны. Однако приходится устанавливать в светильниках новые КЛС, рассчитанные на напряжение 127 вольт, а не на привычные 220. Это вынужденный "атавизм" — чтобы у народа не возникало соблазна их приватизировать для домашних нужд. Вот как! Неистребимая наша тяга к халяве даже под землей, оказывается, дает о себе знать.




Партнеры