Как и все подмосковные крестьяне, они пашут землю, строят дома, рожают детей, поют песни под баян. Но в характерах болгарских поселенцев есть то, что отличает их от русских соседей. Они никогда не унывают и не жалуются на жизнь. “Московия” побывала у них в гостях.
Семь лет назад 44-летний Александр и его очаровательная жена Катерина Сырбовы приехали в Лотошино из казахского села Болгарка (что близ Актюбинска). На день рождения к племяннице, которая трудится скотницей в местном совхозе “Кировский”:
— Сразу подружились с директором хозяйства Виктором Николаевичем Легезиным. И он предложил нам остаться здесь навсегда, — вспоминает Александр.
Сырбовым выделили дом в Нововасильевском. Но с тем условием, что они привезут сюда всех своих родственников. Супруги немедленно согласились, потому что в Казахстане жизнь уже давно перестала казаться медом. Русские школы, где учились болгарские дети, стали закрываться, а живущие по соседству казахи, которые свободно “шпарили” на болгарском и русском, начали бравировать своей национальной принадлежностью.
Через год болгарская родня “оккупировала” Нововасильевское, благодаря чему в совхозе резко возросли удои и воцарился идеальный порядок. На радостях директор хозяйства помогал мигрантам чем мог: бесплатными стройматериалами, деньгами, рабочей силой.
Я иду по единственной в Нововасильевском улице: десяток скромных, но добротно, “на века”, построенных домов. В них живут 48 дружных болгарских родственников. Двери этих домов всегда открыты для многочисленных гостей.
Утро у Катерины Сырбовой начинается с рассвета: в 5 утра кормит животину, а затем начинает хлопотать по дому. В семье родоначальников диаспоры всего 7 человек: 85-летняя мать Александра — Тудора Степановна, 22-летний сын Дима с супругой Ниной, дочь Яна, сын Саша. Каждый день Катерина балует домашних разносолами русско-болгарско-немецко-украинской кухни. Иногда, правда, супруг привередничает и воротит нос от жареных пирожков с капустой. А вот баницу — слоеный пирог с творогом — в этой большой и дружной семье едят все:
Рецепт простой: для теста нужно 250 г муки, 1 столовая ложка маргарина или масла, половина чайной ложки уксуса, щепотка соли, 4 столовой ложки теплой воды, 125 г растопленного масла или маргарина для смазки противня. Для начинки: полкило творога, 3 яйца, 2 ложки меда, 4 — сахара, цедра с половины лимона, 50 г масла, щепотка соли.
Проблема лишь в том, что далеко не каждая русская женщина сможет приготовить это на первый взгляд простое блюдо. Тесто для пирога надо замесить крутое и не раскатывать его, а с силой бросать на деревянную доску. Я пробовала — после пары таких “бросков” болят мышцы.
— Катя по сравнению с моей мамой — девушка хрупкая, — смеется Александр. — Вот у мамани руки так руки. В первом классе я пробовал курить, она меня “застукала” и так треснула по лбу, что всю охоту отбила. С тех пор не курю.
— Жили мы дружно. 17 детей народили. Но из них осталось всего пять, — вытирает слезы Тудора Степановна.
Предводитель лотошинских болгар Александр — самый младший. Он появился на свет, когда Тудоре перевалило за 40 лет. В свободное от деторождения и изнуряющей работы время (Тудора трудилась в совхозе хлебопеком, а Вась — трактористом) Сырбовы ходили в кружок болгарской культуры. Она пела, он играл на дудке. И так продолжалось аж до переезда из Казахстана в Лотошино. Сырбовы-старшие совсем не хотели покидать Болгарку, но дети настояли. Вась умер три года назад, и Тудора сникла. Она почти не выходит из дома, предаваясь воспоминаниям на уютной теплой кухне. Правда, озвучивает их редко. Слово Тудоры Степановны для домочадцев — закон. У болгар заведено — никогда не перечить старшим.
— Мне всегда нравились русские женщины, но 23 года назад я почему-то женился на болгарке, — делится Саша и издевательско-испытывающе смотрит на супругу.
Катя спокойна как скала. Улыбается, будто ей говорят самый изысканный комплимент.
— Теперь понимаешь, почему я на ней женился? — продолжает Сырбов. — Она у меня умная. И к тому же блондинка с голубыми глазами. Такую днем с огнем не сыщешь.
Лотошинские мужики от Катерины в полном восторге. Никто ни разу не слышал, чтобы она повышала голос или перечила супругу. “Нам бы такую”, — делились с Сашей местные товарищи, потирая не единожды побитые жениной скалкой лобешники.
Позицию отца разделяет и его старший 22-летний сын Дима. Он недавно женился на 17-летней красавице Нине — наполовину болгарке. Нашел свою судьбу паренек аж в Оренбурге (там тоже проживает очень много “братьев по крови”). На обручение к молодым приезжали почетные гости: митрополиты Волоколамский и Юрьевский Питирим и болгарский Ловчанский Гавриил. (И это неспроста. Прошлым летом в Лотошине открылся камень дружбы славянских народов. Больше того: у поселка появился болгарский побратим — Лович. И оттуда зачастили дружественные делегации. А в этом году на историческую родину обязательно поедут Сырбовы.)
С благословения митрополитов устроили пышную свадьбу, которая “пела и плясала” в лотошинской столовой аж два дня. По старинной традиции все гости, от мала до велика, прыгали через костер, много ели и пили. Но никто лицом в салате не лежал. У болгар принято “принимать на грудь” так, чтобы не падать ни при каких раскладах.
Пока не обзавелись семьями оставшиеся дети Александра и Катерины — Яна и Саша. Но как только найдутся претенденты — сразу “свадьбу отметелят”. Катерина, как женщина добросердечная, к любому выбору детей отнесется с пониманием: “главное, чтобы любовь была”. А вот Александр хочет, чтобы его чада сочетались браком только с лицами “славянской” национальности. Его племянники, также живущие в Нововасильевском, уже женились на коренных лотошинках и горя не знают.
А в рождественскую ночь девочки из диаспоры совершили старинный обряд “сурвачка”. Нарядили ветку ивы фантиками и пошли с ней к соседям.
— У нас считается хорошей приметой, если ребенок дотронется этой веткой до хозяев дома. Значит, будет счастье и изобилие. Хозяева, в свою очередь, должны угостить или одарить чем-нибудь девочку, — рассказывает Катерина.
Обойдя все дома, девочки вернулись с немыслимым количеством подарков: тканями, посудой, вкусными лакомствами.
Саша Сырбов-младший в Рождество тоже ходил на “промысел”. Взял у отца бутылку водки и нанес визит к соседям. В каждом доме за рюмку водки ему, по традиции, платили деньги. На “пол-литре” Саня заработал почти 1000 рублей. И честно отдал их отцу. А Сырбов-старший купил на них горячительного и угостил всех своих соплеменников.
— Какой у вас семейный бюджет? — спрашиваю у Александра.
— Денег сколько ни зарабатывай — всегда мало. Но нам хватает, — по-простецки говорит глава семьи. — Питаемся мы в основном тем, что выращиваем сами: овощами, молоком да мясом.
И с духовной пищей у Сырбовых проблем нет: когда они собираются большой компанией, начинается настоящий “музыкальный ринг”. Живущая по соседству родная сестра Катерины Татьяна — профессиональный музыкант. Она знает добрый десяток болгарских народных песен, а Александр мастерски подыгрывает ей на баяне.
Специалисты районного комитета по культуре уже давно присматриваются к этим творческим гражданам. И в следующем году в Лотошине собираются открыть кружок болгарской культуры, где Сырбовы будут учить местных национальным песням и пляскам. И, возможно, уже к сентябрю, когда в поселке проходит ежегодный фестиваль русской песни, подготовят пару-тройку номеров художественной самодеятельности.
— Мы готовы принимать в районе делегации из разных стран и республик бывшего СССР. И можем даже оставлять их на время для обмена опытом, — говорит Камен Дмитриевич.
В кулуарах администрации зреет гениальный план: всех приезжих по обмену опытом селить по этническому принципу: украинцев в одну деревню, белорусов — в другую, немцев — в третью. Но пока это только идея, на реализацию которой уйдут годы. Но годы ведь не беда?