Бизнес немыслим без творчества

О нем ходит много слухов, но большинство из них – всего лишь газетные утки. Он прост
в общении, но труднодоступен. Его энергии и предприимчивости можно только удивляться. Десять лет он возглавляет компанию, которую по праву можно назвать пионером отечественного бизнеса.
Накануне юбилея группы компаний «Русское золото» Александр Таранцев
беседует с редактором «ДЛ» Станиславом Комаровым.

Десять лет
на бизнес-поле
10 лет в бизнесе – это много или мало, тем более для такой страны, как Россия? Перемены в стране происходили поистине революционные.
– Это целая эпоха. В любой другой стране этот процесс занял бы минимум пятьдесят лет. За это время притирались все звенья экономического, юридического и правового поля. Не было апробированных временем законов, и каждый день, образно говоря, нам приходилось примерять рубашку на себя. Но теперь я с уверенностью могу говорить, что этап становления российского бизнеса мы прошли. Завтрашнее, послезавтрашнее поколения придут уже на расчищенное нами поле, пропитанное нашими потом и кровью.
«ДЛ»: Им будет сложнее или легче?
– Им будет сложнее открыть нечто новое. Ни для кого не секрет, что сегодня реальный бизнес, который приносит наибольшие дивиденды, практически поделен. Открыть маленькую компанию и иметь прибыль можно, но зарабатывать настоящие деньги безумно сложно. Сегодня это дано одному из миллиона. На карте российского бизнеса появились крупные кристаллы, и они заняли определенное положение. Ювелирное дело, нефть, торговля и т.д., и т.п. – свободных ниш не осталось.
Чтобы сегодня уверенно войти в бизнес, в первую очередь, и это мое глубокое убеждение, надо научиться быть хорошим исполнителем. Классным, творческим, мыслящим специалистом, который знает, что нужно стремиться вперед, преуспевать в деле, которое ему поручено. Став профессионалом, он, возможно, сам придет к какому-то своему определенному сегменту бизнеса.
Я помню, когда все пытались быть генеральными директорами. Компании создавались в несметном количестве. Посмотришь, на фирме работают всего три человека, генеральный и два его зама. Но это болезни роста. Со временем нормальные люди начали понимать, что быть генеральным директором крайне сложно и очень ответственно. Есть те, которые доверяют тебе быть директором и одновременно спрашивают за вложенные в тебя деньги, эмоции, нервы. Директор становится неким мерилом взаимоотношений, вертикальной осью, на него проецируются все успехи и неудачи бизнеса.
Я не люблю лакеев на побегушках, стараюсь работать с грамотными, вдумчивыми людьми, не боящимися взять на себя всю полноту ответственности. Такие люди нужны: сегодня, завтра, всегда. Из таких и состоит команда творцов, которая на самом деле реально двигает бизнес вперед.
«ДЛ»: Во многих интервью вы подчеркиваете, что это важнейшее условие для успешной работы любой компании.
– А по-другому не получится. Сразу видно, когда человек оказывается не на своем месте. Бизнес сразу же начинает пробуксовывать и хиреть. А дело вовсе не в том, что у человека не получилось, просто ему неправильно подобрали работу.
«ДЛ»: С чего начиналась история «Русского золота»?
– Производство строительных материалов, изготовление и реализация ювелирных украшений. Но настоящим прорывом в деятельности компании стало воплощение идеи мелкооптовых и крупнооптовых торговых комплексов. То было время челночного бизнеса и повального зарабатывания денег. Люди примерялись к новым параметрам бытия – насколько ты держишь удар, насколько ты в состоянии правильно просчитать все ходы. Этим начали заниматься и дворники, и генеральши – все решили стать богатыми.
Мы первыми с моим другом Геннадием Тататевым, в то время директором стадиона «Труд», открыли торговый комплекс, пожалуй, самый популярный в Москве. Это был первенец, после него мы начали активно эксплуатировать новые комплексы – тогда это был самый рентабельный бизнес в России. Миллионы челноков торговали в этих комплексах, сначала это были грязные рынки и убогие палатки, а сейчас посмотрите на Москву, по всему городу отстроены десятки суперсовременных архитектурных сооружений...
«ДЛ»: Это все заметнее с каждым днем. Москва стремительно преображается.
– Пришло новое понимание этого бизнеса. Торговые комплексы просто перестали быть сберкассой, куда только несут и оставляют деньги. Их хозяева начали понимать, что они тоже вносят свой вклад в новый архитектурный облик столицы.
«ДЛ»: Помимо этого бизнеса «Русское золото» пыталось в те годы выйти и на нефтяной рынок.
– Мы успешно могли бы заниматься и этим бизнесом, но нас туда просто не пустили. В него пускали только тех, кто правильно обозначился с идеологами и теоретиками демократической перестройки. Несколько человек сели за стол и поделили страну. Может, это звучит некорректно, но это факт.
«ДЛ»: А вы полагаете, что войти в этот бизнес сейчас уже невозможно?
– Сейчас его можно только перекупить, тогда его покупали за бесценок. Стратегические предприятия выставлялись для определенного круга людей по преступно низким для государства ценам. Фактически государство было обворовано. Мы пытались заниматься золотом, алмазами, но и туда нам дорога была закрыта – этот рынок контролировала определенная спецслужба. Туда можно было попасть, имея с кем-то теплые отношения. У нас этих отношений не было.

Бизнесмен российской ориентации
«ДЛ»: Говорят о том, что вы ориентируетесь исключительно на все российское. Сырье, производитель, потребитель...
– Это моя принципиальная позиция. Русских должны накормить русские. Налопались иностранного и поняли, что по большинству позиций наши товары лучше импортных. Взять хотя бы пищевую промышленность, начиная с Микояновского завода. Это же классно! Вот они – крупицы реального бизнеса, которым занимаются нормальные деловые люди. Работая на бюджетных средствах, много ума не нужно. Мозги нужны в другом, когда человек строит свой бизнес не на государственных деньгах, а на том, где он получает прибыль, где ему доверяют партнеры, видя его деловые и человеческие качества.
«ДЛ»: Вы постоянно апеллируете к тем, кто оказался у кормушки и кому легко достались большие деньги...
– Посмотрите, что происходит в стране! Огромное количество людей оказались никому не нужны, начиная с государства. Им по пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят лет. Это огромный сегмент применения средств. Поделитесь с ними, не стесняйтесь! Я – с теми хозяевами, кто пришел на предприятие, сделал высококлассный менеджмент, выплатил налоги в государственную казну, а из остатка своей прибыли поделился с сирыми и убогими.
Я поднимаю две руки за этих людей. И таких в России предостаточно: с нашими корнями, с четкими российскими убеждениями, которые останутся здесь независимо ни от чего. Плохо ли, хорошо, но они будут со своим народом и будут работать для него. Это не громкие слова и не полная фантазия. Сегодня это реальность.

По вертикали власти
«ДЛ»: Насколько известно, вы не стараетесь вступить ни в какую политическую организацию, хотя вас активно приглашают практически во все. Вы поддерживаете кого-либо, лишь исходя из своих интересов?
– Я с огромной радостью поддерживал бы Аркадия Ивановича Вольского. Ему сейчас тяжело, но этот человек никогда не боялся резать правду-матку в глаза любому человеку. Это один из немногих людей в стране, кто решает многие вопросы. А как я могу верить политику, который за один день по пятнадцать раз меняет свое мировоззрение. Я не хочу мараться о таких, чувствовать себя дешевкой.
Я не с ними, я с бизнесом, с реальной исполнительной властью. И вертикаль эта меня устраивает. Но на теле любого кита бывают присоски и прилипалы, которые на каждом миллиметре своего присасывания пытаются гадить и портить. Я считаю, что сейчас в окружении президента достаточное количество умных, грамотных, честных и порядочных людей, которые готовы к реальным преобразованиям в России. Но одновременно прекрасно понимаю, что на протяжении десятилетий чиновники брали огромные деньги, и эту порочную практику поломать чудовищно сложно.

Мульти-пульти
«ДЛ»: Странно: казалось бы, «Русское золото» – серьезная компания – и вдруг такой неожиданный бизнес, как производство мультфильмов.
– А что тут неожиданного! «Незнайка на Луне» – самый полномасштабный постперестроечный проект, над ним трудились самые выдающиеся отечественные мультипликаторы. Мы сейчас небезуспешно пытаемся реализовывать все четыре части «Незнайки» на Западе.
У нас есть принципиальные договоренности с целым рядом самых видных мультстудий мира. Мы готовы к созданию большой производящей компании, на которой бы создавались 2–3 проекта одновременно. Интересный проект у нас был и в кинобизнесе. Первую мыльную оперу «Клубничка» делала наша компания Gold video. Мы придумали определенную технологию в создании подобных сериалов, и я полагаю, что это далеко не последний наш творческий опыт.
«ДЛ»: А бизнес моды вы тоже относите к творческой сфере?
– Убежден: Москва на законных основаниях должна стать одной из столиц мировой моды. Потому что здесь – больше всего красивых женщин. Хоть убейся! Если сложить женщин всего мира, то красивых все равно будет меньше, чем в России. Я вообще считаю, что здесь должно быть максимальное число модных изданий, бутиков роскошной моды, как для мужчин, так и для женщин. Мы должны чувствовать себя в своей стране красиво и комфортно. Имущий человек без душевного комфорта себя уже не мыслит.

Философия
по Таранцеву
«ДЛ»: А вы сами комфортно себя чувствуете?
– Не всегда. Не надо думать, что у меня все небо в алмазах. Мне приходится бывать и в детских приютах. Какой уж там душевный комфорт, гармония души и сознания. Я тогда очень остро начинаю чувствовать, что всем на свете помочь невозможно.
Знаете, поначалу было интересно просто тупо зарабатывать деньги, но потом приходит некое разумение жизни и хочешь на самом деле что-то потрогать. Создал и думаешь – а ведь это мое! Здесь появляется какая-то детская гордость. Я думаю, ко всем это приходит с возрастом.
«ДЛ»: Вы демократичный человек или диктатор? Как вы, к примеру, расстаетесь с людьми, которые вас не удовлетворяют?
– У нас есть взаимные обязательства. Я, как работодатель, гарантирую выполнение своих обязательств. Работник любого уровня знает мои условия. Если он соглашается на них, я вправе требовать.
«ДЛ»: Грубость позволяете по отношению к подчиненным?
– К своему стыду, позволяю. Но только в адрес тех людей, которые мне наиболее близки. Они знают, что я не от злости кричу. Просто при сумасшедшем рабочем графике мне нужен паровыдуватель. Уверен, они это понимают и прощают мне эту слабость. Но вот что интересно: за многие годы людей, которые меня предавали, можно пересчитать по пальцам.
Я связываю это с тем, что сам старался быть ответственен за свои поступки. Сам по себе человек – никто и ничто. Нужно пытаться выращивать тех людей, которые рядом, которые делают с тобой бизнес. Ты не имеешь права его оскорблять, пользуясь тем, что ты начальник, а он подчиненный, если, конечно, нет между вами приятельских отношений. Вне работы можно и посмеяться, и подколоть друг друга, это нормально.
«ДЛ»: А вы спокойно к этому относитесь?
– Абсолютно. Я всегда говорил: хоть чугунком обзовите, лишь бы в печь не ставили. Главное, чтобы дело шло веселее. Если при каждом вольном или неправильном слове мы будем гримасничать, это уже не будет коллективом. Мы потонем в разборках внутри себя.
«ДЛ»: Но такое чувство, как зависть, еще никто не отменял. Люди не меняются. Большая компания, большие деньги. Вас эта напасть обошла стороной?
– Ни в коем случае. Я понимаю, что все мы одинаковые, слеплены из одной глины господом Богом. В одном больше зависти, в другом – меньше. В одном больше веселости, в другом – плача. Всего по чуть-чуть. Как Ноев ковчег – каждой твари по паре. Естественно, идет борьба за то, чтобы быть ближе к телу. Видимо, чтобы иметь больше каких-то материальных благ. Поэтому, по возможности, я стараюсь дополнительные блага раздавать всем, чтобы не было открытой зависти. Но без зависти никуда. Это было бы не по-нашему.
Я уже начал по-философски в чем-то оправдывать завистников. В нашей компании работал один человек. Он двенадцать лет провел в Сибири на ракетной шахте и поэтому пролетел мимо перестройки, как фанера над Парижем, и он настолько ненавидел меня и других, что аж зубами скрипел. Скрипел зубами и потихонечку воровал, как у сирот из «12 стульев», с ангельским лицом. А однажды он напился, и все дерьмо, которое в нем бултыхалось, вылилось на нас. Для меня это было тяжелым моральным ударом, я не смог раскусить, что он на самом деле за человек. Его пришлось уволить, хотя он рыдал и никак не мог понять, почему же его отрывают от кормушки.
«ДЛ»: Настоящий человек, мне кажется, эволюционирует постоянно. Сравнивая себя в начале жизненного пути и сейчас, изменились ли вы? Стали жестче, мудрее? Вас помотало по жизни. Срок за валютные операции. Два покушения. Стремительный взлет бизнес-карьеры. Вы могли бы подвести итоги прошедшего десятилетия или пока рано?
– Все впереди в жизни человека, по себе могу сказать. Лирики в бизнесе мало. В начале 90-х вообще был дикий период. Шли настоящие войны. У меня на голове до сих пор четыре шрама. Наследство от покушений. Огромные дивиденды давались с боем. Перефразируя пословицу: один с сошкой, а, даже не семеро, сто с ложкой. Желающих разделить, отнять – хоть отбавляй, а создать и приумножить – никого.
Сейчас пришло другое время, тот, кто не сумел перестроиться, безнадежно отстал от жизни или вообще потерял свой бизнес. «Русскому золоту» это не грозит. У нас большие планы, и дай Бог, чтобы все они были реализованы. Исповедуя в отношении к людям в основном полутона пастельного цвета, я избегаю ярко-желтых, ярко-черных и других вызывающих красок. Меня шокирует, к примеру, когда в компании появляется склочник или буян. Меня вообще от многого коробит. Ненавижу мужчин, которые в мужской компании рассказывают небылицы про женщин. Убежден, что тот, у кого действительно много женщин, об этом не говорит. Я стал более жестко смотреть на тех, кому в жизни что-то поручаю. Особенно это касается мужского народонаселения. Если ты мужик и носишь брюки, а не юбку, ты, обещая, должен все взвесить и выполнить. А не бегать, прятаться и скрываться. Это моя философия, тем и живу.

По словам Таранцева, «Русское золото» благотворительностью занималось, занимается и будет заниматься. Насколько хватит наших сил и финансов». До 1998 года на благотворительные цели тратилось порядка 5–7 миллионов долларов. Группа продолжает выплачивать ежемесячные пособия москвичам, Героям Советского Союза. Помимо этого, на попечении «Русского золота» 5 сиротских приютов и два ветеранских дома. Продолжается финансирование дома Чешира, где живут ветераны афганской и чеченской войн. Под эгидой компании успешно играет хоккейная команда «Русское золото» Александра Мальцева, занявшая недавно 2-е место на чемпионате мира среди ветеранов.
Осуществляется программа поддержки молодых российских спортсменов. По традиции «Русское золото» устраивает елку в «Олимпийском». 21–22 декабря, в дни празднования десятилетия компании, совместно с властями в Москве и Подмосковье прошла грандиозная акция. Дети-сироты, инвалиды, из неимущих слоев населения получили бесплатные билеты в лучшие театры Москвы и легендарный никулинский цирк на Цветном бульваре.

\На сегодняшний день в группу «Русское золото» входят 37 компаний. Помимо основного вида деятельности – строительства и эксплуатации многофункциональных торговых комплексов, различные подразделения группы работают в банковской сфере, туризме, автосервисе. Ряд компаний группы задействован в нефтяном бизнесе: нефтепереработке и оказании сервисных услуг. «Русское золото» владеет в Москве целой сетью элитных бутиков.
По словам Александра Таранцева, в планах – раскрутка как минимум еще пяти мировых имен высокой моды. Недавно группой создана еще одна компания – «Русское золото Стройинвест», которая займется строительством жилых и офисных зданий. Одно из перспективных направлений в деятельности группы – развертывание масштабного рыбного бизнеса. От ловли до переработки и продажи морепродуктов.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру