“Последний дюйм” Чарли Бишопа

Мальчик в бен Ладена в школе играл...

  То, что произошло 11 сентября прошлого года в Нью-Йорке и Вашингтоне, известно всему миру, даже племени пигмеев в Африке и племени людоедов в джунглях Амазонки. О том, что произошло 5 января нового года, не знают не только пигмеи и людоеды, но и многие американцы.
     Вечером 5 января пятнадцатилетний мальчишка Чарли Бишоп из Палм-Харбора, штат Флорида, ученик средней школы “Ист-Лэйк”, пришел на летные занятия на международном аэродроме города Сент-Питерсберга. Мальчики его возраста летают исключительно с инструкторами, но имеют право самостоятельно проверять машину перед полетом. Так оно произошло и на этот раз. Чарли залез в одномоторный самолет, четырехместный “Сессна-172R”, но вместо проверки на земле поднял его в воздух.
     На аэродроме начался переполох. Вертолет береговой охраны, барражировавший над аэродромом (мера безопасности, введенная после теракта 11 сентября), немедленно направился в сторону “Сессны”. Пилот вертолета, отчаянно жестикулируя, требовал от Чарли, чтобы он вернулся на аэродром. Но мальчик не отреагировал на это, как и на попытки с земли связаться с ним по радио.
     Затем “Сессна” взяла курс на военно-воздушную базу Макдил и залетела в запретную зону. На перехват спортивного самолета были подняты два истребителя “Ф-15” с другой базы ВВС в Хомстеде, близ Майами. Но истребители опоздали. Бишоп повернул “Сессну” в сторону даунтауна города Тампа на берегах реки Хиллсборо, где выстроились небоскребы банков, и врезался в 28-й этаж одного из них — “Бэнк оф Америка”. Самолет разбился, юный пилот погиб. Время полета “Сессны” заняло не больше 9—12 минут.
     Что же сообщили на следующий день правоохранительные органы и массмедиа? Все, что я рассказал выше, за исключением истории о залете “Сессны” в запретную зону над базой ВВС в Макдиле, где, “между прочим”, находится штаб-квартира Центрального командования США, откуда ведется руководство военными действиями в Афганистане. Не было сообщено и о поднятии по тревоге истребителей “Ф-15”. Не менее странными были и комментарии к этому инциденту. Газета “Нью-Йорк таймс”, например, писала: “Хотя это столкновение с небоскребом выглядит миниатюрным повторением атаки 11 сентября на Всемирный торговый центр, официальные правительственные лица заявили, что они не верят, что имел место акт терроризма”.
     Была выдвинута версия, что неопытный мальчик-пилот захотел пролететь между двумя небоскребами, но не совладал с машиной и врезался в один из них. Соответственно дело было поручено Национальному совету по безопасности на транспорте, который расследует несчастные случаи, а не террористические акции. В комментариях СМИ говорилось о том, что необходимо более ответственно относиться к безопасности полетов частных аэропланов и не допускать мальчишек к их самостоятельной проверке. Сама информация о катастрофе “Сессны” давалась в подборке других авиакатастроф, имевших место в тот же день — 5 января.
     И уж совсем удивительной — скорее чудовищной — была реакция на этот инцидент со стороны Ассоциации владельцев и пилотов частных самолетов. Ее представитель, некий Уоррен Морнингстар, заявил: “Этот инцидент несчастливо и трагически продемонстрировал то, о чем мы говорили и прежде: наши самолеты не в состоянии причинять существенный ущерб”. Дело в том, что после 11 сентября правительство запретило полеты частных и зафрахтованных самолетов (их именуют “General aviation”) в тех зонах, где расположены военные объекты. Этот запрет, естественно, пришелся не по вкусу ассоциации, и она стала требовать его отмены.
     “Сессна”, врезавшаяся в небоскреб “Бэнк оф Америка”, действительно никого не убила. Здание было пустым, ибо столкновение произошло в субботу вечером. Не произошло и пожара. “Сессна-172R” образца 2000 года весит всего 2400 фунтов, то есть столько, сколько небольшой автомобиль. В ее баках было лишь 40 галлонов горючего. К тому же горючее находилось под крыльями самолета, которые отвалились в момент столкновения...
     Наступило 7 января — понедельник, день тяжелый, — и история катастрофы “Сессны” неожиданно приобрела совершенно иной оборот. В кармане пятнадцатилетнего Чарли Бишопа была обнаружена записка, краткая, от руки. (Ее текст пока держится в секрете.) Согласно шефу полиции Бонни Холдер, Бишоп в своем предсмертном письме выразил симпатии бен Ладену и террористам. Он писал, что действует в одиночку и что не связан ни с какими террористическими организациями. Не говорилось в предсмертной записке и о том, что Бишопом была заранее облюбована какая-нибудь цель — будь то “Бэнк оф Америка” или база ВВС Макдил.
     После этого замалчивать катастрофу и преуменьшать ее значение стало уже невозможным, хотя шеф Холдер заявил, что “молодой человек Чарльз Бишоп имел мало друзей и был одиноким. Судя по его действиям, он был психически весьма неуравновешенным”. Но само по себе такое заявление не объясняет, почему Чарли Бишоп симпатизировал именно Усаме бен Ладену. И власти вынуждены признать это. Более того, опросы школьных товарищей и соседей Бишопа дают совсем иную картину, чем та, что была нарисована шефом полиции. Чарли жил в Палм-Харборе к северу от Сент-Питерсберга в семье, которая состояла из него, его матери Джулии и бабушки Карен. Чарли был отличником в школе, получал за это награды, любил учебу и ходил в любимчиках у учителей. Он увлекался журналистикой и авиацией. По словам соседей Бишопов, Чарли был “типичным подростком — катался на велосипеде, имел двух собак, помогал другим в садоводстве, был вежливым, обладал хорошей речью и мог убедительно выражать свои чувства”...
     Относится ли это к предсмертной записке Чарли Бишопа? Выражает ли она убедительно и красноречиво чувства типичного американского подростка?.. Пока что мы этого не знаем. Но мы знаем нечто другое: типичный американский молодой человек Джон Уокер встал под знамена бен Ладена, а типичный американский мальчик Чарльз Бишоп отдал свою жизнь за него. Никакие победные реляции с афганского фронта не могут перечеркнуть это поражение американского образа жизни, который американское оружие не только защищает, но и разрушает.
     Масс-медиа пытаются сейчас увести свою аудиторию от этих неприятных проблем. В отношении Уокера идет бесконечное обсуждение того, как судить его — военным трибуналом или обычным судом? Считать его предателем или молокососом, которого бес попутал? Стрелял ли он в своих или нет? Достоин он смертной казни или пожизненного заключения? В отношении Бишопа упор делается на его психическую неустойчивость и на необходимость усилить меры безопасности, в частности разнообразить ключи от спортивных самолетов.
     Нет спору, все эти вопросы весьма важны, но они далеко не ключевые. Ключи к образу мыслей уокеров и бишопов куда важнее стандартизированных ключей от “Сессны”. Почему эти ребята, подобно хохлу из светловской “Гренады”, поднимают руку на родину, чтобы “афганскую землю афганцам отдать”? Почему для них Усама бен Ладен не террорист, а герой?..
     Фюзеляж “Сессны-172R” целую ночь провисел над небоскребом “Бэнк оф Америка” в даунтауне Тампы. Только на следующий день рабочие втянули его в здание стальным кабелем.
     “Сессну” сняли. Вопросы остаются...
    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру