Рафаэль Циталашвили: Трюки с Копперфильдом

Рафаэль Циталашвили — маг и волшебник. Именно этот человек научил Копперфильда летать. И еще много чему научил Додика Коткина из Одессы, каким великий магистр является на самом деле. Рафаэль Циталашвили родом из Баку, живет в Москве. Неоднократный чемпион мира среди иллюзионистов, лауреат Большой золотой медали в Париже, президент Международной академии иллюзионного искусства. В Москве его застать практически невозможно. Он — человек мира. Его жену Лену обижать небезопасно. Она пожалуется мужу, и тот превратит обидчика в... жабу.

— Рафаэль, вы правда можете превратить человека в жабу?

— Могу. И голову оторвать могу.

— А обратно?

— Если буду уверен, что обидчик раскаялся. Да Леночка и сама за себя может постоять. Она много чего умеет делать, даже чего не умею я.

— Вам не было и десяти лет, когда вы поняли: быть вам фокусником. Наверное, мама была счастлива — такая интересная профессия!

— Мама была в ужасе. Карманы были набиты картами, сигаретами. Что она должна была думать? Хотя я ей объяснял — это реквизит. Но она регулярно его уничтожала. Я же регулярно его восполнял. Естественно, как все мальчишки, я попробовал покурить, но понял — это не мое.

И с картами тоже разок было на заре туманной юности. Мне было 18 лет. Поехал как-то с другом в Кисловодск. А там в парке собирались картежники со всего Советского Союза и играли по-крупному. Приходим, а мне только карты покажи — руки сами тянутся. Подошли к одной компании, я стал показывать свои фокусы. Они обалдели. Предложили сыграть. Я ни в какую. Стали уговаривать. Объясняю — я же могу смухлевать. Давай валяй, говорят, и если мы не заметим — деньги твои. С нами была девушка. Конечно, мне хотелось произвести на нее впечатление, и я согласился. Так как в карты я играть не умел, да и сейчас, признаться, не умею, пришлось поработать руками. В общем, когда игра закончилась, мне выдали выигрыш в 600 рублей — большие деньги по тем временам. Я отказывался, но они настояли — уговор дороже денег. Раз так, говорю, приглашаю всех в ресторан. Самый лучший.

— Неужели никогда больше вы не играли на деньги?

— Никогда. Хотя сколько раз предлагали. При этом я лично знаком со многими профессиональными шулерами, поскольку постоянно выступаю в шикарных казино Лас-Вегаса и Монте-Карло, а там публика, сами понимаете, какая. Так вот они меня расспрашивают, что да как. Я рассказываю им, они — мне. В общем, обмениваемся опытом.

А не так давно я познакомился с профессионалом, который может выигрывать в рулетку. Я и не знал, что такое возможно. Он мне продемонстрировал, как это делается. Очень сложная технология. Благодаря своему уникальному слуху он считает удары шарика о перекладины и угадывает их количество. Его бы талант да в мирных целях — мог бы стать великим музыкантом или композитором, но... В этом принципиальное отличие шулера от фокусника — первый обманывает ради денег и скрывает это, второй не скрывает и делает это бескорыстно.

— Елена, ваш муж пытается меня убедить, что он честный человек. Это правда?

— Конечно. Хотя меня он взял обманом. Когда мы только познакомились и он пришел ко мне домой, первое, что он сделал, стал манипулировать картами: вынимал их из-за занавески и красиво бросал на пол. Позже, узнав, что я люблю цветы, просто доставал их из воздуха. За двадцать лет, что мы вместе, цветы у нас дома не переводятся. Круглый год — 8 Марта.

— Неужели вас не насторожили способности вашего кавалера? Ведь с таким в трамвай не садись — без кошелька останешься.

— Что вы, я была потрясена увиденным. Он и сейчас продолжает меня удивлять, иногда даже и пугать.

Наш “Театр магии” — семейный. В нем кроме меня и Рафаэля работают его брат, двое его племянников и наша дочь, тоже лауреат многочисленных международных конкурсов иллюзионистов. И всякий раз, придумав очередной трюк, мы проверяем его на своих. Есть эффект — берем в программу, нет — отбрасываем или отправляем на доработку.

В то утро “повезло” мне. Просыпаюсь, открываю глаза и вижу, что мужа не вижу — его рядом нет. Этот трюк под названием “исчезновение мужа из постели”, по-моему, умеют делать многие мужчины. И тут открывается дверь, входит Рафаэль, открывает рот... а оттуда огромный огненный столп, и из него вылетает белый голубь. Рафаэль был похож на Змея Горыныча, и, будь у меня слабое сердце, инфаркта не избежать.

— Елена, а он вас пилит?

— Это я его пилю. Превратил квартиру в мастерскую — строгает, стучит, варит, паяет. Весь реквизит делает своими руками.

— Рафаэль, предположим, в доме ничего нет, а кушать хочется. Ваши действия?

— Могу слетать в магазин. Видели, как Дэвид Копперфильд летает? Так это я его научил. До этого он мог только левитировать, то есть просто зависать над землей. Потом есть вариант скатерти-самобранки. Правда, у меня простая картонная коробка. Плюнул-дунул, сказал “абракадабра”, самое древнее магическое заклинание, и вот тебе и икра заморская баклажанная, и прочие разносолы. Но самый верный способ — попросить Леночку приготовить мой любимый пирог с фасолью, который делала моя мама.

— На чем предпочитаете передвигаться — на ковре-самолете?

— На машине, причем когда жена за рулем, потому что в дороге, как и во сне, хорошо придумываются всякие фокусы. А что касается ковра, то пару лет назад в Дрездене на конгрессе иллюзионистов демонстрировали “ковер-самолет”, сделанный по заказу Уолта Диснея. Натуральный ковер, на нем человек и летает. Очень просто.

Мне предложили его купить. Соблазн был. Но когда я узнал, сколько он стоит, волосы у меня встали дыбом. Я отказался. Но если вдруг мне очень захочется сделать нечто подобное, я сделаю это в сорок раз дешевле.

— Удивить женщину фокусами просто, а как “провести” ученых?

— Проще простого. Мне довелось выступать в новосибирском Академгородке. Среди прочих трюков я показывал им “летающую волшебную палочку”. Она парила в воздухе на сцене, летала между рядами. После выступления ко мне в гримерку зашел конструктор и сказал: “Коллега, мы работаем над летательными аппаратами. Не могли бы вы сказать, какие стабилизаторы вы используете?” Вы бы слышали, как он хохотал, когда я признался ему, что это не так просто, как ему показалось, а совсем просто.

— А как, по-вашему, барабашки существуют или это трюк?

— На протяжении нескольких лет я был членом научной комиссии по изучению аномальных явлений. Выезжал на места как эксперт и должен был определить: трюк или нет, обман или необъяснимое. Если я говорил “все чисто”, принимались за работу ученые. Были и такие, которые сразу попадали в разряд закрытых.

К примеру, однажды я видел книгу на вид самую обычную, но, когда ее уронили, она разбилась, как стеклянная ваза. Есть такой трюк, когда живую розу опускают в жидкий азот и она становится как стеклянная. Но в случае с книгой было что-то другое. Я так и не понял и не знаю до сих пор — так эту “книгу” засекретили. Хотя в большинстве случаев все это чистой воды надувательство. А причина простая: многие “фокусники” просто хотели славы, увидеть свое имя в газетах, журналах.

— Вам с вашей всемирной славой трудно их понять. Вы и с Дэвидом Копперфильдом на дружеской ноге, точнее, он с вами. Как вы познакомились?

— Сначала я познакомился с его консультантом Майклом Амаром, знаменитым фокусником. Подарил ему видеокассету со своим спектаклем “Руслан и Людмила”. Он показал ее Дэвиду. Тот обалдел. Позже на одном из конкурсов Майкл нас познакомил. К тому времени он посмотрел другой мой спектакль — “Горская легенда” и с ходу предложил купить его у меня целиком для своего музея иллюзионного искусства. Я вынужден был ему отказать. Во-первых, потому, что мне до сих пор он нравится, и потом, чтобы сделать точно такой же реквизит, мне понадобится еще шесть лет. А повторяться я не люблю. Всегда хочется чего-нибудь новенького. Для музея я подарил ему пару бутылок шампанского по метр двадцать, у меня осталось еще шесть таких, из которых бьет фонтан на 5—6 метров вверх. Полное ощущение настоящего шампанского, но вокруг все сухо. Кроме этого в репертуаре Дэвида мой трюк — исчезновение и появление на прозрачном столе настоящего небутафорского приемника. Его, кстати, можно легко заменить на что угодно вплоть до железнодорожного состава. Согласитесь, трюк прямо из нашей жизни.

Или трюк “исчезновения навсегда” двенадцати зрителей. Идея моя. Когда Дэвид приезжал к нам, он позвал меня на свое представление и предложил стать одним из исчезающих. Я согласился, интересно было посмотреть, как он это сделает. Я остался доволен, о чем ему и сказал. Он был рад. Я, правда, вместе с другими зрителями исчез из зала, но, естественно, не навсегда. Дэвид постарался — знает, что я ему еще нужен. Дело в том, что сейчас по его просьбе я делаю трюк с его исчезновением с помощью смерча. Воздушная воронка возникнет на сцене, побегает, побеснуется, подхватит Дэвида, поднимет вверх, и он пропадет. Лена отдала ему свой трюк — она проворачивает руку на 360 градусов. Он был первый исполнитель, но имя автора называет. Через год Лена сама стала его делать.

— Почему такая несправедливость — Дэвида знают во всем мире, а вас и ваш “Театр магии” даже у нас мало кто знает?

— Вопрос, конечно, интересный. Гастроли по стране — удовольствие не из дешевых. Собрать и перевести несколько тонн реквизита в наших условиях сложно и дорого. Билеты при таких затратах оказываются для многих недоступными. Случаются радостные моменты, когда на горизонте появляется спонсор, тогда есть возможность порадовать нашего зрителя, но в основном наши выступления здесь в стране благотворительные. А так ездим по всему миру, там зарабатываем, а здесь...

— А что это за фокус с кольцом, который назвали “трюком XXI века”?

— Очень просто. Я беру у вас кольцо, и оно исчезает. Потом даю вам банку с зеленым горошком, запаянную, естественно. С помощью консервного ножа вы ее вскрываете и обнаруживаете там свое кольцо. Этот фокус на конгрессе иллюзионистов мира в Лас-Вегасе назвали “трюком XXI века” еще в ХХ веке.

— Какая из наград для вас самая дорогая?

— Золотая медаль “Национальный герой Кореи”. Меня и Леночку сам Ким Ир Сен наградил. А дело было так. На международном конкурсе в Карловых Варах мы познакомились с замечательным корейским фокусником, Героем Социалистического Труда Кореи, личным иллюзионистом Ким Ир Сена. Узнав, что мы приезжаем, он поднял сотни людей, которые овациями встречали нас уже в аэропорту. Затем нас отвезли в резиденцию к Самому. А Ким Ир Сен был большой любитель фокусов. Вот мы его и развлекали. Он удивлялся, радовался, веселился, подходил ощупывать меня, в общем, вел себя как ребенок. Он был так счастлив, что после выступления сразу вручил нам награды. Потом был банкет. Вы себе представить не можете, что это было за безумие — 40 блюд, если не больше. И так все гастроли. Если мы не на сцене, то за столом. А что касается медалей, пару раз ради хохмы я надевал ее на приемы. Вы бы видели реакцию людей, они просто балдели. Я их понимаю, это все равно что увидеть марсианина со Звездой Героя Советского Союза.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру