ЧЕРЕП ГИТЛЕРА В ЦЕНТРЕ РОССИИ

30 апреля 2000 в 00:00, просмотров: 716

МК-ВОСКРЕСЕНЬЕ Больше всего на свете в последние дни фюрер боялся одного: что русские закачают в бункер усыпляющий газ и возьмут его в плен сонного. Он верил в то, что Сталин непременно посадит его в железную клетку и провезет по всей России. В бункере накануне капитуляции царило состояние тяжелой истерии. Реальный мир отступил окончательно и бесповоротно. Его место занял бред. За несколько дней до краха был юбилей Магды Геббельс — она состояла в рядах национал-социалистической партии со дня ее основания. Гитлер вручил ей золотой партийный значок. За 10 дней до самоубийства пышно отмечают день рождения фюрера. Вскоре он пишет свое политическое завещание. Чуть позже — личное. Советская артиллерия безостановочно обстреливает Берлин, в том числе и бункер. То, что происходило в последнем убежище нацистов, напоминало кафкианский кошмар. Но состояние бреда захватило не всех. Многие из прятавшихся в бункере понимали, что конец близок, и пытались спасти свою жизнь. Муж сестры Евы Браун, группенфюрер СС Фегеляйн переоделся в гражданскую одежду и попытался покинуть бункер. Его поймали и донесли о попытке побега Гитлеру. Тот распорядился расстрелять группенфюрера, несмотря на его преданность и былые заслуги. Рядом с Гитлером оставались преданные ему люди — Ева Браун, с которой он накануне гибели решил заключить брак, камердинер Линге, адъютант Гюнше и шеф-пилот Баур. В бункере также находились Геббельс с женой и их пятеро детей. Восстановить ту давно забытую атмосферу нацистского безумия взялись российские архивисты. Им это вполне удалось. На выставке, которая открылась 26 апреля в выставочном зале Государственного архива Российской Федерации, входящих встречает гигантский портрет фюрера, и они слышат его безумные речи. Входя в первый зал, они видят бункер, в котором их встречают уникальные документы — живые свидетели агонии нацистского божества. Именно поэтому выставка называется: "Агония Третьего рейха. Возмездие". Директор Госархива доктор исторических наук Сергей Мироненко рассказывает о замысле, который зрел не одно десятилетие, и целях выставки: "В истории Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. есть еще много страниц, которые до конца не исследованы и представляют огромный политический и исторический интерес. У нас хранится уникальный документальный и вещественный комплекс, связанный с последними аккордами войны. Он повествует об агонии Третьего рейха. Для того чтобы восстановить, что же происходило в бункере, были допрошены следователями НКВД все те, кто находился в бункере и попал к нам в плен. Камердинер Линге, адъютант Гюнше, шеф-пилот Баур, начальник личной охраны Гитлера Ратенхубер — все они после взятия Берлина остались в живых, сдались в план и были тщательно допрошены. Их следственные дела хранятся в нашем архиве. Благодаря им мы сумели восстановить не только то, что происходило в те далекие майские дни в бункере Гитлера, но даже атмосферу". На выставке посетители смогут увидеть хроникальные кадры допроса последнего военного коменданта Берлина генерала Вейдлинга. Он рассказывает, что 56-летний фюрер был раздавлен физически. В это время Гиммлер начал сепаратные переговоры с союзниками об условиях капитуляции. Он также говорил союзникам, что Гитлер если еще и жив, то жить ему остается недолго. Гиммлер был убежден, что фюрер находится на грани инсульта или инфаркта. Несколько дней назад англичане рассекретили комплекс документов, связанных с окончанием войны. В нем есть донесение одного из секретных агентов, которое подтверждает предположение Вейдлинга и Гиммлера: на самом деле Гитлер находился на грани физической смерти. Выставка живо показывает конец человека, который хотел, чтобы ему подчинялся весь мир. Гитлер был уверен, что его бредовые идеи о чистоте арийской нации, о том, что славяне являются недочеловеками, а евреев и цыган необходимо уничтожать, — овладеют всем миром. На самом деле выставка убедительно показывает, что человеконенавистнические идеи недолговечны и обречены на гибель. Как, впрочем, и их творец. Обгоревшие трупы Гитлера и Геббельса с семьей в воронке от авиабомбы, припорошенные землей и гарью, — достойный конец создателей концлагерей. Выставка завершается актом о полной и безоговорочной капитуляции нацистов, фашистскими штандартами, которые были повергнуты на Красной площади на параде в честь Победы, и подлинными фотографиями Нюрнбергского процесса. Идея возмездия пронизывает эту блистательно исполненную экспозицию. В этом немалая заслуга начальника отдела ГАРФ Алексея Литвина, художника Давида Бернштейна и директора Выставочного зала федеральных архивов Алии Барковец. Сергей Мироненко считает: "В последние годы мы как-то начали забывать, что Россия победила в той страшной войне. Россия грудью заслонила Европу и цивилизованные страны. Нацизм был побежден огромной ценой: мы потеряли на той войне, по различным оценкам, от 29 до 40 миллионов человек. Не следует этого забывать. Мы должны гордиться подвигом наших отцов и дедов". Уникальность выставки еще и в том, что впервые выставлены не только фрагмент черепной кости Гитлера с пулевым отверстием, его челюсть и генеральский мундир. Здесь можно увидеть рисунки фюрера — тщательно исполненные пейзажи, проникнутые романтическим духом. Когда их рассматриваешь, возникает ощущение, что их рисовал 19-летний восторженный юноша. Хотя они датированы 1923 годом — их создателю тогда уже исполнилось 34. Следственные дела ближайшего окружения Гитлера, редчайшие фотографии и документы напоминают нам не только о коричневой чуме, побежденной нашими воинами, но и о вечной борьбе добра и зла. Ценой неимоверных усилий и многомиллионных жертв зло было побеждено, человеконенавистнические идеи развенчаны. Важно всегда помнить об этом и чтить память героев.



    Партнеры