АДРЕНАЛИН ДЛЯ СТАРОЙ ЕВРОПЫ

8 апреля 2001 в 00:00, просмотров: 260

  Обрубленные туловища... Тонкие сильные руки... Лестницы, ведущие в небо или просто в никуда... Это не блиц-кадр Апокалипсиса или просто пейзаж после взрыва. Это швейцарский вариант “заката Европы”, представленный на выставке “Восток—Запад — открытая бесконечность”, которая скоро откроется в Москве. Таков плод совместных усилий швейцарских (администрация кантона Цуг, посольство Швейцарии в Москве) и российских (Торгово-промышленная палата РФ и ее Бизнес-центр) организаторов. Московская выставка — это только начало международного проекта: далее Швейцария, Белград, Лос-Анджелес...

    

     Любая обойма условна, но двух русских — Алексея и Игоря Новиковых — и трех швейцарцев — Эльсо Шиаво (Elso Schiavo), Лилиану Путинканин (Liliana Putincanin), Джорджо Аванти (Giorgio Avanti) может объединить один старый девиз — Ex Oriente Lux! (Свет — с Востока!). Европейцы до мозга костей, они рванулись на Восток, вопреки популярному кличу “Go West!”. Новая реальность требует новой крови, нужна подпитка чопорной, аристократичной и поэтому вырождающейся Европе. “Западный человек подходит к своему пределу, и тут перед ним как в зеркале появляется тот, кем он, собственно говоря, видит себя в своих возвышенных мечтах. И именно с Востока приходит в итоге все, что является европейским в подлинном смысле слова. Рациональность Европы всегда нуждалась в иррациональности Востока” — этот пассаж можно считать программным.

     Игорь Новиков окончил Суриковский институт (из которого его, правда, выгоняли три раза), учился в Амстердаме, теперь стипендиат ЮНЕСКО. “МК в воскресенье” уже писал о нем три года назад — в январе 1998 года. По собственным словам, Игорь очень удачно попал в обойму художников, которые в конце 80-х стали выставляться за рубежом, заработав себе имя на волне интереса к перестроечной России. Настоящей альма-матер для него стала коммуна художников-неформалов в Фурманном переулке, разогнанная в начале 90-х взводом солдат.

     Проект Игоря — Империя будущего “ОТКРЫТАЯ БЕСКОНЕЧНОСТЬ” (что и дало название выставке!). Восток — молчаливый владыка, дающий ему силы и ощущение бесконечного пространства. У него прошли выставки в Москве (в том числе в Третьяковке, которая приобрела семь его картин), Русском музее в Питере, в Лондоне, Нью-Йорке, Токио, Женеве, Гонконге.

     Алексей Новиков, отец Игоря, — известный в России художник-примитивист. Себя он ощущает шаманом, утверждая, что мифология и история Востока пробуждают фантазии предков. Так живопись становится магическим действием, для чего стоит родиться в России (именно ее бескрайние просторы создают ощущение безграничности своего внутреннего мира). Уже прошли выставки в Третьяковке, Севилье, Токио, Риме, Гонконге...

     Швейцарцы известны московскому зрителю пока очень мало. Эльсо Шиаво, например, знаменит тем, что попал в Книгу рекордов Гиннесса-1999 — ему принадлежит самая большая картина мира. Определенный настрой позволяет ему жить только в экзотической стране, полной фантастических аллегорий и мистических животных. Лилиану Путинканин особенно привлекают народные ремесла, рождающие, по ее мнению, новую мифологию. Джорджо Аванти экспериментирует с фоном, считая его одним из элементов отражения света картины, местом восприятия и памяти. Всемирно признанные художники (география выставок — от Израиля до Австралии) теперь будут покорять 1/6 часть суши, начав с ее столицы.

     Выставка Алексея и Игоря Новиковых, Эльсо Шиаво, Лилианы Путинканин и Джорджо Аванти откроется 11 апреля в 18.30 в помещении Бизнес-центра Торгово-промышленной палаты РФ (Чистопрудный бульвар, д. 5/10).

    



Партнеры