Россия по-прежнему на игле

И эта игла — не от новогодней елки...

  Говорить об экономике в новогодние праздники — дело неблагодарное. Если у кого-то и есть время открыть газету, то куда интереснее почитать, где отмечали его российские звезды эстрады, какое шампанское было на столе у политиков и с какой именно компанией оно было распито.
     И все же на Новый год принято подводить итоги. В том числе и экономические. Пусть будет так и сегодня — только с учетом того, что сказано выше, постараюсь сделать это максимально коротко.

    
     За последние 10 лет в нашей стране сложилось устойчивое мнение: в минувшем году было все хорошо, если не случилось ничего суперплохого. И если придерживаться именно этой точки зрения, то 2001 год выдался ну просто великолепный!
     Чего у нас там плохого не случилось? Не рухнул федеральный бюджет — он выполнен и даже перевыполнен. Такого, кстати, не было очень давно — кажется, со времен СССР. Несмотря на то что все ведущие страны мира показали спад своих национальных экономик, наша упорно продолжала расти. По итогам года ВВП в России вырастет примерно на 5 процентов.
     Не были растрачены золото-валютные запасы страны — они достигли на небывалой для постсоветской истории высоты (37 млрд. долларов) и сегодня позволяют властям без особой опаски смотреть на ближайшие два года, когда Россия будет обязана вернуть большую часть своего внешнего долга. Кстати, только в августе и сентябре правительство без особого напряга выплатило 1,5 млрд. и 1,2 млрд. долларов соответственно.
     Не перестали платить армии, учителям, врачам, ученым и всем, кого принято называть обезличенным словом “бюджетники”. Наоборот, им то и дело прибавляли зарплаты, причем в отличие от середины 90-х делали это не на словах, а в реальности. В 2001 году доходы населения в среднем увеличились на 6,3 процента.
     Не обвалился рубль.
     Не случилось кадровой революции в правительстве.
     В общем, много чего плохого не произошло...
     С другой стороны, не удалось сделать многое из того хорошего, что стояло в планах. Говоря об особенностях нынешней экономики России, советник президента Андрей Илларионов называет сразу три. Это — ее сырьевая ориентация, незначительность в мировом масштабе и открытость (слишком высокая доля экспорта-импорта и, как следствие, слишком высокая зависимость от ежеминутной ситуации на мировых рынках).
     И с этим не поспоришь. Увы, во многом нашими успехами мы были обязаны не мудрости своих правителей и даже не собственному трудолюбию. Как в Монте-Карло: кто-то сутками сидит за рулеткой, просаживает массу денег и уходит ни с чем, а другой подходит, делает первую ставку и срывает банк. Повезло!.. Повезло и нам: весь год (за исключением последних двух с половиной месяцев) мировые цены на нефть держались так невероятно высоко, что россиянам впору было почувствовать себя арабскими шейхами. Однако, как только цены рухнули, бюджет качнулся вслед за ними. И сразу всем стало очевидно: Россия по-прежнему сидит на все той же нефтегазовой игле, как и раньше, только сегодня это не слишком афишируется.
     Баланс “хорошего” и “плохого” вы можете подвести для себя сами...
    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру