Недобрая память

Солнечногорские ветераны готовы стоять до последнего

  Есть ситуации, когда принять однозначное решение невозможно. Примирить прямо противоположные мнения по поводу установки в России памятников на немецких захоронениях времен Второй мировой войны — значит совместить несовместимое. С одной стороны — государственная политика, с другой — боль и память людей. Они как два спорщика, один из которых стоит у “хвостика” нарисованной на асфальте цифры “9” и не понимает, почему оппонент с пеной у рта доказывает, что видит цифру “6”...

     Несколько лет назад зарубежные патриотические организации поставили условие: если в России появятся памятники погибшим немецким солдатам, в Европе не будут демонтировать памятники на советских братских могилах, оставшихся со времен Второй мировой войны. Предложение резонное. Ведь только крупных могил-мемориалов советских воинов в Европе около тысячи. Во времена социализма за ними постоянно ухаживали, сейчас же памятники оказались в запустении и вообще приговорены к сносу.
     Примерно за полгода до празднования освобождения Солнечногорского района от фашистских захватчиков в район прибыли представители ассоциации “Российские мемориалы” и предъявили исторические документы. По хроникам получалось, что в одном из поселков сохранилась могила немецких солдат. “Мемориальцы” предложили поставить на месте их захоронения надгробный памятник. Простую плиту с надписью — только и всего.
     С этим-то предложением районные власти и пошли “в народ”. И начались волнения. Пришедшие на митинг протеста выразились предельно ясно.
     — Пока жив хоть один человек, который помнит войну, мы немецкие памятники будем взрывать, — говорит председатель совета ветеранов района Виктор Лобачев. — 60 лет назад мы не пустили гитлеровскую заразу в Россию, а теперь нас мало осталось, вот враги и наседают.
     — Я освобождал Солнечногорск в 1941 году, — вторит ему ветеран Иван Кривой. — Сейчас модно говорить, что немецкие солдаты не виноваты, они только выполняли приказ. Но мы-то помним, как их “накачивали” офицеры: “подави в себе жалость, убивай, не останавливайся, даже если перед тобой дети и старики”. На моих глазах немецкий летчик охотился за беженкой. Она пыталась убежать из разбомбленной деревни, а немецкий самолет настиг ее и сбросил бомбы прямо под ноги беженке. Это было здесь, в селе Дурыкино. И что — теперь это надо забыть?
     Учитывая мнение ветеранов, осенью власти объявили: раз граждане против, памятника немцам на солнечногорской земле не будет.
     Казалось бы, вопрос закрыт. Ветераны победили. Но как только прошли юбилейные торжества в честь разгрома немцев под Москвой, “Российские мемориалы” снова пришли с той же просьбой к районным властям.
     — Все эти рукописные послания документом считать нельзя, — отмахнулись “Российские мемориалы” от писем протеста. — Официально свою волю народ может изъявить на референдуме. Но его не проводили.
     Что до ветеранов, то об их непримиримой позиции сотрудник ассоциации Евгений Карташов высказался “по-государственному”:
     — Эти люди пострадали от немцев. Значит, сегодняшнюю ситуацию они оценивают пристрастно. Как можно доверять им решение вопроса, который требует полной объективности?
     Но как можно найти беспристрастного человека в стране, которая в той войне потеряла 60 миллионов человек?
     Но на эту проблему есть и третья точка зрения. И тоже, как ни странно, ветеранская.
     — У каждого народа свои герои, — считает ветеран Великой Отечественной, лауреат премии имени Жукова, солнечногорец Николай Чебыкин. — Так пусть останки наших солдат, похороненных за границей, отдадут нам, и ветераны, хоть и немногочисленные, найдут силы и средства похоронить боевых товарищей на родной земле. А европейцы, вместо того чтобы лезть на нашу землю, пусть заберут останки немцев из российских захоронений и поставят им в Европе памятники, где захотят. Это будет честно, по-солдатски.
     Впрочем, такое решение надо принимать уже не на районном уровне.
    
     А как вы считаете, уважаемые читатели, кто прав в этом непрекращающемся споре? Какие чувства вызывает лично у вас увековечение на российской земле памяти солдат, воевавших на стороне Гитлера? Письма можно присылать по адресу: 123995, ГСП-5, Москва, Д-22, ул. 1905 года, д. 7, редакция газеты “Московский комсомолец”. Наш e-mail: letters@mk.ru
    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру