Недолгая карьера «Ингрэма»

Вернувшись в США в конце Второй мировой войны, Гордон Ингрэм (Gordon Ingram) занялся разработкой оружия с обычным для самодеятельных конструкторов намерением создать лучший пистолет-пулемет. Незадолго до этого на вооружение поступил пистолет-пулемет М3, мог появиться М4, и Ингрэм свой первый образец оптимистично назвал М5. Оружие имело обычную тогда конструкцию –с классической компоновкой, свободным затвором, пистолетной рукояткой, деревянным прикладом, перфорированным кожухом сравнительно длинного ствола. Но война закончилась, и пришлось искать заказчика. В 1949-1952 гг. «Полис Орднанс» выпустила около 10 000 М6 «Ингрэмов» (кожух ствола заменило деревянное цевье или передняя рукоятка, появился откидной штык) под патроны .45 АСР, 9х19 Parabellum и 9 мм Super Auto и продавала их на Кубу и в Перу. Модификации М7 и М8 успеха не имели, так что 50-е годы закончились для Ингрэма неудачно. Продвинуться дальше, как утверждают, ему помогло знакомство с перуанцем Хуаном Эркуяга, полулегально клепавшим оружие для неких латиноамериканских «революционеров». Политическая сторона Ингрэма мало интересовала, но он сформулировал требования к пистолету-пулемету: размеры, допускающие скрытое ношение, простота, дешевизна, применение накоротке, возможность установки глушителя. То есть Ингрэм пришел к малым пистолетам-пулеметам. Этот тип оружия – отпрыск пистолетов-пулеметов и автоматических пистолетов – уже начал свое развитие в Европе, но для США был внове.

В 1966 г. Ингрэм разрабатывает образец, названный М10, под .45 АСР и 9х19 Parabellum. После внезапного исчезновения Эркуяга из США (обычного для подобных личностей) Ингрэм попытался заинтересовать своим оружием фирму «Армалайт», получил отказ, но смог проконсультироваться с опытными конструкторами. Во Франкфортском арсенале ему также посоветовали внести ряд изменений. А вскоре М.Л. ВерБелл, владелец компании «Сайоникс» в штате Джорджия, выпускавшей глушители, предложил Ингрэму изготавливать его оружие для «сил специальных операций» США и Южного Вьетнама. В 1969 г. Ингрэм стал главным инженером «Сайоникс». В это же время он разработал более компактный М11 под 9-мм патрон Browning Short (.380 АСР), причем сам доработал патрон – дабы уменьшить начальную скорость ниже звуковой, использовал более тяжелую пулю револьверного .38 Special (патрон получил обозначение .380 SMG).

В 1969-1970 гг. Ингрэм и ВерБелл демонстрировали М10 в Форт-Беннинг, Форт-Гордон, Куантико. Заказов не последовало, и ВерБелл обратился к инвестиционной группе «Куонтум Корп.». Так в Паудер-Спрингс (Джорджия) появилась новая фирма «Милитари Армамент Корп.» (MAC), в которой ВерБелла и Ингрэма с их постов потеснили. Идею Ингрэма применить нержавеющую сталь руководство фирмы отвергло, как не сразу приняло и отработанные технологии холодной штамповки и точечной сварки. В это время в США уже шла дискуссия о замене М1911А1 «Кольт» другим пистолетом или принципиально новым оружием, и МАС рассчитывала предложить М10, уповая на качество изготовления. Но при этом росла и стоимость. В 1971 г. МАС представила М10 в двух калибрах и М11. На дешевую технологию все-таки перешли, но столь торопливо, что доводка шла по ходу производства. Так, М10 первых партий имели острые края спусковой скобы и крючка (а «мастера украшает фаска», как говорят опытные рабочие).

В конструкции М10 и М11 явно видно влияние израильского «Узи» – «пистолетная» компоновка (совмещение рукоятки с приемником магазина, набегающий затвор), закрытая коробка, штампованная из тонкого стального листа. Но в целом это вполне самостоятельная система.

Автоматика работает за счет отдачи свободного затвора, выстрел производится с открытого затвора. Затвор прямоугольной формы набегает на ствол на 2/3 своей длины. В затворе смонтированы жесткий ударник и пружинный выбрасыватель, сзади сделаны каналы под два направляющих стержня, на один из которых надета возвратно-боевая пружина. Рукоятка затвора движется в верхней прорези коробки, а чтобы не мешать прицеливанию, имеет выемку. «Коробка» состоит из двух штампованных половин – верхней (затворная коробка) и нижней (спусковая). К спусковой коробке крепится приемник магазина. До эргономичной пистолетной рукоятки его дополняет пластиковая накладка. Ствол крепится в затворной коробке резьбой и небольшим штифтом. Затворная коробка вставляется в затыльник спусковой и фиксируется поперечным штифтом, пропущенным под стволом.

Для безопасного ношения затвор запирается в переднем положении поворотом рукоятки на 90 градусов, причем рукоятка перекрывает прицельную линию, и владелец легко определяет состояние оружия. Перед спусковым крючком находится полозок предохранителя, который в заднем положении подпирает шептало, не позволяя произвести спуск (напоминает советский ППС). Выключить предохранитель можно указательным пальцем стреляющей руки. С левой стороны спусковой коробки находится флажок переводчика, позаимствованный у винтовки М16А1. Положение «FULL» соответствует режиму непрерывной стрельбы, «SEMI» – одиночной (включается разобщитель). Прицел – постоянный диоптрический, мушка с ограждением смонтирована на затворной коробке.

Устройство магазина на 32 патрона для 9-мм М10 Ингрэм заимствовал у германского MP «Вальтер», на 30 патронов для 11,43-мм – у американского М3 (от которого, видимо, взял и короткий ход тяжелого затвора).

Массивность затвора позволила уменьшить воздействие отдачи на оружие. В то же время раннее отпирание канала ствола, небольшой ход затвора и выстрел «с заднего шептала» дали высокий темп стрельбы. При сложенном прикладе центр тяжести оружия – опять же подобно пистолетам – перемещается в пределах пистолетной рукоятки. Простота конструкции, массивный затвор, «вывешенный» на направляющих стержнях, большие зазоры делают оружие устойчивым к загрязнению и попаданию воды. Оно сохраняет боеспособность после длительного пребывания под водой. Затвор в переднем положении закрывает окно для выброса стреляных гильз.

Штанги выдвижного приклада движутся в пазах спусковой коробки и фиксируются защелкой. Плечевой упор складывается вверх. Такой приклад не назовешь удобным, но все же он дает точку опоры при стрельбе очередями. На стволе крепится антабка с ременной петлей, играющей роль передней рукоятки удержания – простое, но не лучшее решение.

М10 и М11 могли комплектоваться глушителями, оптическими прицелами, лазерными целеуказателями. Глушитель «расширительного» типа «Сайоникс» с поперечными перегородками, разработанный ВерБеллом, снижает уровень звука на 17 Дб, брезентовый кожух позволяет использовать его как цевье. По длине глушитель превышает само оружие. Глушитель типа MAC не имеет перегородок и шайб, снижающих скорость пули. Спиральные каналы, идущие от дульного среза ствола, встречаются с такими же каналами от передней части глушителя. Противоположные потоки газов гасят друг друга, уровень звука понижается на 38 Дб. Снаружи глушитель имеет теплоизолирующее покрытие из «номекса А». Длина глушителя для М10 – 291 мм, для М11 – 224 мм, масса соответственно – 0,545 и 0,455 кг. «Вильсон Армз Компани» предложила глушитель МАС9 длиной 267 мм и массой 0,566 кг, снижающий уровень звука на 30 Дб. Для продажи за рубеж Госдепартамент США запретил резьбу для крепления глушителей, не без оснований полагая, что оружие попадет «не в те руки». Это снизило экспортные возможности.

К оружию создали открытую кобуру с отделениями для пистолета-пулемета и глушителя. Она могла носиться как поясная или «подмышечная».

ВерБелл, желая расширить сбыт, решил выпускать также самозарядные длинноствольные модификации. На них ставили переменный диоптрический прицел, рассчитанный на дальности от 50 до 350 м, сменную мушку на кожухе ствола, кожух дополнили цевьем. Приклад отличался нескладным плечевым упором. При длине ствола 450 мм длина оружия с убранным прикладом – 640 мм, с выдвинутым – 830 мм, масса без патронов – 3,52 кг. Сильно смещенный вперед центр тяжести делал обращение с таким «карабином» не слишком удобным. Пламегаситель крепился на оребрении дульной части ствола муфтой с барашком – выполнить резьбу, видимо, мешал запрет на использование глушителей. Спроса такие «карабины» не нашли.

«Ингрэмы» привлекли широкий интерес, но ненадолго. За пять лет MAC выпустила, по разным оценкам, от 10 до 16 тыс. штук всех модификаций, а в 1975г. оказалась на грани банкротства. Комплекты деталей вместе с правами на производство в 1976г. перекупила «RPB-Industriеs» (г. Атланта в той же Джорджии), но ее попытки продолжить производство не были удачны. В 1978г. в дело вступил В. Дэниэльс, активно продвигавший оружие за рубеж. МАС и RPB продавали М10 и М11 партиями от 50 до нескольких тысяч в Аргентину, Боливию, Бразилию, Венесуэлу, Гватемалу, Гондурас, Доминиканскую Республику, Израиль, Индонезию, Иорданию, Испанию, Колумбию, Мексику, Португалию, Саудовскую Аравию, Эквадор, Эфиопию, Южную Корею, Таиланд. Стоит заметить, что часто покупали только несколько штук для изучения. Незначительное количество приобрели для подразделений специального назначения США и Великобритании.

Модель MAC10А1 получила имя «Кобра». «SWD Corp.» в Атланте выпускала «Кобры» с прикладами по типу длинноствольных образцов под индексами М11 (под 9-мм Browning Short) и М11/9 (9х19 Parabellum). На рынке удержалась «Кобра» М11. По некоторым сообщениям, «Кобры» замечены в Югославии и на Гаити.

Расчет, что темп около 1000 выстр./мин обеспечит высокую кучность стрельбы короткими очередями, не оправдался. Контролировать очередь трудно, и в результате только быстрее расстреливался магазин. Упрощенные органы удержания, расшатывающийся приклад также не способствовали меткости. «Ингрэм» так и не совершил «революции». По мнению некоторых экспертов, «это замечательное оружие, появившееся раньше своего времени или позже его». Другие замечают, что оно оказалось куда популярнее в голливудских боевиках, чем в реальности. Однако многих оно вдохновило. Черты «Ингрэма» можно увидеть в BXP южноафриканской «Армскор» или в MSM бразильской ENARM. MkI доминиканской «Сан Кристобаль» был копией М10. «Израиль Милитари Индастриз» выпустила свои «Мини-Узи» и «Микро-Узи» явно под впечатлением «Ингрэма». Кстати, Секретная служба США предпочла «Мини-Узи». В начале 90-х «Штурм, Ругер энд Ко» более удачно реализовала идеи, заложенные в «Узи» и «Ингрэме», в своем МР9.

Самозарядные модификации «Ингрэм» поступали на рынок как «пистолеты» под различными девизами – «Партизан Эвенджер», например. Они получили хождение в «милицейских» и «полувоенных» организациях. Свободное распространение самозарядных «Ингрэмов» на рынке США сильно ограничил закон 1986 г., а конец положил закон 1994 г.

«Ингрэмы» стали популярны в криминальном мире. Трудно сказать, сколько производителей копируют их нелегально – в конце концов «Ингрэм» изначально рассчитан на производство мелкими предприятиями и мастерскими. Тульское УФСБ, например, больше двух лет искало кустарей, штамповавших оружие под «Ингрэм» с глушителями. Да и «родные» «Ингрэмы» мелькали на российском черном рынке.

Иной подход к малому пистолету-пулемету являет появившийся на несколько лет раньше чешский Vz.61 «Скорпион» Мирослава Рибаржа. Он также рассчитан на ношение «по-пистолетному», стрельбу одиночными или очередями, установку глушителя. Но решалось это другими способами. Кроме классической компоновки с магазином впереди спусковой скобы и затвором позади ствола, куркового ударного механизма, выстрела с закрытого затвора, он отличается наличием замедлителя темпа стрельбы – так обеспечивались устойчивость и кучность. Правда, «Скорпион» при равной с М10 «Ингрэм» длине имеет ствол на 3 см короче. Несмотря на критику, распространенность «Скорпиона» выше и добрая репутация прочнее, чем у «Ингрэма».

К концу века интерес к малым пистолетам-пулеметам в целом стал устойчивым, чему немало способствовал разгул терроризма и организованной преступности, а также соответствующие изменения в вооружении полицейских и контртеррористических служб. Пожалуй, именно эта ветвь пистолетов-пулеметов имеет шансы на дальнейшее процветание.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру