Игра в монопольку

Генеральная прокуратура подтвердила свое умение прогибаться

  Еще немного, и принадлежность к политической элите страны будет определяться только одним: был человек на допросе в Генеральной прокуратуре или нет. Не успели мы толком понять, что же кроется за наездами ведомства Устинова на отдельных министров и таможню, как история продолжилась. На этот раз под прицелом “генерального экскурсовода” России оказалась одна из самых тихих, но от этого не менее значимых монополий — нефтехимическая компания “Сибур”. Арестованы и обвиняются в незаконном уводе активов ее президент Яков Голдовский, председатель совета директоров Вячеслав Шеремет, а также вице-президент компании Евгений Кощиц.
    
     Подобно тому, как “Газпром” вырос на обломках советского Министерства газовой промышленности, “Сибур” получил от Союза практически всю нефтехимическую отрасль. Основным бизнесом компании были сбор и переработка “попутного газа” — выделяющегося при добыче нефти из скважин. Благодаря набору ценных химических компонентов из него могут получаться лаки, краски, пластики, шины, антифризы и т.п.
     Автор этих строк совсем недавно общался с одним из вице-президентов “Сибура” Анатолием Лукашовым, который во времена СССР курировал нефтехимию от Госплана. Анатолий Иванович предпочитал рассказывать об отрасли в прошедшем времени. И объяснял он это довольно просто: дескать, и во времена Союза нефтехимии государство уделяло не слишком-то большое внимание, а в 90-е годы в нее вообще не вкладывалось ни копейки. При этом отрасль оставалась сверхвыгодной. Судите сами: работая с нефтью, можно просто выкачать тонну и с выгодой продать ее, например, за 100 долларов. А можно — переработать в бензин и реализовать на АЗС, получив продукции с той же тонны уже на 400 долларов. А вот в нефтехимии из одной тонны легких углеводородов, прошедшей 7—8 стадий переработки, на конечном этапе получается продукции на 1000—1100 долларов.
     Стоит ли удивляться, что в развитых странах, например Германии, удельный вес нефтехимии в экономике составляет 20 процентов?.. Зато у нас в органах государственного управления старательно делали вид, что такой отрасли в стране нет. В России не было ни комитета, ни департамента, ни тем более министерства, занимавшегося ее проблемами. Абсурд!..
     И в скандале вокруг “Сибура” удивляет даже не сама разборка между “Газпромом” и нефтехимической “дочкой”, пытавшейся выйти из-под контроля. Как раз в том, что новое руководство газовой монополии постарается вернуть себе былое влияние на другого монополиста, сомневаться не приходилось. Поражает удивительная послушность Генеральной прокуратуры, с которой та бросилась исполнять чужую волю. Заметьте: не прокуроры начали расследование, пришли в компанию с плановой проверкой и выявили какие-либо нарушения (а в том, что они действительно были, сомнений нет). Как заявила пресс-служба ГП, с соответствующей “просьбой” к ним обратился сам “Газпром”. Генеральная только взяла под козырек и отправилась производить обыски с арестами. В очередной раз блестяще продемонстрировав свою “независимость”.
     Конечно, глава “Газпрома” Алексей Миллер — человек из команды Владимира Путина. Разумеется, его пожелания для многих сегодня звучат как прямой приказ из Кремля. Дар угодливо прогибаться снова входит в моду?
    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру