ВЫНОСИ ВСЕХ СВЯТЫХ!

6 декабря 1999 в 00:00, просмотров: 549

"В селе Титовское воссоздан храм Тихвинской Божьей Матери. Но вот в чем загвоздка — боимся ходить сюда на молитву, так как смущает то, что настоятель о. Георгий Кузнецов изобразил себя, свою семью с местночтимыми бандитами на стенах храма. При входе в храм видишь не святых, а мужиков: кого с сигаретой, кого в шапке. Местный благочинный, к которому мы обратились в недоумении, говорит, что существуют такие традиции. А бандиты, говорит, тоже покаяться могут. Объясните через газету: можно ли молиться и прикладываться к фрескам в таких церквах, как у нас, и не печать ли это Антихриста? Н.Н.Авдонина, Сергиево-Посадский район". Честно признаться, отправились мы на поиски Титовского, ни минуты не сомневаясь, что все это выдумка чистой воды. Тем более что никакой Н.Н.Авдониной (связались по телефону с поссоветом) не было и в помине. В итоге обнаружилось за сотню километров от столицы и старинное сельцо Титовское. И храм Тихвинской Божьей Матери, залатанный на деньги локальных меценатов. И новатор о. Георгий, щедро распродавший настенную роспись — то бишь святые места — в приделе храма. И даже местная паства, которая осторожно интересуется, что за святые изображены в утробе храма в ряду с другими. А изображены на сей иконописной Доске почета в храме Тихвинской Божьей Матери "местночтимые" люди района — к примеру, директор загорской автоколонны, сотрудник Загорской ГАЭС и далее целая группа солидных дядек в пиджаках и куртках, с женами, с печатью тяжелой думы на лице. Краснокирпичный особняк около запертой на замок церкви принадлежит самому отцу Георгию. Нас же от тяжелых мыслей отвлек звук автомобильного мотора. Ага, а вот и паства приехала! Из зеленого автобуса-"пазика", оскальзываясь на льду, выбирается табунок растроганных женщин и закутанных в платки немощных старушек. За рулем сидит проворный батюшка в высоких валенках. Он самолично привозит верующих на службы из соседнего города. Они, как мы выяснили, как бы не против директора автоколонны № 1791 Н.И.Дроздова и почетного энергетика России, директора ЗАО "Гидроэлектромонтаж" И.Т.Захарченко, но вот некоторые "святые" все-таки вызывают у них тяжкие сомнения, высказанные в письме, — можно прикладываться, к примеру, к лику загорского директора магазина, "невинно" убиенного год назад бандюками, или ж это грех? И мы решили узнать о благотворителях поподробнее. За последние три года в Сергиево-Посадском районе случились три громких убийства, которые объясняют предпринимательской деятельностью пострадавших и их "замазанностью" неформальными связями с криминалитетом. После гибели первого, воротилы из Хотькова А.Саакяна, обыватели переполошились. Стало известно, что покойника собираются похоронить на кладбище хотьковского монастыря, причем в той его части, где имеют право упокоиться только монахи. Но церковное начальство популярно объяснило недовольным, что Саакян был щедрым благотворителем и жертвовал такие агромадные бабки, что смело может... посмертно и заочно получить монашеский сан. Год назад в подъезде своего дома в Сергиевом Посаде тремя выстрелами в спину был застрелен другой предприниматель, директор торговой фирмы ЗАО "Георгий" Г.Сухасян (больше 10 магазинов и торговых комплексов под названием "Лар", начато строительство нового 4-этажного магазина, 600 сотрудников). Торговлю унаследовала вдова, Лариса Юрьевна (это в ее честь названы магазины). — В городе — три хозяина торговых сетей. По степени криминальной завязки Сухасян стоял посередине. Словом, покойник не был человеком, с которого стоит писать икону, — сказал один осведомленный в местных делах житель. Однако муж и жена Сухасян изображены в череде спонсоров на стене церквушки в Титовском. Рядом — предприниматель И.Максимов с супругой. Следом выступает загадочный бородач, о котором отец Георгий не пожелал ничего рассказывать и только скромно потупился. Но из междометий и сдержанных улыбок можно было понять, что бородач по фамилии Мельник имеет прямое отношение с краснокирпичному особняку самого о. Георгия, размеры которого наверняка потянут на главную икону храма с изображением г-на Мельника. Правда, по словам батюшки, в особняке предусмотрены вроде бы церковно-приходская школа, трапезная и дом для паломников, которых шальным ветром ненароком занесет в сельцо. Однако на сегодняшний день в самом Титовском постоянных жителей почти нет, только летом здесь живут немногочисленные дачники. В святой бухгалтерии, естественно, цены на святые места не дешевые. Директор "Гидроэлектромонтажа", например, дал рабочих и технику, заплатил художнику, сделал электропроводку, а 60 тысяч рублей передал батюшке для строительства его дома. — Я не сильно верующий. Многим церквам помогаю, понимаете... приходится. Тут поблизости есть другой священник — ну просто душа к нему не лежит. Как зайдет на склад: дай то, се, давай меняться... Нет уж. А отец Георгий душевный. Не рвач. Раз заехали в Софрино, где церковную утварь производят: он та-акими глазами смотрел на позолоченные паникадила! Пришлось купить. За 20 миллионов старыми. * * * Храм Тихвинской Божьей Матери построил в 1657 году боярский сын Тит, росписи в ней, по преданию, оставил великий художник Васнецов, который в XIX веке расписал потолки. Некая местная дама преподнесла храму две иконищи, полтора на полтора метра каждая. Об этом — одной строчкой в старинных скрижалях: мол, от помещицы Квашниной. И цари, и аристократия, и купечество на Руси жертвовали на храмы и монастыри и думали при этом не о себе — о Боге. Заведующая кафедрой христианской культуры Библейско-богословского института св. апостола Андрея Ирина Константиновна Языкова: — Ни в прошлом, ни сейчас ни о каком изображении ликов благотворителей или дарителей церкви или храма не могло и не может быть и речи. В притворе или в самом храме могли изобразить царя, императора. Имена жертвователей писали на фреске, выбивали в камне, могли сделать закладную доску: мол, построен храм стараниями такого-то. Но самих жертвователей никогда не рисовали! В церкви должны быть изображены святые. Я знаю только один случай современного нарушения канонов живописи: в Богородской церкви, в Ногинском районе, священник изобразил себя встречающим мощи святого. Конечно, никакой "печати Антихриста" в Титовском храме нет, но есть вольность в обращении с канонами. Это неправильно. Сельского попика с голодными глазами, который зависит от местного энергетика и хозяина частного магазина, по-человечески можно понять. Время такое. Он, к чести сказать, все же слегка сомневается, как отнесется к ломке канонов недавно назначенный новый благочинный. Храм пока не освящен. И есть еще время остановиться, оглянуться. И ужаснуться от мысли, что Божий промысел в наши времена все больше смахивает на московский рынок, где за машину гравия и два поддона кирпича можно прикупить неплохое местечко в раю.



Партнеры