С президентом - на троих

В упряжке очень важен “половой фактор”

  “Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться...” — классический текст из поэмы “Мертвые души” всем хорошо знаком. Однако со времен Гоголя знаменитая упряжка “в три живые лошадиные силы” превратилась из обычного транспортного средства в нечто сказочно-экзотическое... Эксклюзивное... Иметь собственную тройку по нынешним модным поветриям куда “круче”, чем, например, шестисотый “Мерседес”. Потому что “меринов” этих немецких у нас уже в изобилии понакуплено, а вот “фирменных” русских упряжек — раз, два и обчелся!

Тормоза для вороного

     Центральный московский ипподром владеет едва ли не лучшими выездными тройками во всей России. Здесь имеется сейчас два таких “лошадиных комплекта”: “команда светло-серых” — жеребцы Пиркофен, Аметист и Бросок, а также главные герои наступающего года Черной Лошади — тройка вороных, состоящая из Озорника, Терека и Корабела. Собрал, воспитал, обучил такую компанию “троечников” мастер-наездник Антон Тарабуев, работающий на ипподроме уже 55 лет.
     — За последние годы довелось поучаствовать с этими лошадками во многих торжественных мероприятиях, — рассказывает Антон Антонович. — Когда женился сын Черномырдина, нашу тройку специально переправили в подмосковный правительственный поселок, чтобы катать молодых... И Пугачеву с Киркоровым, праздновавших свое бракосочетание, с ветерком промчали по Тверской до “России” и обратно... Кого еще возили? Олега Табакова, отмечавшего свой юбилей, Марию Миронову... Накануне Нового, 2001 года Юрий Михайлович Лужков вместе с “главным Дедом Морозом” торжественно проехал от здания мэрии до Манежной площади... Жириновский однажды решил “рвануть” на тройке по беговой дорожке ипподрома. Вслед за ним в экипаж полезли было и его охранники, но я говорю: “Владимир Вольфович, пусть ваши ребята пока здесь, у края поля, подождут!” Так они и остались “за бортом” и нервничали, кажется, гораздо больше, чем их шеф...
     Раньше скакунов к месту их очередной работы доставляли в специальном фургоне-коневозке. Однако теперь у Московского ипподрома такой спецтехники нет. Поэтому от дальних “лошадиных командировок” вынуждены отказываться. Если же место назначения расположено относительно близко, приходится Антону Антоновичу и его подопечным добираться туда “своим ходом”. При нынешней-то интенсивности автомобильного движения в столице подобные “экспедиции” — дело непростое: лихие шофера и прижать могут, и подрезать... а иной “шутник”, увидев ретроэкипаж, специально подъедет поближе и давай гудеть!.. В такой ситуации спасает только выучка лошадей, выработанное у них с помощью длительных тренировок спокойствие. Впрочем, бывали в практике Тарабуева и аварийные ситуации.
     — Помню, несколько лет назад пригласили нас поучаствовать в торжественной церемонии по случаю юбилея ГУМа. Выезжаем со стороны Красной площади мимо Исторического музея к Манежной... А там уклон приличный, и мостовая брусчаткой выложена — скользко. В экипаже шесть пассажиров сидит, да еще я, наездник, седьмой. Вот и пошла тяжелая тройка в разгон. Лошади пытаются тормозить, но скользят на камнях. Коренник и вовсе уж на задние ноги присел — никакого толку, катим вниз, к входу в Александровский сад, и вижу я: впереди металлическими барьерами весь проезд перегорожен. Кричу милиционерам, которые рядом дежурят: “Уберите барьеры, иначе мы сейчас в них врежемся!” Но они, наверное, решили, что я шучу... В результате сшибли мои кони три или четыре эти железяки, коренник поранился... Люди, к счастью, не пострадали.

...а мальчики лучше!

     За своими будущими питомцами Тарабуев специально ездил на конезаводы, где разводят знаменитых орловских рысаков. Именно эта порода лучше всего подходит для троек.
     — Лошадей для троечной упряжки подобрать не так-то просто, — поясняет Антон Антонович. — Тут важен характер животного, его внешние данные... Вот обратите внимание, пристяжные Терек и Корабел смотрятся, будто два брата-близнеца — и ростом, и пропорциями, и цветом одинаковые. У них даже белые звездочки на лбу абсолютно похожи! А вот коренник всегда должен выглядеть помассивнее... Обязательно нужно учитывать и “половой фактор”: запрягать вместе можно либо только мальчиков, либо только девочек. Иначе могут быть самые непредсказуемые ситуации. Впрочем, для тренировки и работы “мужской коллектив” все-таки предпочтительнее: жеребцы не такие капризные, по сравнению с кобылами они более простодушны, в них нет свойственного “слабому полу” коварства...
     На тренировку будущей упряжки у опытного мастера уходит около трех месяцев. За это время нужно добиться, чтобы лошади идеально “притерлись” друг к другу — научились дружно трогать с места, поворачивать, держать одинаковый шаг... Кроме того, для выездной тройки, которую часто используют на всяких праздничных мероприятиях, очень важно быть спокойной, легко управляемой. Антон Антонович своих вороных и серых вымуштровал так, что может теперь запросто “рулить” упряжкой без посторонней помощи (а ведь чаще всего приходится работать на упряжке сразу трем наездникам!). Но вот с другими, не столь образцовыми “конскими экипажами” случаются иногда неприятности.
     — Недавно привозили к нам на очередные соревнования тройку из Ярославля. Стали закладывать, и в это время вдруг две лошади подрались — пристяжная на коренника кинулась. Такую свалку устроили, что даже оглоблю умудрились сломать, прежде чем их успокоили... А прошлой зимой организаторы народных гуляний в Москве выписали откуда-то несколько троек и предложили прокатиться “под звон бубенцов” самому президенту. Во время этой прогулки лошади вдруг понесли... Хорошо еще, что снег вокруг был глубокий — удалось наездникам сани быстро затормозить...

Скакуны на экспорт

     Вместе со своими любимыми тройками Антону Тарабуеву довелось побывать и в дальних краях. Осенью 1989 года два уникальных экипажа с Московского ипподрома приняли участие в сверхмарафоне по территории ФРГ. За 20 дней лошади “своим ходом” пересекли всю страну с востока на запад. В каждом городе на маршруте устраивали остановку и устраивали для немцев “покатушки”: сначала в коляску садилось местное городское начальство, а потом наступала очередь прокатиться на тройке для всех желающих.
     Еще более необычная командировка выдалась в 1987-м. Приехал тогда в Москву некий богатенький американец из штата Огайо и купил для себя на Центральном ипподроме несколько лошадей — в том числе и выездную тройку орловцев (вместе с экипажем и прочей необходимой амуницией). Четвероногих “эмигрантов” отправили за океан на специально арендованном “Боинге-747”. А чтобы этих лошадей приучить к новой для них обстановке, иностранец попросил, чтобы с ними в США отправился кто-нибудь из опытных тренеров-наездников.
     Три месяца провел Тарабуев со своим помощником в Штатах. Тройку тренировали (“выезжали” — говорят в таких случаях специалисты), местных ковбоев учили, как управляться с такой невиданной для них “техникой”. Как оказалось, американский “конелюб” покупку свою в России делал с дальним прицелом: он хотел непременно “угостить русской экзотикой” и прокатить на своей тройке президента США и генсека КПСС (как раз в это время намечался визит Горбачева в Америку). Однако этим честолюбивым планам богатого янки не суждено было сбыться. И вовсе не по вине наших прикомандированных наездников. Как раз во время пребывания генсека в Штатах случилось страшное землетрясение в Армении, и Михаилу Сергеевичу пришлось спешно сворачивать свою программу и торопиться на родину. Запланированный приезд Горби в Огайо так и не состоялся. (Впрочем, нашим рысакам-орловцам от этого хуже не стало. Хоть и не удалось им прославиться, покатав в коляске глав двух великих держав, однако живут они с тех пор в очень даже недурных условиях и радуют своего хозяина, который, к слову сказать, сразу же дал всем скакунам новые, “американизированные” имена.)

Почем лошадиная сила?

     — К нам приходят время от времени состоятельные господа и спрашивают: как бы это можно было у себя в хозяйстве тройку завести? — улыбаются сотрудники Московского ипподрома. — Однако когда узнают, сколько денег такое удовольствие стоит, сколько хлопот сулит — сразу у большинства из них весь энтузиазм улетучивается!.. Подготовить хорошую тройку, содержать ее — это ведь очень непростое дело, которое по силам лишь настоящим специалистам.
     По самым скромным подсчетам, чтобы приобрести экипаж “в три орловские лошадиные силы”, любителю подобной экзотики придется выложить около ста тысяч долларов. А ведь рысаков-то еще надо кормить, чистить, выезжать, делать им обязательные прививки...
     Так что лучше уж, если очень захочется полюбоваться на это “транспортное чудо”, пойти на какой-нибудь из многочисленных фольклорных или спортивных фестивалей, в программе которого предполагаются катания на тройках. Одно из подобных мероприятий состоится как раз на Московском ипподроме. Здесь 6 января организуют Рождественский конный праздник, где запланированы не только заезды троек, но и скачки на пони, соревнования конных лыжников...
     Похоже, в свой персональный, именной год лошадям скучать в конюшнях не придется!
    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру