Нужны бюджету штрафы — се ля ви

а нарушители нужны тем паче...

  Семилетняя война между депутатами Государственной Думы, водителями и ГИБДД завершилась принятием нового Кодекса об административных правонарушениях, доведенного до кондиции с учетом популистских предложений президента.
     Долгожданный праздник, впрочем, не случился: эксперты считают, что отпраздновать победу можно только пиррову, ибо на самом деле каждому послаблению в отношении нерадивых водил противопоставлен новый механизм закручивания гаек.
     А потому мы можем говорить лишь о том, что депутаты и ГИБДД пошли на компромисс, в котором каждая сторона многое потеряла: депутаты — способность ощущать веление времени, а гаишники — право откровенно грабить. Крайними, как всегда, оказались водители — со вступлением в законную силу нового КоАП РФ они полностью будут лишены права чувствовать себя за рулем в безопасности...
Как бы бочка меда
     Главным преимуществом нового кодекса правоведы назвали впервые введенный в административное право принцип презумпции невиновности. Отныне в соответствии с ним водитель может быть наказан лишь за те административные правонарушения, в отношении которых установлена и доказана его вина. Первый раз в Кодексе об административных правонарушениях прозвучала мысль о том, что водитель не обязан доказывать свою невиновность. Впрочем, вряд ли можно считать это грандиозным достижением, ибо уже давным-давно презумпция невиновности предусмотрена статьей 49 закона прямого действия, то есть Конституцией РФ. И ее введение в КоАП было обусловлено лишь одним обстоятельством — нежеланием сотрудников ГАИ—ГИБДД верить Основному закону страны…
     Самым же кардинальным изменением следует считать запрет на изъятие водительского удостоверения до уплаты штрафа. И хотя эта мера продиктована вовсе не заботой о водителе, а стремлением гаишников избавиться от документа, который они умудрялись регулярно терять, а потом разоряться на выдаче дубликатов за собственный счет, она привела к действительно достойному нововведению — ликвидации временного разрешения на право управления. С лета нынешнего года водительское удостоверение сотрудники ГИБДД будут задерживать у водителя лишь в случае управления им транспортным средством в состоянии опьянения. При этом любителю поддать за рулем до вынесения решения будет выдаваться аналог нынешнего временного разрешения на право управления.
     Остальные законодательные инициативы отразили интересы водителей лишь незначительно: депутаты лишили, например, сотрудников ГИБДД права проводить на дороге освидетельствование на состояние опьянения, справедливо полагая, что подлинную экспертизу могут производить исключительно врачи. Предельно понятно депутаты прописали и процедуру досмотра, которая не позволит более придорожным милиционерам трактовать закон на свой лад, пренебрегать при досмотре двумя понятыми и пользоваться полной свободой при раскопках в чужих вещах.
     Прикрыли депутаты и инструментальную проверку у коммерсантов, передав технический осмотр полностью в ведение органов ГИБДД. При этом они ввели запрет на повторный технический осмотр транспортного средства, а заодно запретили требовать у водителя экологические талоны, диагностические и технические карты.
     Порадовали законодатели и порядком лишения права управления: они установили, что выбрасывать провинившихся из-за баранки на срок от одного месяца до двух лет должен суд, если провинившийся водитель выразил недоверие стряпающему на него дело органу ГИБДД или не согласился с предъявленным гаишниками обвинением.
     Запретили депутаты удерживать транспортные средства на коммерческих стоянках, то есть закрывать шлагбаум перед носом водителя, если он отказался платить за навязанную ему услугу. И даже предусмотрели административную ответственность за незаконное ограничение прав на управление и эксплуатацию транспортных средств. Если столь прогрессивная норма права не окажется мертворожденной, то лишь она сумеет охладить пыл вымогателей на стоянках у вокзалов и в аэропортах.
Бочка дегтя
     В бочку меда, увы, законодатели вылили и бочку дегтя. Они не сумели победить штрафстоянки, узаконили снятие государственных регистрационных знаков за непройденный техосмотр, увеличили число статей, по которым предусмотрено лишение права управления, в частности — за превышение скорости более чем на 40 километров в час, за выезд на полосу встречного движения и непредоставление преимущественного права проезда спецтранспорту. Не указали, как долго надо ожидать приезда сотрудника ГИБДД к месту ДТП, зато конкретно прописали, что оставление места происшествия может повлечь арест на 15 суток.
     Так и не сумели авторы Кодекса (вопреки заверениям российского президента) удалить из марксистской формулы водитель—деньги—инспектор ее среднее звено, то есть лишить инспекторов права брать у водителей на дороге деньги в качестве штрафа. И тем самым оставили водителям возможность оплачивать штраф на месте за мелкие правонарушения, за крупные (или при отсутствии денег на месте) — бежать в сберкассу и платить с процентом за кассовое обслуживание, либо ждать на пороге своей квартиры судебного пристава-исполнителя и платить ему с комиссионным процентом “за обслуживание на дому”.
     Пошли депутаты на поводу у жуликоватых владельцев коммерческих стоянок: в новом Кодексе они увеличили число статей, которые дадут сотрудникам ГИБДД право выкидывать водителя из-за баранки и отправлять автомобиль на штрафстоянку. C 1 июля, в частности, будет разрешено эвакуировать и транспортные средства, имеющие технические неисправности и поставленные под знаком “Остановка и стоянка запрещены”.
     Обидели депутаты любителей пива: если по ныне действующему Кодексу срок лишения права управления за примерное поведение может быть сокращен не менее чем наполовину, то по новому КоАП ходить пешком (если решение вступило в законную силу) придется весь (!) назначенный срок.
     И, что вовсе прискорбно, депутаты запретили водителям, привлеченным к ответственности, жаловаться на обидчиков из ГИБДД в суд по месту своего жительства, а разрешили только по месту нахождения ответчика. Иначе говоря, проводивший отпуск на юге москвич, нарвавшийся на милицейскую засаду в Краснодаре (где, кстати, не пылают любовью к столичным гостям) и поставленный на штраф, до вынесения в суде решения по его жалобе должен будет задержаться на Кавказе. Понятно, что в провинциальном городке, где председатель суда и начальник ГИБДД трут друг другу спины в одной бане, шансы на победу у москалей ничтожны…
Если б я имел ГАИ, это был бы номер…
     Несмотря на достигнутый в новом КоАП РФ между враждующими сторонами компромисс, гаишникам кодекс пришелся не по вкусу. Насторожила прежде всего возлагаемая на них процессуальная обязанность доказывать вину водителя в случае, если последний не согласен с обвинением, и значительную часть дел передавать на рассмотрение суда. То есть того самого органа, который в обязательном порядке этих самых доказательств потребует.
     Понятно, что при катастрофически слабой оснащенности органов ГИБДД техническими средствами, дающими фото- или видеоизображение, документально доказать в суде предъявленные водителю большинство обвинений в нарушении ПДД будет едва ли возможно. Это значит, что качество работы ГИБДД, оцениваемое сегодня по количеству составленных протоколов и доведенных до исполнения дел, упадет ниже “прожиточного минимума” и по показателям поставит под удар всю деятельность дорожно-патрульной службы.
     При выборочном опросе рядовых сотрудников ДПС, проведенном в канун Нового года Коллегией правовой защиты автовладельцев, выяснилось, что доказывать чью-либо вину придорожные милиционеры не научены и вряд ли когда-нибудь смогут, а потому в преддверии грядущих изменений каждый третий постовой уже всерьез задумался о поисках более рентабельной работы. Но отнюдь не в органах ГИБДД… К мысли о бегстве приводит и крайняя (по выражению инспекторов ДПС) запутанность и противоречивость нового Кодекса, его излишняя заумность.
     Одним словом, недоступный для понимания значительной частью сотрудников ГИБДД новый КоАП как минимум на пару лет станет ареной для цирковых номеров, вакханалии глупости и произвола.
Сядь за руль — помоги бюджету!
     Увы, свое предназначение — воспитание гражданина в духе уважения к закону и предотвращение правонарушений — новому кодексу выполнить не суждено. Как и в прежнем, который не справился со своими обязанностями, новый также отказался учитывать материальное положение правонарушителя и постриг всех одинаково: и старого русского, для которого штраф в 100 рублей — причина инфаркта, и нового, которого способна образумить лишь конфискация имущества.
     К бабке не ходить — новый кодекс неизбежно возьмет на себя роль лишь очередной части Налогового кодекса, заботой которого станет вовсе не безопасность дорожного движения, а исключительно пополнение государственной казны из самого безотказного источника — кармана водителя. С государственной точки зрения, видимо, глупо дифференцированными ставками воспитывать у водил уважение к закону и терять тем самым золотую жилу, которая в одной только Москве прямо на дорогах в виде штрафов (по самым скромным подсчетам) ежегодно приносит около… 8 миллионов долларов!
     В стремлении не упустить для казны ни одной дармовой копейки государственные мужи — авторы Кодекса — даже продлили с 15 дней до 30 срок уплаты штрафа и установили два беспрецедентных права: на рассрочку оплаты — на срок до трех месяцев и отсрочку — до одного.
     По принципу “Страна готова ждать — ты только принеси…”.
     ...Бюджету до зарезу нужны деньги. Значит, государству необходимы нарушители.
     Если ты — патриот, разве ты откажешь?..
    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру