“СКАЗОЧНОЕ” ИЗНАСИЛОВАНИЕ

11 ноября 2001 в 00:00, просмотров: 296

  На этой неделе на экраны выходит еще одна интеллектуальная черная (читай, весьма циничная) комедия — “Сказочник” (Storytelling) Тодда Солондза. Картину, как водится, показывали в Канне не далее как на последнем фестивале. Не в конкурсе, но что делать. Нашу премьеру можно смело назвать мировой, поскольку в европейском прокате она не шла, а в США мероприятие намечено аж на 2002 год.

     Новая чернушка соответствует всем канонам кино не для всех: разговоры о сексе, сексуальные фантазии, секс без прикрас во весь экран. Отличие: секс представителей разных рас — черный насилует белую, интеллектуальная нагрузка — лауреат Пулитцеровской премии, который преподает в захудалом университете, заставляет свою несовершеннолетнюю ученицу во время столь нежеланного для нее акта кричать всякую американскую белиберду, ну, вы знаете, то, что дети пишут на заборах. Короче, налицо полная неполиткорректность.

     Затейлива форма: две части, две истории, ни героями, ни событиями между собой не связанные, — “Вымысел” и “Реальность”. Да, некоторые сравнивают Солондза с Вуди Алленом. Не знаю, не знаю. У Тодда все больше про типичных американцев из пригородов. Правда, он утверждает, что некоторые представители нью-йоркской богемы узнали себя в иных персонажах. И вроде как один из героев “Реальности” напоминает чем-то режиссера — лысиной, очками, тембром голоса.

     “По-моему, в фильме очень проницательно показано наше место в нашей культуре, в современном обществе, — говорит Роберт Уиздом, исполнивший одну из главных ролей в “Вымысле”. — Тодд препарирует всяческие стереотипы, в том числе стереотип моего персонажа — чернокожий мужчина в американском обществе. Он анализирует его — и очень интересно — с точки зрения белого человека”.

     Во второй части фильма “Сказочник” — “Реальность” — некий режиссер-самоучка уговаривает ученика выпускного класса школы и его родных (Джон Гудман — отец — четыре раза снимался у братьев Коэн — “Воспитание Аризоны”, “Бартон Финк” (премия “Золотой глобус”), “Большой Лебовски” и “О, где же ты, брат?”) стать героями его документального фильма. Роль кинонеудачника сыграл Пол Джаматти (одна из обезьян в “Планете обезьян”). Тут тоже “все в порядке” — издевательства над прислугой, рефлексии типа: “Если ты не любишь того, о ком ты снимаешь фильм, как же он может получиться хорошим”, предложения к изнасилованию.

     Настраивает на определенный лад и остальной состав съемочной группы — оператор Фредерик Элмз (“Синий бархат”), художник Джеймс Чинлундом (“Реквием по мечте”) и художник по костюмам Джон Данн (“Пес-призрак”, “Баския”). В качестве монтажера выступила культовая немецкая барышня Франка Потенте, полюбившаяся нашему зрителю после фильма Тома Тыквера “Беги, Лола, беги”.

     Кстати, предыдущая картина Тодда Солондза “Счастье” (1998 г.) получила премию ФИПРЕССИ на Международном кинофестивале в Канне.

    



    Партнеры