Родня

Когда Андрей Боголюбский основал во Владимире великокняжеский престол и тем самым заявил о независимости северных колоний (будущей России) от метрополии Киевской Руси (будущей Украины), обошлось почти что без крови. Пройдя через множество испытаний, метрополия и объединившиеся под эгидой Москвы княжества оказались в разном положении. Тут, в сущности, нет ничего удивительного. И США богаче Соединенного Королевства, и Бразилия помощней Португалии. Необычным является только тот факт, что в какое-то время метрополия, уже называвшаяся Украиной и зависимая от Крымского ханства, запросилась под крыло своих бывших колоний. Это все равно, как если бы Англия стала одним из штатов США, а Португалия одним из штатов Бразилии. Россия долго с удивлением колебалась, но не выгонять же престарелых родителей из дому, в конце концов.
Теперь наши дорогие родственники справили себе собственный дом. Будем дружить домами. Правда, пока наша дружба в экономическом отношении весьма примитивна. Россия, несмотря на ее нынешнее положение, имеет «зону экономического влияния», в которую можно включить большинство республик бывшего СССР, в том числе и Украину, а также Монголию. Понятие экономического влияния не является жестко определенным и устоявшимся. На страну или группу стран его можно оказывать через финансовые инвестиции, прямые инвестиции, связанный с капитальными потоками контроль над национальной валютой, через экспорт организационных, финансовых, промышленных и др. технологий, через экспортно-импортные потоки, через внешний долг.
В чем же наше влияние? Торгуем. И только.
В отраслевой структуре российского экспорта на Украину наибольший вес имеют поставки энергоресурсов, прежде всего природного газа. Стоимостную оценку поставок газа на Украину не назовешь, поскольку с 1998 года соответствующие данные в статистике отсутствуют. Вообще во взаимоотношениях России и Украины немало загадочного. Все-таки родственники. В натуральном выражении экспорт газа на Украину в 1999 году составлял 40% от общего объема российского экспорта газа. Сейчас упал до 23%. Среди неэнергетических видов продукции в экспорте России на Украину большой удельный вес имеют лесоматериалы, автомобили, хлопчатобумажные ткани.
В товарной структуре импорта в Россию с Украины преобладают стальной прокат и трубы, автомобильные шины, мясомолочная продукция, сигареты. Поставки дешевых сельхозпродуктов и некоторых других товаров не вызывают восторга у российских производителей.
Все страны Содружества переживают сейчас экономический подъем, оживление. В России темпы прироста ВВП в 2001 году, вероятно, превысят 5%. А на Украине этот показатель может стать более 9%, промышленного производства – 16%(!). Впрочем, экономическое оживление на Украине началось с довольно низкого уровня, в 1998 году объем ее ВВП в сопоставимых ценах составлял всего 41% уровня 1990 года (в России – 58%).
В России рост был обусловлен постдевальвационным эффектом и благоприятной конъюнктурой на мировых энергетических и сырьевых рынках. На Украине так же. Вслед за Россией Украина кратно девальвировала национальную валюту и конкурирует с российскими предприятиями на сырьевых рынках (прежде всего по части черных металлов). Чувствуется конкуренция и на рынке вооружений.
Но, кроме конкуренции, складываются (или восстанавливаются старые) кооперационные связи между машиностроительными предприятиями России и Украины. Нужно учитывать, что и Россия, и Украина в современном мире относятся к технически, технологически и организационно отсталым государствам. И рынок производимой ими гражданской машиностроительной продукции ограничен, в основном, странами СНГ, отличающимися низкой покупательной способностью. Взаимоотношения в современном виде могут поддерживаться, но особых перспектив их развития не видно.
Напрашивается уже избитая, но не теряющая актуальности фраза о том, что нужны инвестиции, а западные средства не придут в страну и регион, не отмеченный заметным внутренним инвестиционным оживлением. В современных условиях совместным российско-украинским инвестициям мешают политические соображения, отягощенные проблемой долгов. Почти половина всех российских инвестиций на Украину сделана за последний год. Политикам необходимо просто признать,что это происходит в интересах двух стран.
Так же как и то, что Россия и Украина пребывают на обочине процессов европейской интеграции. В этих условиях можно было бы подумать о таможенном и монетарном союзе, хотя политически такие решения совершенно не подготовлены. Остается надеяться, что год Украины в России и год России на Украине будут не только годами гопака и камаринской, но и временем совместных инвестиций.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру