Рбк выходит на биржу

Компания «РосБизнесКонсалтинг» (РБК) станет первой российской высокотехнологичной компанией, чьи акции появятся на российском фондовом рынке. Совет директоров РБК принял решение о выводе акций компании сразу на две российские торговые площадки – РТС и ММВБ. Это должно произойти в первом квартале 2002 года. А в конце 2001-го завершился объявленный РБК конкурс на определение ведущего банка по размещению акций.

В конце ноября в Швейцарии прошла серия презентаций РБК для европейских инвесторов. Это событие вызвало большой резонанс в российской прессе. При общем положительном настрое экспертов многие из них считают, что РБК недостаточно большая компания, чтобы стать объектом для серьезных инвестиций. Однако ряд западных специалистов придерживается другого мнения. Согласно оценкам управляющего директора банка ABN AMRO Майкла Хаммонда, рынок информационных технологий и средств массовой информации сейчас на подъеме, и акции РБК, на его взгляд, это отличное средство, с помощью которого можно было бы увеличить свои доходы.
Итогом прошедшего мероприятия, организованного швейцарской компанией ABD Сonsulting, стало размещение РБК конвертируемых облигаций на сумму $5 млн. По словам генерального директора РБК Юрия Ровенского, спрос на предложенные ценные бумаги в несколько раз превысил предложение. Однако руководство РБК решило не увеличивать сумму размещаемого займа, предшествующего IPO. «За предстоящие 3–4 месяца до IPO нам не нужна большая сумма для эффективного освоения. Мы хотим быть честными перед потенциальными инвесторами», – говорит Ровенский. Во время презентации РБК объявил о выводе на российские биржи приблизительно 17% акций. Кроме того, Совет директоров РБК зарезервировал еще 10% акций на предстоящие поглощения и на корпоративные цели. Параллельно пресс-служба РБК сообщила, что руководство компании оставляет за собой право продать дополнительно 8% собственных акций не ранее чем через 6 месяцев со дня выхода на IPO. Эта мера будет направлена на повышение ликвидности акций компании.
Контроль за бизнесом РБК остается за российскими акционерами компании. Одной из причин, по которой РБК уже в течение многих лет отказывается от привлечения стратегического инвестора, является желание исключить потенциальную угрозу независимости РИА «РосБизнесКонсалтинг» (деятельность РБК развивается в двух направлениях: информационные технологии и медиа). При этом с целью обеспечения полной прозрачности деятельности компании и принципов корпоративного управления в состав директоров РБК будут приглашены ведущие западные менеджеры в области информационных технологий и медиа-бизнеса. В ближайшее время РБК собирается открыть специальный сайт, обеспечивающий общение с потенциальными российскими и зарубежными инвесторами. Кроме того, компания планирует продолжить цикл презентаций в России и за рубежом. В настоящее время компанией активно развивается разработка Интернет-систем и услуг в области программинга. РБК принадлежат сайты www.rbc.ru (основной портал компании), Utro.ru (одна из трех наиболее популярных ежедневных газет российского Интернета), Cnews.ru (издание об информационных технологиях), Autonews.ru (новый Интернет-ресурс для автолюбителей), Hotbox.ru (второй по популярности российский электронный почтовый сервис), LBN.ru (одна из двух ведущих российских баннерообменных сетей), Krovatka.ru (самый популярный российский чат), компьютерный магазин PCHome.
В РБК ожидают, что в 2001 году оборот компании превысит 16 миллионов долларов, причем доли оборота в сферах медиа и ИТ практически сравняются. Норма рентабельности РБК, аудированная в 2000 году и составившая 30%, в 2001 году, по оценкам Юрия Ровенского, имеет тенденцию к дальнейшему росту. Исходя из этой динамики и будет оцениваться капитализация РБК (на сегодня от оценок воздерживаются и представители компании, и финансовые консультанты). «Есть стандартная практика оценки стоимости компаний. Сейчас она чаще всего основывается на отраслевом мультипликаторе к величине прибыли компании. В отраслях, в которых работает РБК – ИТ и медиа – этот коэффициент колеблется в границах от 15 до 30», – комментирует Ровенский варианты оценки РБК. Традиционно российский бизнес не может похвастать ни прозрачностью, ни качеством менеджмента.
Аргументы, подтверждающие готовность компании соответствовать этим, казалось бы, простым требованиям, существенно повышают интерес к ней западных инвесторов. Ханс-Йорг Рудлофф (Barclays Bank), представлявший РБК в Швейцарии, считает, что положение дел меняется к лучшему: «РБК – это другое лицо России. Мы видели крупные сырьевые компании, мы видели олигархов, у нас есть большой положительный и большой отрицательный опыт в России. Сейчас мы видим компанию, которая была основана 10 лет назад, сразу после открытия России для внешнего мира. Эта компания, которую построили очень успешные и трудолюбивые молодые люди, решила стать открытым акционерным обществом, и это будет первый настоящий пример IPO в России. В данном случае IPO будет осуществляться на основе западных стандартов, западных подходов, западной прозрачности и западной открытости. И РБК сможет стать абсолютным образцом для остальной части российского рынка в том, что касается информационной и управленческой корпоративной политики. Это то, чего мы ожидаем от России».

Согласно данным, подтвержденным аудитом KPMG, годовой оборот РБК в 2000 году составил $8 млн. Примерно 2/3 от этой суммы принесли медиа-продукты компании, остальное РБК заработал в сфере информационных технологий: благодаря проектировке, разработке и внедрению программного обеспечения.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру