Густаво Куэртен: шампанское для Торсиды

“Быть просто удачливым парнем — маловато, чтобы взобраться на первую строчку мирового рейтинга. Еще надо упорно поработать. В будущем, когда я обзаведусь детьми, при случае скажу им: “Черт возьми, а ведь ваш отец когда-то был лучшим теннисистом в мире!”

Эти слова бразилец Густаво Куэртен произнес сразу после того, как в Лиссабоне выиграл чемпионат мира серии “Мастерс”, заодно став самым резвым скакуном чемпионской гонки Ассоциации теннисистов-профессионалов по итогам года. Пардон, не сразу, а спустя полтора часа после триумфальной победы над американцем Андре Агасси. Время потребовалось, чтобы врачу и массажисту привести в порядок разболевшуюся спину...

Куэртен сделал то, что не удалось другому претенденту на почетный титул россиянину Марату Сафину — убрать перед самым финишным створом американцев. Североамериканцев, понятно. Потому что Густаво — южноамериканец, родившийся во Флорианополисе — столице опять-таки южного бразильского штата Санта-Катарина. В полуфинале он оставил не у дел великого “Питона” — Пита Сампраса. А в заключительном поединке сезона и — Ілысеющего бойфренда теннисной суперстар немки Штеффи Граф Андре Агасси.

Последние годы показали: утверждаешься на звездном небосклоне только после “расправы” над штатниками. (Скажем, Сафин попал в сонм теннисных небожителей после того, как выставил Сампраса в финале Открытого чемпионата США.) Ведь, почитай, с 1991 года рождественскую елку в качестве первой ракетки мира наряжали только теннисисты из США: Пит Сампрас, Андре Агасси, Джим Курье...

Последним, не имеющим звездно-полосатого паспорта, был швед Стефан Эдберг. И вот девятилетнюю гегемонию прервал Густаво Куэртен. Хотя он как-то признался, что в детстве и вовсе не мечтал быть первой ракеткой мира.

Впрочем, для Куэртена не привыкать ходить в лучших теннисистах. И при старой рейтинговой системе “Гуга” (прозвище теннисиста) почивал на теннисном Олимпе. Хотя когда-то казалось, что более случайного человека в теннисе еще не появлялось.

Именно так отзывались о Куэртене в 1997-м, когда невесть откуда появившийся бразилец с наскока стал кавалером Открытого чемпионата Франции. Победитель “Ролан Гарроса” смахивал на одуванчик, пробившийся сквозь толщу асфальта. Глядя на такое чудо природы, сначала недоумевают, затем, когда приходят в себя, многомудро замечают — это ненадолго.

— Разве я — неказистый парень из небольшого городка — мог предположить, что смогу выиграть такой грандиозный турнир, — говорил тогда Густаво, словно не понимая, что с ним происходит.

После первой победы в турнире “Большого шлема” (вторая была в этом году там же, во Франции) он был похож на провинциала, приехавшего в столичный город и сразу же выигравшего в лотерею запредельную сумму. Видок, по крайней мере, был подходящим. Блеклая желто-зеленая майка, указывающая на бразильское происхождение, бирюзовые шорты, длинные, будто давно не мытые патлы.

Участь одуванчика — особенно асфальтового выскочки — незавидна: либо кто-то ногой пнет, либо со временем ветер сдует пышную шевелюру. А ведь в Куэртене есть нечто цветочное. Взять хотя бы название родного городка — Флорианополис. Не сильно, думаю, ошибусь, если переводу так — “Цветочный город”. А кто из известных детских персонажей фигурировал в Цветочном? Скажем, Незнайка — тоже, между прочим, неказистый, но в то же время добродушный и безобидный.

Прямо как Куэртен. Творить добро и ценить дружбу — две главные добродетели теннисиста.

— Когда видишь рядом людей, у которых проблемы куда серьезнее, чем у меня, им сразу же хочется помочь, чтобы у них появилась цель в жизни.

В искренности сказанного не приходится сомневаться. Это не бравада 24-летнего бразильца, сколотившего за карьеру более десяти миллионов долларов призовых.

Жизнь показывает, что на подобные вещи начинаешь обращать внимание, когда чужая беда поблизости и становится фактически твоей. В случае с Куэртеном так и есть. У его младшего брата Гильермо — тяжелая форма церебрального паралича.

— Моя семья всегда нуждалась в помощи АРАЕ (Ассоциация родителей и друзей больных церебральным параличом. — Авт.) И как только я попал в сотню лучших теннисистов мира, начал помогать этой ассоциации. Думаю, моя инициатива послужит примером и для других людей.

Слова, что характерно, с делом не расходятся.

— Это здорово — быть способным помочь нуждающимся, — уверяет Куэртен.

К больному брату Куэртен стремится всегда, когда в интенсивном расписании турниров есть “окно”. Кстати, Густаво — средний брат. Старший — Рафаэл — помогает теннисной звезде в решении финансовых вопросов.

В родном “Цветочном городе” Густаво, имеющий почетное звание посла Флорианополиса, основал лечебницу для больных детишек, теннисную академию, приобрел небольшую строительную компанию. А особым шиком у автомобилистов Флорианополиса считается залить нужное количество галлонов бензина на колонке, принадлежащей Куэртену.

Он помогает всем, кто рядом с ним. Его друзья благодаря щедрости Куэртена и его умению ценить дружбу объездили полмира. Естественно, для человека его достатка не составляет особого труда взять с собой на турнир корешей, покупать им билеты на лучшие места.

В июне, когда Париж рукоплескал Куэртену в честь его второй победы на “Ролан Гарросе”, он поблагодарил болельщиков так: запустил на трибуну ракетку. Потом, правда, устремился туда сам. За ракеткой: мол, подержали и будет с вас.

Среди поклонников, аплодировавших ему, был давнишний друг Куэртена, некогда предрекавший теннисисту знаменательные победы на турнирах “Большого шлема”. Иногда и деньгами помогал. Но главное — верил в талант потенциальной суперзвезды, подбадривая особенно в те моменты, когда подолгу не клеилась игра.

Болельщики у Куэртена — а это самая настоящая бразильская торсида — пустятся отплясывать самбу прямо на трибуне, если их любимец победит. За горячую поддержку Густаво их щедро отблагодарит. Кажется, что во время маленького перерыва между геймами он успевает вежливо обратиться к официанту и сделать небольшой заказ. Через мгновение из-под трибуны выныривает гарсон с подносом, на котором искрятся бокалы с шампанским. В общем, всем, кто рядом с Куэртеном, найдется местечко в его сердце.

Равно, как и ему самому в сердцах бразильских торсидорес. Причем место это — первое. Такое, между прочим, мнение у президента Бразилии Фернандо Энрике Кардозо, указавшего это в поздравительной телеграмме по случаю воцарения Куэртена.

Хотя одно место в его сердце с некоторых пор вакантное. Вакантное ли? — точнее спросить. Никак не наладится у него личная жизнь. Девятнадцатилетняя экс-пассия Ванесса Штуц, с которой он встречался два года, недавно дала одной газете “разоблачительное” интервью.

Модель поведала, что ее бывший ухажер не такой, каким все его привыкли видеть. Он, оказывается, большой ревнивец, почище, чем шекспировский Отелло. “Густаво, конечно же, забавный, но он мешал моей работе, — откровенничала Ванесса. — Я не могла нормально пообщаться со своими друзьями, не могла купить то, что мне нравится. А когда он играл на турнирах, запрещал мне выходить из дома...” В общем, она его любила, терпела, ждала, что теннисист изменит свое отношение к ней, а он, по мнению бывшей подружки, разбил ее жизнь. Вот после чего они и расстались.

Много ли он потерял? Наверное, лучше самого Куэртена никто не скажет. Но после скандально-обличительных высказываний Ванессы он не проронил ни слова. Хотя на вопрос относительно женщин он отвечает так: “Так много красивых девушек, что трудно выбрать одну!”

С его лица по-прежнему не сходит улыбка — хорошо скрывает разочарование? Даже во время трудных матчей он постоянно улыбается. И очень редко его можно увидеть швыряющим ракетку о корт.

— У меня всего три ракетки. Чем же я буду играть, если сломаю их? — добродушная улыбка расплывается по лицу Густаво.

Вот такие они, бразильцы, — неунывающие. Бодрое расположение духа эта нация теряет в двух случаях: когда проигрывает национальная футбольная сборная и когда Куэртен уходит с корта побежденным. Ведь он стал для бразильцев таким же идолом, как и звезды футбола. По популярности он вровень стоит с Роналдо или Ривалдо. А может, уже и переплюнул их?

Итоговый рейтинг АТР



1. Густаво Куэртен (Бразилия) 839 очков

2. Марат Сафин (Россия) 824

3. Пит Сампрас (США) 677

4. Магнус Норман (Швеция) 622

5. Евгений Кафельников (Россия) 587

6. Андре Агасси (США) 553

7. Ллейтон Хьюитт (Австралия) 525

8. Алекс Корретха (Испания) 495

9. Томас Энквист (Швеция) 442

10. Тим Хэнмен (Британия) 404

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру