Шок - это не по-нашему

Гадание на экономическом чуде

  Мы, наверное, самая сентиментальная нация. Празднуем — так всенародно. Если выпадает страдание, переживаем это сообща. И на Новый год каждый россиянин с удвоенной энергией впитывает информацию, народ пытается понять: что нам готовит будущее.
    
     МВФ полагает, что в этом году экономический рост в России составит 3,6%. Маловато как-то, однако пока мы все равно в тройке лидеров. Впереди нас только Китай (7%) и Индия (чуть более 4%). Остальные отстают. Хотя понятно, что если спад в США и Европе продолжится, то это отразится и на российских показателях.

     Налоговое бремя страны нам никто не отменял. В будущем году правительству придется придумывать новые способы конвертации долга, чтобы расходы на его погашение направить на другие цели. Простят нам его американцы или нет, пока не ясно. Евросоюз и вовсе медлит с ответом. России придется самой выкручиваться. Если, скажем, Европа хочет наладить стабильную поставку нефти из России, то придется укрепить в нашей стране ядерную энергетику. С помощью их инвестиций мы освобождаем нефть и увеличиваем экспорт. Они в этом случае не списывают наши долги, а своеобразно принуждают нас вкладывать деньги в отрасли и проекты, выгодные им. Может статься, что это всего лишь рождественские гадания. Однако по-другому из России, похоже, денежки не вытащить.
     Рассчитывать на снижение цен на бензин вслед за ценами на нефть в нашей стране не стоит. 30-процентное падение понравилось бы автомобилистам, однако с экспертами Российского топливного союза не согласны нефтяники. Дескать, для этого нет никаких оснований — нефти на экспорт идет слишком много.
     Правда, радуют таможенники. Они обещают снижение цен на импортные телевизоры. Российский производитель подождет со своими приборами. Им нет места на рынке. В то же время холодильники подорожают. В нашей холодной стране можно и без холодильника. Без лекарств же обойтись невозможно. В Минздраве подсчитали, что лекарства поднимутся в цене на 10—15%.
     Президент аналитического центра “Агропромышленная экономика” Евгения СЕРОВА:
     — На рост цен, о котором ежечасно думает всякий россиянин, в нашей стране всегда влияет политика. Впрочем, особого роста цен в наступающем году не должно быть. Падения уж точно не будет. Правда, при резком старте реформы ЖКХ часть доходов граждан переключится на оплату услуг и квартплату. Покупательная способность населения на продовольствие упадет. Особенно это может сказаться на ценах на отдельные продукты питания, на которые у нас эластичные предложения. Может произойти реальное, а не номинальное снижение цен на некоторые продукты питания. Скажем, колбасу и сыр. Впрочем, скорее всего у людей попросту упадет потребление, потому что средств у них не останется. Естественно, аналогичная судьба ждет и промтовары. Правда, все зависит от скорости реформы ЖКХ. Тарифы пока не изменяются. Запретительные барьеры на пути товаров не возникают. Шоков же на товарных рынках в ближайшее время не предвидится.
     Председатель думского Комитета по кредитным организациям Александр ШОХИН:
     — У нас ситуация противоречивая. Рубль укрепляется, а инфляция сохраняется относительно высокой. В итоге становится неизбежным проникновение импорта в страну. Чем цена на нефть будет ниже и чем будет больше импорта, тем больше вероятность, что государство будет использовать девальвационный эффект для поддержания отечественного производителя. Тенденция в стране направлена на сближение темпов инфляции и девальвации с небольшим креном в сторону укрепления рубля. Это сегодня политически выгодно.
     Вообще курс рубля вещь во многом политическая. Еще недавно говорили об “индексе гамбургера”. То есть доллар мог равняться по цене популярному бутерброду, то есть 14—15 рублей за доллар. Однако люди платят далеко не за все, поэтому такой курс показался маловат. Затем стали ориентироваться на баланс покупательной способности граждан в 20—22 рубля. При этом в правительстве говорили, что, дескать, не страшно. Можно и понизить до 35 рублей, чтобы поддержать отечественного производителя.
     Поэтому прогноз на следующий год умеренно оптимистический. Инфляция будет выше, чем запланировано, — 15%. Обменный курс ниже, но ненамного — в среднем за год 31,5 рубля за доллар. К концу года не больше 34 рублей.
     Цена на нефть будет колебаться вокруг 20 долларов за баррель. Мы же сможем выдержать $18. Что же касается золото-валютных резервов, если государство не будет обязывать ЦБ погашать обязательства российских налогоплательщиков, то они уменьшаться не будут. К 2003 году надо поднакопить, чтобы затем потратить на выплату процентов по кредитам.
     Советник Президента РФ Андрей ИЛЛАРИОНОВ:
     — Правительством было сделано много полезного. Однако одновременно были приняты решения, которые привели не к ускорению, а к замедлению темпов экономического роста. Растет реальный валютный курс рубля. И все же для России 2002 год будет не самым сложным. Мировая конъюнктура сложится для нас более благоприятно, чем в 1998—1999 годах. К 2003 году ситуация ухудшится. Тогда станет ясно, действительно ли экономическая политика правительства была достойной все это время или просто страна пыталась подзаработать на внешнеэкономической конъюнктуре.
     Хорошо, что правительство отказалось от первоначальной позиции по внешнему долгу. Теперь Россия больше не просит отсрочек. Между тем напрасно мы перестали досрочно погашать задолженность перед иностранными кредиторами по примеру досрочного погашения Центробанком кредита МВФ. Сэкономленные в 2001 году деньги в размере 12 млрд. рублей были потрачены внутри страны. Это замедляет темпы экономического роста.
    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру