ТАЙНЫ ТРЕТЬЕЙ ПЛАНЕТЫ

Утверждают, что люди редко обращают внимание на звезды. Для того чтобы среднестатистический человек поднял голову и отыскал на небе одну из Медведиц, должно случиться что-то совершенно невероятное. А напрасно. Покуда земляне совершают дежурный вояж дом—работа—дом, во Вселенной происходит масса интересных и занимательных вещей, заставляющих задуматься о разумном, добром и вечном.

Далеко-далеко, на расстоянии 430 световых лет от Земли, находится самая большая из известных современной науке звезд — Бетельгейзе (альфа Ориона). Этот сверхгигант класса М может похвастаться диаметром 980 миллионов километров, что в 700 раз больше диаметра Солнца. А самые маленькие звезды — нейтронные, которые тем не менее могут быть в несколько раз массивнее все того же Солнца. Их диаметр достигает 10—30 километров.

В 1070 миллионах световых лет от нас в созвездии Девы расположена центральная галактика галактического скопления Абелл. Она — самая большая из обнаруженных на данный момент. Ее главный диаметр насчитывает 5,6 миллиона световых лет, что в 80 раз больше диаметра Млечного Пути. Свет этой мегагалактики равен 2 миллиардам солнц. Что же касается самых далеких галактик, то в 1996 году американский астроном Эстер М. Ху и его британский коллега Ричард Дж. Макмагон обнаружили на расстоянии 13000 миллионов лет две звездоформирующие галактики с красным сдвигом 4,55. А вот самая отдаленная радиогалактика — 6CO140+326 с красным сдвигом 4,14. Она была открыта в 1995 году группой британских ученых.

О планетах родной Солнечной системы рядовому гражданину известно несколько больше, нежели о богом забытых галактиках с непонятными красными сдвигами. Не секрет, например, что самая большая планета Солнечной системы — Юпитер с экваториальным диаметром 142984 километров и полярным диаметром 133708 километров. У Юпитера самый короткий период вращения. День там длится 9 часов 55 минут 29,69 секунды. Самая быстрая планета Меркурий имеет период обращения вокруг Солнца 87,9684 дня на расстоянии 57909083 километра со скоростью 172341 километр в час. Самая высокая, зафиксированная наукой температура поверхности планеты, — 464 градуса. Этот рекорд принадлежит Венере. А самую низкую официально зафиксированную плотность из всех планет Солнечной системы имеет Сатурн, который на 70 процентов состоит из воды. Межпланетный зонд “Вояджер-1” показал, что так называемые кольца Сатурна на самом деле состоят из многих тысяч тесно расположенных друг к другу колечек.

Кстати, многие астрономы предсказывают Земле и соседним планетам гибель от меткого попадания случайно пролетающего мимо астероида. Так вот, ближе всего от родной планеты пролетел астероид 1994 XM, открытый 9 декабря 1994 года американским ученым Джеймсом Скоттом. Спустя 14 часов после того, как 10-метровый в диаметре астероид был обнаружен, он прошел на расстоянии 100 тысяч километров от Земли. Но ему не сравниться с самым крупным из известных астероидов — Церерой-1, чей диаметр составляет 941 километр.

Что же касается метеоритов, то самый большой из них найден в 1920 году неподалеку от намибийского городка Гротфонтейн. Его размер — 2,7 на 2,4 метра. Самый большой каменный метеорит, который удалось обнаружить, весит 1770 килограммов. Он был частью 4-тонного метеоритного дождя, выпавшего над китайским городом Гирин в 1976 году. Но самый большой метеоритный дождь по имени Леониды имел место 14 ноября 1966 года в американском штате Аризона. Поток с интенсивностью 2300 метеоритных тел в минуту шел более 20 минут. Естественно, что от метеоритов остаются кратеры. Так вот самый большой из них, о котором доподлинно известно, что он образован падением метеорита, — кратер Кун Бутт, или Барринджера (все тот же штат Аризона). Его диаметр 1265 метров, а глубина 175 метров. А вот самый сильный метеоритный взрыв, как полагают некоторые специалисты, случился в 1908 году над бассейном реки Подкаменная Тунгуска. Знаменитый Тунгусский метеорит опустошил местность площадью 3900 квадратных километров. Мощность взрыва составила, по средним оценкам, 10—15 мегатонн тротилового эквивалента.

А теперь перейдем от метеоритов к Солнцу. Самое продолжительное солнечное затмение за последнее время наблюдалось в 1955-м к западу от Филиппин и продолжалось 7 минут 8 секунд. Ближайшее по времени столь же продолжительное затмение нас ожидает в 2186 году. Оно будет продолжаться 7 минут 29 секунд. А для пассажиров сверхзвукового лайнера “Конкорд”, который пролетал из Франции в Америку 30 июня 1973 года, солнечное затмение продолжалось ровно 1 час 14 минут. Самолет, парящий над Атлантическим океаном, оставался в лунной тени с 10 часов 51 минуты по 12 часов 5 минут по Гринвичу. Наибольшее число затмений произошло в 1935 году (5 солнечных и 2 лунных) и в 1982 году (4 солнечных и 3 лунных). Самым счастливым местом на планете в определенном смысле может считаться Аральское море, где в прошлом веке наблюдались аж три солнечных затмения — в 1941, 1945 и в 1952 годах.