Винни-Пух похоронен на Новодевичьем

Чтобы озвучить Кролика, артисту сделали искусственные зубы

19 января 2002 в 00:00, просмотров: 746
  Мог ли предположить известный английский писатель и драматург Ален Александер Милн, в копилке которого был роман, множество психологических комедий, пьес, очерков и юмористических рассказов, что всемирную славу ему принесет маленький и смешной герой Винни-Пух? А началось все со сказки, которую рассказывал папа-писатель своему сыну Кристоферу Робину, укладывая его спать.
     Сегодня Винни-Пуха знают дети всего мира. В Лондонском зоопарке этому милому, веселому и хитрому медвежонку даже поставили памятник. “Малышу” же Кристоферу Робину ныне — 81 год. Отслужив шесть лет в армии, он всю жизнь проработал управляющим книжным магазином, на пенсии переехал жить в деревню. А знаменитые игрушки — Винни-Пух, поросенок Пятачок, ослик Иа-Иа, Тигра, Кенга с детенышем Ру — поселились под стеклом в музее одного из американских издательств. Писателю, который сделал их обожаемыми, 18 января исполнилось бы 120 лет.

    
     Большой плюшевый медведь появился в доме Милнов вместе с праздничным пирогом. В 1921-м сынишке писателя стукнул годик. Необычное имя — Винни-Пух — досталось косолапому по наследству. Когда-то кроха Кристофер Робин был знаком с одним лебедем на пруду, которого он звал Пухом. Лебедь куда-то делся, а имя осталось. А “Винни” называли самую лучшую медведицу в зоологическом саду. Писатель наградил медвежонка и официальным именем — Мистер Сандерс. Чтобы мишке жилось веселее, в семейство Милна “проникли” ослик Иа-Иа, который потерял хвост, и поросенок Пятачок. А вот Сову и Кролика папа Кристофера Робина выдумал, когда рассказывал своему сыну на ночь сказки. Позже мальчику купили в игрушечном магазине тигра по имени Тигра и Кенгу с детенышем Ру.
     В 1925 году чета Милнов приобрела Кочфордскую ферму. На ней и в близлежащем лесу стали разворачиваться события, описанные в повести. “История про Винни-Пуха и его друзей — это плод коллективного творчества семьи”, — утверждал позже Алан. Каждая игрушка у Милнов обрела свою биографию, ярко выраженный характер, повадки, привычки, свою манеру разговора.
     Многим литературным критикам Винни-Пух напоминал диккенсовского мистера Пиквика. Он тоже до мозга костей был англичанином, интересовался погодой, ходил с зонтиком, любил путешествовать и даже перенял у Пиквика девиз жизни: “Подходящая компания — такая компания, где меня чем-нибудь угостят”.
     Семейная сказка — десять историй про Винни-Пуха и его друзей — в 1926-м сложилась в книгу, которую ждал ошеломляющий успех. Проиллюстрировал сборник гостивший на ферме друг писателя — художник Эрнст Шепард. Два года спустя вышла вторая книга под названием “Дом на Пуховой Опушке”. Успех был так велик, что выпустили “Букварь Кристофера Робина”.
     На русском языке плутишка Пух заговорил благодаря писателю и переводчику Борису Заходеру. Многие режиссеры вынашивали замысел поставить по повести Алена Милна фильм. Только в 1970 году мастер анимационного кино — Федор Хитрук, снявший “Историю одного преступления”, “Топтыжку”, “Бонифация”, воплотил идею в жизнь.
     — Шесть лет я “ходил кругами” вокруг замечательных рассказов “Винни-Пух и все-все-все”, — рассказывает Федор Савельевич. — Прочитал это произведение и в переводе Бориса Заходера, и в подлиннике. Трудность заключалась в том, что рассказать о Винни-Пухе нам предстояло за... 10 минут, и при этом нужно было сохранить “аромат” уникальной по своей мудрости книги.
     Режиссер рассказал, что решил не копировать классические иллюстрации Шепарда. С художником Владимиром Зуйковым они изобрели своих героев. Первоначально Винни был очень лохматым. “Но его пришлось упростить, — сетует Федор Савельевич. — Иначе нам всякий раз пришлось бы рисовать сорок тысяч волосков...” С подбором актеров определились не сразу.
     — Голос Винни-Пуху подбирали очень долго, — вспоминает режиссер. — Вы не поверите, но нам не подошел не только Олег Табаков, но и... Евгений Леонов. Уж больно у него был грудной и мощный баритон. Но совершенно случайно наш звукооператор прокрутил записанную пленку в ускоренном режиме. Леонов заговорил быстрее, тембр его голоса стал выше. Мы ахнули и кинулись звонить Евгению Павловичу.
     Позже многие в отснятом фильме видели, что Винни-Пух и внешне очень напоминает артиста Леонова. Когда записывали по сценарию голос Евгения Павловича, мультипликаторы обратили внимание на то, как артист смешно стоит: набычившись, выставив живот вперед. Неудивительно, что мешковатый зверек Винни-Пух впоследствии стал сутулиться, вставать бочком, наклоняться, стараясь дотянуться передними лапками до носков, и характерным образом чесать затылок.
     — Смешного поросенка Пятачка озвучивала “дама с собачкой” Ия Сергеевна Саввина. К нам в студию Ия Сергеевна зашла, чтобы посмотреть рисунки, она сама собиралась ставить по книге спектакль, — рассказывает режиссер. — А я возьми и предложи ей озвучить роль Пятачка — хрупкого и невесомого. Она просто опешила, но через несколько дней согласилась. Прототипом для румяного поросенка с тоненькой шейкой, маленькими ручками и ножками Ия выбрала... Беллу Ахмадулину. Говоря за Пятачка, Ия Сергеевна представляла себе именитую поэтессу. Ей так же, как и Евгению Леонову, тембр голоса сделали выше.
     Разумного и начитанного Кролика озвучивал артист Щукин. Как у настоящего грызуна, у актера выступали вперед два острых искусственных резца: чтобы добиться шепелявого голоса, он надевал на зубы специальную накладку.
     Того, кто будет озвучивать меланхолического ослика Иа-Иа, режиссер знал еще до того, как взялся за написание сценария.
     — Грустный, обреченный голос Эраста Павловича Гарина мне, как говорится, запал в душу, когда я по радио услышал постановку “Приключения Чиполлино”, — продолжает Федор Савельевич. — Справился Эраст Павлович просто блестяще. Его голос мы записывали без дублей и репетиций.
     Мультик, как и книгу Алена Милна, ждал грандиозный успех. А Евгения Леонова публика стала отождествлять с его рисованным героем. В гостях актеру неизменно предлагали покушать. Все были уверены, что, как и медвежонок, Леонов всегда не прочь немного подкрепиться. Буфетчицы в театре подсовывали ему в вазочках домашнее варенье и джем. Проводницы в поездах без спроса несли в купе банки сгущенного молока.
     Все помнили, как артист распевал в фильме свои знаменитые песенки: “пыхтелки”, “сопелки”, “шумелки”, “вопилки”, “кричалки”, “ворчалки”. Возникала уверенность, что Евгений Павлович прекрасно сочиняет стихи, друзья просили его поздравить юбиляра, написать куплеты к празднику.
     На лестнице, по воспоминаниям знакомых, они старались поддержать Евгения Павловича под руки. Артист, ловко перепрыгивая ступеньки, добирался до первого этажа первым и, смеясь, кричал: “Вы что, думаете, я, как Винни-Пух, буду спускаться по лестнице головой вниз, пересчитывая ступеньки собственным затылком?..”
     “Отец всегда по-хорошему “страдал”, когда на улице ему вслед неслось: “Винни-Пух”, — рассказывает сын артиста Андрей. — После того как отец отснялся в трех выпусках “Будильника”, нам стали приносить мешки писем, все они были адресованы Винни-Пуху. Дети всего Союза присылали отцу вырванные из тетрадок диктанты и контрольные работы с пятерками, табели и странички из дневника. Я сам в детстве страшно гордился, что смешной медвежонок говорит голосом моего отца. Папа тоже очень любил своего героя и сильно удивился, когда однажды услышал, что, дескать, роль волка из “Ну, погоди!” испортила Папанову карьеру. Как-то раз, уже будучи взрослым, я увидел в магазине шагающего Винни-Пуха и, не задумываясь, купил забавную игрушку в подарок отцу. Смотря телевизор или читая газету, папа часто сажал мишку себе на колени. После его смерти шагающий Винни-Пух перешел по наследству к моему сыну, внуку Евгения Павловича, который увез его с собой в Швецию. А недавно, когда я убирал на кладбище могилу отца, случайно услышал, как одна маленькая девочка тихо говорит маме: “Хочешь секрет? Здесь похоронен Винни-Пух!”
     Режиссеру Федору Хитруку после выхода фильма со всех концов страны начали присылать Винни-Пухов, сделанных из плюша, кожи, стекла, фарфора. Вскоре в квартире режиссера их собралась целая коллекция. Есть среди них и самый любимый медвежонок. Он прилетел к Федору Савельевичу в его восьмидесятилетие на воздушных шариках. “Сидя за столом, из-за перил балкона я увидел сначала летящие разноцветные шары, а потом и круглого мишку, который был точной копией нашего Винни, — смеется Хитрук. — Это был для меня настоящий сюрприз. А устроил его мой друг, режиссер Саша Татарский”. С тех пор почетное место в удобном кресле в квартире у режиссера занимает этот мешковатый, пухленький зверек.
     Не увидел отечественный зритель других друзей Винни-Пуха: Буку, Слонопотама, Кенгу и Крошку Ру, Сашку-Букашку. Из задуманных девяти серий фильма про медвежонка и его друзей вышли только три.
     — Спустя тридцать лет я уверен, что, остановившись на этих трех сериях, я поступил правильно, — говорит режиссер. — Такие гениальные, философские произведения, как “Алиса в Стране чудес”, “Винни-Пух и все-все-все”, с традиционным английским юмором экранизировать надо очень осторожно. Я почувствовал, что, снимая дальше, мы можем испортить книгу Алена Милна.
    


    Партнеры