Человеческий фактор бизнеса

1 января 2002 в 00:00, просмотров: 262

Успех любого дела зависит от тех, кто им занимается. Отдел кадров – ключевой в структуре любой организации. При этом, как показывает опыт наиболее успешных компаний, определяющим моментом при найме нового сотрудника является не только его профессионализм, а прежде всего – мотивация. Которая определяет и последующую карьеру. Именно этот принцип положен в основу работы с персоналом в компании JT International.*

Здесь говорят: человека можно научить любому делу, но не отношению к нему. Поэтому при найме на работу в компанию основным критерием является не наличие у человека профессиональных навыков, а его заинтересованное отношение к порученному делу. Этот фактор – ключ как к личному успеху, так и к успеху компании в целом. О том, как они пришли в транснациональную компанию и как они делают в ней карьеру, рассказывают сотрудники российского представительства JT International.
Выбор
Вадим БОЦАН-ХАРЧЕНКО,
39 лет, директор по корпоративным вопросам (окончив МГИМО по специальности «международные отношения», работал в Министерстве иностранных дел, аппарате российского парламента):
«Полагаю, что компанию привлекло мое знание механизмов практической работы с самыми разными структурами как исполнительной, так и законодательной власти страны. И хотя ключевым критерием при найме здесь является мотивация, важен был также и непосредственный опыт работы в конкретной области. Предложенная мне должность менеджера по внешним связям показалась весьма привлекательной во многом ввиду того, что, как я полагал, именно в этой области возможно было наиболее полно реализовать имевшийся профессиональный опыт».

Галина РОДИНА, менеджер по маркетингу (окончив в начале 90-х Ленинградский госуниверситет по специальности «социальная психология», обучалась общественным наукам в Центральноевропейском университете в Праге по соросовскому гранту, где и увлеклась тогда еще новым у нас направлением – маркетингом):
«У меня был выбор: продолжить научные исследования в области маркетинга или заняться им практически. Выбрала последнее – меня всегда интересовала наука не в чистом виде, а ее прикладное применение. Искать работу надо было в иностранной компании. Во-первых, в наших компаниях тогда маркетинговые службы только создавались, и где там можно было набраться опыта мне, новичку? Во-вторых, мне казалось, в иностранной компании, с собственной историей на рынке, с международным опытом маркетинга, я не только применю полнее полученные в Праге знания, но и буду иметь лучшие условия для профессионального становления. Тогда в Питере обосновывалась всемирно известная табачная компания RJR, и в газетах было ее приглашение на работу. Сигаретный бизнес привлекателен маркетологу своей эмоциональностью, многообразием, постоянным поиском нового. После нескольких собеседований меня зачислили в отдел маркетинга на должность ассистента. Меня не смущал тот факт, что позиция была не менеджерская, я была счастлива оказаться в одной команде с опытными международными специалистами. Были учтены не только мои дипломы, но и владение английским – это также было одно из требований работодателя. Мне показалось, что больше моих навыков компанию привлекло мое стремление ими овладеть и энтузиазм. Со временем я поняла, что в этом и состоит принцип набора сотрудников в компанию. Ведь, в отличие от ремесла, ответственному и творческому отношению к делу не научишь – оно либо есть, либо нет».

Таро НИШИМУРА, 30 лет, менеджер по маркетингу (по окончании Киотского университета по специальности «электронное оборудование» работал инженером на табачной фабрике концерна JT в Киото):
«Мне было лестно работать на фабрике единственного в Японии производителя сигарет. Но хотелось работы не столько по специальности, сколько связанной с назначением за рубежом. Помог случай: коллега по работе покидал отдел маркетинга одного из американских партнеров концерна по электронному бизнесу и предложил меня на замену. Вскоре концерн свернул свой электронный бизнес, и я, уже имея опыт в международном маркетинге, подал заявку на работу в международном подразделении концерна – компании JT International. В таких случаях соискателям устраивают специальный экзамен. Пройдя его, отправился менеджером по продажам в лондонское представительство компании. Занимался продажами марки Mild Seven (сигарет № 1 в Японии и второго сигаретного брэнда в мире) на Ближнем Востоке, в Африке, Европе, а также в России. Довольно быстро разобрался, что наилучшие перспективы у марки – в России, а, значит, там и самая интересная работа. Тогда же было решено ускорить продвижение Mild Seven на российском рынке, и московскому представительству понадобился опытный специалист. Моя нацеленность и желание руководства совпали. Так полтора года назад я оказался здесь, на должности менеджера по маркетингу».

Непрерывное образование
Вадим: «Вполне естественно, что, придя сюда, я попал в мир, весьма отличный от государственных организаций. Вместе с тем, мне ничего не пришлось в себе кардинально менять, ломать, я продолжил заниматься тем, что мне нравится, и тем, что я умею делать. Важно, что профессиональное обучение в компании ни для кого не прерывается. Как все новички, я начал с курса введения в компанию. Здесь идет непрерывное повышение квалификации, навыков менеджера – регулярные семинары, курсы. Большое значение придается наставничеству (mentorship), и совсем необязательно только лишь на начальном этапе работы. Мне, к примеру, в последнее время здорово помогал финансовый директор. Сейчас он работает в Танзании, но до сих пор консультирует меня по самым разным вопросам».

Галина: «Моя первая рабочая неделя ушла на тренировочный курс для новичков – так называемое введение в компанию (introduction to the company). Нас знакомили с историей и структурой компании, принципами и стратегией ее работы, миссией на рынке, мы проходили тренинги по своим основным рабочим функциям, знакомились с производством. Сегодня в компании есть целый отдел, который так и называется – «Обучение и развитие». Это говорит о готовности руководства инвестировать в профессиональный рост своих сотрудников. Жизнь не стоит на месте – появляются новые марки, расширяются рынки, меняются задачи, растут требования к стандартам. Все это требует постоянного повышения квалификации, и обучение продолжается…»
Верность флагу
Галина: «Как и в любой крупной компании, здесь особое внимание уделяют развитию внутренней культуры и воспитанию у сотрудников приверженности корпоративным ценностям. У нас они формируются как CREST – Courage, Responsibility, Excellence, Simplicity, Trust (Смелость, Ответственность, Мастерство, Простота, Доверие). Под тем же названием действует неформальный клуб (программа мотивации), членами которого становятся наиболее отличившиеся в каждой из пяти категорий работники. Определяет их общественный совет, состоящий из рядовых сотрудников компании. Критерий – лучший показатель за квартал в своей категории. Лауреаты квартальных конкурсов в конце года поощряются ценными призами – например, недельной семейной путевкой на мировые курорты. Все номинанты удостаиваются знаков отличия – галстуков, шейных платков с особым логотипом, которые они носят с гордостью».

Чувство локтя
Галина: «Тогда для всех нас, российских сотрудников, все было внове, никто не кичился каким-то особым опытом, все были молоды, целеустремленны, но одновременно все были готовы помочь друг другу в работе. Атмосфера товарищества сохраняется и поныне. Это характерно в отношениях не только внутри отдела, но и между сотрудниками всех подразделений. Если, скажем, у работника отдела продаж есть некая идея по части маркетинга, он спокойно делится ею со мною».
Таро: «Поработав в разных странах, могу сказать, что нет особой разницы в менталитете русских сотрудников в сравнении с их зарубежными коллегами. В каждом коллективе была своя атмосфера, но она зависела лишь от личностей работающих. Тем не менее, для русских, как мне показалось, характерно огромное трудолюбие, жажда работы и целеустремленность. Для успешной работы в России знание ее культуры и традиций исключительно важно. Поэтому свободное время стараюсь проводить в театрах, музеях и в клубах в компании с русскими приятелями-коллегами. Где, как не на таких посиделках, быстрее адаптируешься к вашим реалиям?»

Карьера
Вадим: «Стремление непременно сделать карьеру в компании не было для меня определяющим фактором тогда, когда я начал работать, я даже толком не знал здешнюю иерархию. За первые три года прошел две служебных ступени, затем стал директором департамента, вхожу в совет директоров российского отделения компании, подчиняясь непосредственно его генеральному менеджеру. Полагаю, что как передвижения, так и продвижения кадров у нас зависят от подхода к делу, целеустремленности, личной эффективности сотрудников».

Галина: «В 1994 году я начала работать в отделе маркетинга ассистентом. Сегодня вместе с командой молодых и талантливых маркетологов я отвечаю за одну из самых крупных на рынке России табачных марок «Петр I». Когда я начинала, все брэнд-менеджеры были иностранцами, сегодня – только «наши», а менеджеров по маркетингу – пятьдесят на пятьдесят. Я никогда не задумывалась о карьере, просто всегда, освоив одно, стремилась попробовать себя в более сложном. Вообще, признаком успешной карьеры для служащих крупных транснациональных компаний принято считать переход из одной в другую на более солидную должность либо перевод в штаб-квартиру собственной компании. У меня не было желания сменить работу, несмотря на заманчивые предложения. Я считаю, что главное в работе – это чувство гордости за достигнутые результаты и возможность реализовать себя. Думаю, что в этом плане я счастливый человек».

Таро: «Нынешняя должность, надеюсь, для меня еще не потолок. Пока мне бы не хотелось, если даже последует предложение, покидать Россию ради того, чтобы занять более выгодную позицию, например, в швейцарской штаб-квартире компании. Потому, что опыт работы на таком динамичном рынке, как российский, дает мне шанс сделать еще более успешную карьеру. Семь лет назад я не думал, что попаду в Россию. Тем не менее, именно здесь мне работать интереснее, чем где бы то ни было. Вообще, основа любой карьеры – это когда то, что ты хочешь делать, совпадает с тем, что ждет от тебя компания».



Партнеры