Прекрасное недалеко

Через 20 лет москвичи будут селиться в зонах и жить на одну зарплату

5 января 2002 в 00:00, просмотров: 494
Каждую новогоднюю ночь мы ждем от жизни чудесных изменений. Но уже утром убеждаемся, что все осталось по-прежнему: те же коммерческие ларьки на остановках, те же сонные прохожие, те же машины, пробирающиеся по заснеженным улицам. А ведь на самом деле изменилось многое. Каких-то двадцать лет назад и пешеходы были одеты по-другому, и машин было куда меньше, а уж о коммерческих палатках вообще никто не слышал. Но это дело прошлое. А что в будущем?
Оказавшись в Москве какого-нибудь 2020 года, мы, пожалуй, узнали бы ее только по Кремлю. Чтобы заявить это, совсем не нужно иметь машину времени. Достаточно побеседовать с архитекторами и учеными. Они утверждают, что им будущее нашего города известно досконально. Корреспонденты “МК” решили посмотреть на Москву вместе с ними. И выяснили много нового, необычного да и просто любопытного.
Итак, какой же станет столица через пару десятков лет?
А я иду, летаю по Москве
Самый простой способ показать в кино город будущего — придумать невиданное средство передвижения. Промчится по-над Тверской летающее такси, пронесется с грохотом на фоне высотки надземный поезд на монорельсе — и эпизод для фильма “Москва-2020” готов.
В реальной жизни подобные чудеса техники так скоро не появятся. Но будущее московские транспортники обещают все равно светлое. Особенно по сравнению с сегодняшними, забитыми машинами улицами. Они смогут вздохнуть свободнее, ведь разработчики Генерального плана развития Москвы утверждают, что к 2020 году протяженность городских магистралей увеличится с 1245 до 1900 километров.
Особенно эффектно столица будет выглядеть с самолета. Кубики-дома, игрушечный Кремль — а вокруг с большой скоростью вертятся разноцветные кольца, будто муравьи-спринтеры нарезают круги на дорожке своего муравьиного стадиона. Это заработает Третье транспортное кольцо (70 километров восьмиполосной трассы и ни одного светофора) и новая городская железная дорога. Проще станет ездить и по Садовому кольцу. Светофоры на нем тоже ликвидируют. Одно лишь пока неясно: “закрутится” ли Садовое в одну сторону или останется двусторонним. А у главных московских магистралей, ведущих от центра к МКАД, появятся свои конкуренты: 7 трасс-дублеров (их общая длина 93 километра).
Но это еще цветочки. Ягодки преподнесут нам строители метрополитена. Уже к 2015 году на схеме появится больше 40 новых станций, а к 2050-му Москву буквально опутают подземные сети: к 163 существующим станциям добавится еще 160 (!).
В декабре 2002-го откроют следующую за “Аннино” станцию “Бульвар Дмитрия Донского”. Напомним, что с нее начнется “легкая” южнобутовская линия (“легкая” — потому что пройдет не под землей, а по эстакаде). Легкое метро будет ходить не только в Южное Бутово. Участки от “Александровского сада” до “Москва-Сити” и от “Парка Победы” до “Кунцевской” тоже будут “поверхностными”.
Кстати, участок последней ветки до станции “Киевская” пустят уже в мае 2003-го. И именно эта линия в недалеком будущем соединит центр Москвы с Митино. Ждать окончания строительства осталось немного — максимум до 2008 года. В это же время, согласно планам, откроют “Сретенский бульвар”, “Трубную”, “Марьину рощу” и продолжат дорогу в “Дегунино” через “Петровско-Разумовскую”. К 2010 году строители “добьют” еще две законсервированные нынче линии: от “Марьино” до “Красногвардейской” (через “Борисово” и “Шипиловскую”) и от “Красногвардейской” до “Братеева”. А к 2015 году столичный метрополитен приобретет еще три линии: от “Новогиреево” в “Новокосино”, от “Выхино” в “Лихоборы” через “Жулебино”, а также через “Солнцево” и “Новопеределкино” во “Внуково”.
А теперь — самое интересное. Как сказал в эксклюзивном интервью корреспонденту “МК” начальник Московского метрополитена Дмитрий Гаев , после 2015 года строители начнут прокладывать два огромных подземных кольца. Одно из них пройдет через “Беговую”, “Динамо”, “Рижскую”, “Бауманскую”, “Волгоградский проспект”, “Тульскую”, “Спортивную” (на нем будет 17 станций). Другое проляжет между МКАД и большим третьим транспортным кольцом: через “Кунцевскую”, “Владыкино”, “Черкизовскую”, “Кузьминки”, “Каширскую” (всего 32 станции).
Кстати, отдельные элементы последнего кольца уже построили. Например, дуги от “Черкизовской” до “Улицы Подбельского”, от “Каховской” до “Каширской”, от “Братиславской” до “Люблино”. Кое-где (например, на “Братиславской”) заложены стыки с будущими станциями подземного кольца.
Но все это дела далекого будущего. А в будущем ближайшем нам еще предстоит потолкаться в электричках. “МК” уже писал о рельсовой дороге, которую отцы города хотят построить на месте малого железнодорожного кольца. Большинство пассажирских станций разместят на пересечении с метро и электричками, а с Войковской и Ходынки можно будет добраться на экспрессе до “Шереметьево”.
В скором времени инженеры вернут к жизни проекты, начатые в конце 80-х, но впоследствии благополучно забытые. К примеру, для новых районов, которые тогда не имели метрополитена, в то время строили дополнительные железнодорожные пути — от Павелецкого вокзала до Бирюлево, от Киевского вокзала до станции Подсолнечная, от Москвы до Крюково. Эти пути строились специально для движения электричек. Планировалось, что они будут возить москвичей с окраин в центр с раннего утра до позднего вечера, с интервалом 5—7 минут. Пути-то построили, но про электрички забыли, и только сейчас власти решили наладить “электрические” перевозки.
Кому в этой транспортной идиллии не повезет, так это трамваям. За несколько лет трамвайные рельсы уберут со всех больших улиц — лишь бы машинам легче было ездить. Однако ошибется тот, кто скажет, что и троллейбусы с автобусами найдут вечный покой в каком-нибудь райском депо. Они еще побегают! К 2020-му число автобусов и троллейбусов хотят увеличить до восьми с половиной тысяч (сейчас их около 7000). В Москве появятся новые маршруты, и давным-давно обещанные остановки общественного транспорта в любой точке города через каждые 500 метров, возможно, станут реальностью.
Чай, не таун!
Хотя Москву и называют государством в государстве, но волнуют ее те же демографические проблемы, что и всю Россию. В первую очередь сокращение численности населения и мигранты. Правда, демографические прогнозы для Москвы нельзя назвать слишком мрачными. Если сейчас в Москве постоянно проживает около 8,5 миллиона человек, то, как ни странно, через 20 лет население вряд ли превысит эти границы. Максимум, на что можно рассчитывать, — 9 миллионов. Средняя продолжительность жизни возрастет с 60 до 70 лет у мужчин и с 73 до 80 лет у женщин. Рождаемость повысится с 7,9 до 9,0 человек на 1000 жителей, а смертность снизится с 14,7 до 11,0.
Но не стоит забывать и о “пришлых” гражданах, штурмующих столицу. Сейчас численность временного населения Москвы колеблется в пределах от двух до трех миллионов человек. Лет через двадцать, впрочем, мало что изменится. Разве что поток приезжающих в Москву станет еще более бурным: 60 тысяч человек в год против нынешних 50 тысяч.
И тут нам предстоит рассуждать с повышенной осторожностью. С одной стороны, большая часть демографов утверждает, что процесс миграции не только закономерен, но и необходим: мигранты восполняют численность населения страны, их труд используется на малопопулярных работах — например, в строительстве или на заводах. Но, с другой стороны, власти мигрантов особо не жалуют и зеленый свет для въезда в страну давать им не торопятся.
Ясно, что немалую роль в подобной политике играют и распространенные страхи: “засилье кавказской мафии”, “нежеланные конкуренты для наших рабочих” да и вообще — “понаехали тут”... Однако страхи эти основаны скорее на эмоциях.
Оказывается, среди приезжающих в Москву на постоянное место жительства преобладают вовсе не торговцы и не “братки”. Среди “новых москвичей” много квалифицированных рабочих, ученых и людей творческих профессий. Что до пресловутых “торговцев”, то к 2020 году их станет меньше. Как и рынков, которые они сейчас заселили. В планах московского правительства — построить много больших торговых комплексов и магазинов. Так что труд продавцов, по идее, должен “окультуриться”. Хотя сомнительно, что продавцы мимоз и мандаринов наденут белоснежные халаты и встанут за сверкающие прилавки...
Большая часть мигрантов в Россию составляют, как известно, китайцы. Но вряд ли они создадут свои китайские кварталы — “чайна-тауны”. Средней полосе России китайцы предпочитают Дальний Восток. Рано говорить и о “Брайтонах” для московских азербайджанцев и украинцев.
— Тем не менее этнический состав столицы будет меняться, — говорит руководитель демографической исследовательской группы МГУ Ольга Чудиновских, — но не из-за того, что русских “вытеснят”. Просто больше станет людей разных национальностей. Бытует мнение, что выходцы с Кавказа и из Средней Азии много рожают, а значит, у них есть демографические преимущества перед коренным населением. На мой взгляд, оно ошибочно. Опыт других мегаполисов показывает: приезжие склонны перенимать семейный уклад их нового “дома”. И мигранты, переехавшие в Москву, уже не будут рожать по пять-семь детей, как это принято у них на родине, а превратятся в стандартную московскую семью.
Впрочем, вряд ли все эти доводы образумят тех же скинхедов. Москва не избавится от погромов и разборок с “чужими”. Среди националистов по-прежнему будет преобладать молодежь. Причем не какие-нибудь пэтэушники. Бытовой национализм не зависит от уровня образования и социального статуса. А учащимся ПТУ, кстати, уже сейчас не до драк и пьянок. Вкалывать надо — рабочие профессии вновь становятся уважаемыми и хорошо оплачиваемыми.
И тут самое место поговорить об изменениях в социальной структуре Москвы. Через 20 лет значительно увеличится число людей, занятых в науке и на производстве, — 45% населения вместо нынешних 33%. Больше трети москвичей (сейчас 27%) будет работать в деловой сфере, торговле и общественном питании, а 22% (нынче 20%) — в “социалке” (образование, здравоохранение, культура и проч.).
Высшее образование, конечно, останется главным условием хорошей карьеры, но будет куда податься и выпускнику профтехучилища. Скажем, в банках хорошим спросом будут пользоваться (впрочем, как и сейчас) квалифицированные электрики. Давно перестал быть комической фигурой и выпускник “кулинарного техникума” — работа повара в московском ресторане считается весьма престижной, а к 2020 году ее ценность вырастет еще больше.
По оптимистичным прогнозам ученых, разрыв между богатыми и бедными значительно сократится, а доходы москвичей повысятся аж в пять с половиной раз. На жизнь москвичам с лихвой хватит одной зарплаты (большую часть доходов составит именно она). Изменится и структура потребительских расходов. Современные москвичи почти половину заработка тратят на продукты. В будущем же львиная доля денег уйдет на покупку квартир (!) и на оплату разного рода услуг, в том числе и жилищно-коммунальных (сейчас на них тратится не больше пятой части семейного бюджета). Так что еда будет стоить дешевле, а вот сама жизнь подорожает.
Голуби летят над нашей зоной...
Корреспонденту “МК” недавно довелось познакомиться с типичной “почти московской” семьей — мама, папа и шестилетний сын. Они живут в поселке со зловещим названием Мосрентген: 10 минут на автобусе от “Теплого Стана”. Стоя у окна квартиры на 7-м этаже бетонной коробки, мальчик рассказывал о своем немудреном образе жизни.
— Вон там рынок, видите? Туда мы вместе ходим по воскресеньям, — говорил он. — А парк, где я гуляю, отсюда не разглядишь. Он очень красивый — это мое самое любимое место.
Казалось, что юный москвич даже не подозревает о существовании Красной площади, а если и подозревает, то она ему совсем не нужна. Для полноценной жизни ему хватает своего Мосрентгена.
Впрочем, то же самое можно сказать и о взрослых жителях “спальных районов”. У них нет ни сил, ни времени лишний раз “выбраться в центр”. А со временем особо ленивым это делать и не придется. Вся московская периферия будет поделена на своеобразные “зоны”. В каждой из них будут свои магазины и рестораны, каждой будет гарантирована своя доля парков и садов. Архитекторы обещают: жить станет и комфортнее, и просторнее. Вместо нынешней нормы — 21 квадратный метр жилья на человека — каждому москвичу будет положено целых 35 “квадратов”.
Ну а мы задержимся в центре. Ветка скоростной железной дороги из аэропорта “Шереметьево” доставит нас в Сити — мини-город в районе Кутузовского проспекта и набережной Москвы-реки. Собственно, на столичную землю без особого желания можно и не спускаться. Все гостиницы, магазины и офисы московского Сити будут соединены переходами.
Еще недавно городские власти любили порассуждать, как красиво будут смотреться десятки высоток Сити на фоне московского неба (самая высокая — Башня России — вообще должна подняться на 648 метров). Но после 11 сентября эти разговоры поутихли, а четкое решение по строительству высотных зданий до сих пор не принято. Впрочем, строители и проектировщики делового центра Москвы уверяют, что “наши” небоскребы будут гораздо надежнее нью-йоркских: они строятся из огнеупорного бетона, способного выдержать очень большие температуры.
Но все-таки надежнее да и приятнее будет гулять по “низкорослому” историческому центру. Огромной пешеходной улицей центр не станет, но подземных переходов и светофоров прибавится. А вот щитов с наружной рекламой станет гораздо меньше. Возможно, за Садовое уберут даже неоновую рекламу на крышах. Зато гораздо ярче будут гореть ночью вывески магазинов и увеселительных заведений.
Внутри Садового кольца архитекторы выделили самые зрелищные московские виды. К ним и будут направлены главные туристские маршруты. Это, как считают разработчики Генплана, должно привлечь в Москву падких на красоту туристов. И если в наши дни в Белокаменную каждый год приезжает 1 миллион путешественников со всего мира, то через 20 лет, по расчетам, их должно стать 20 миллионов.
Ну а захотят ли гулять по центру вместе с туристами жители периферийных “самодостаточных” зон, зависит только от них. Ясно одно: уходят старые, “коренные москвичи”, для которых настоящий город ограничивался Калужской заставой на юге и Тверской на севере. Которые знали имена людей, построивших дома на их “центровой” улице, и были знакомы со всеми соседями...
Это немного грустно, но изменить ничего нельзя. Да и нужно ли? Когда-нибудь новые поколения москвичей станут с такими же теплыми чувствами вспоминать о тех, кто жил на стыке тысячелетий. Возможно, они будут удивляться, как люди умудрялись прокормиться на столь скромные зарплаты. Скорее всего осудят за национальную неприязнь. И наверняка восхитятся терпением водителей, каждый день простаивающих в пробках по нескольку часов. Безусловно, у людей из будущего появятся новые проблемы, и они будут завидовать своим “предкам”, которые жили намного проще и понятней.
А наступит очередной Новый год — ну, скажем, 2022-й, — и москвичи опять будут ждать чего-то нового. Но, выйдя на улицу, поймут, что все осталось по-прежнему — те же торговые центры, те же эстакады для надземного метро, те же 600-метровые высотки...


    Партнеры