Деспот божьего ремесла
Надежда БАБКИНА: пародисты свободны!
— Когда человек живет, это большое счастье. Утром просыпаешься, а тебя ждет неизвестный мир. И нужно петь-напевать, когда умываешься, когда моешь посуду, полы — напевать что угодно. Ну а уж народные песни, они будят еще и национальное самосознание — начинаешь чувствовать и понимать красоту и гармонию всей природы — так Надежда Бабкина кратко формулирует свою творческую философию, в основе которой простое счастье — петь т.н. народные песни.
— Судя по вашей биографии, “красоту и гармонию родной природы” вы начали понимать 25 лет назад?
— Да, нашему основному коллективу — ансамблю “Русская песня” — исполнилось 25 лет. Я этим очень горжусь, потому что для меня цель жизни не в том, чтобы самой выходить на сцену, быть известной, популярной и почивать на лаврах. Оправдание моей жизни — “Русская песня”, в которой, кстати, сменились уже четыре поколения.
— При коммунистах вам, наверное, легко было раскрутить свой ансамбль? Тогда народный жанр был в почете.
— “Русскую песню” я придумала, сидя в общежитии и раздумывая, куда бы пристроиться. И никому мы не были нужны. Мы существовали при оркестре русских народных инструментов, где числились “домрами”, “балалайками” и “гуслями”. Вокальных единиц у них не было. Нам откровенно говорили: “Кому вы, собственно, нужны — вы пропадете!” И только спустя годы, пройдя десятки конкурсов, фестивалей и худсоветов — тогда их было несметное количество, нас приняли в Московскую концертную организацию. Мы были счастливы уже этим, хотя в Москве нам никто не давал никаких центральных площадок. Мы выезжали в разные деревушечки, в красные уголки и там самозабвенно пели. Об известности, популярности мы даже не мечтали.
— И долго вы пребывали в таком состоянии?
— Пока не объездили пол-России. На поездах с мешками и костюмами — зимой в валенках, летом в ботинках. Как сейчас помню: стоят женщины на перекрестке, а мы идем мимо с сумками, тащим костюмы. Одна из них вслед: вот, мол, спекулянты чертовы. Я говорю: нет, мы артисты. Они тогда все зашипели: да какие вы артисты, гляньте на себя — мы тогда тоже балерины. В таких случаях я всегда своим девочкам говорила: “Девочки, терпите, до первого открытия рта. Каждый раз, когда мы начнем петь, все вокруг нас изменится. Терпите и ждите. Обязательно будет что-то очень важное в этой жизни. Надо, наверное, заслужить”. В зале сидело тогда три человека. Потом 30, потом сотни, теперь тысячная и миллионная аудитория по ТВ смотрит и слушает Надежду Бабкину и ансамбль “Русская песня”. Нам было очень трудно, и, чтобы другие не мучились, я решила — у нас обязательно должны быть преемники. Для начала я прослушала 78 человек и отобрала 4 девочки. Они работают уже 8 с лишним лет.
— “Русская песня” — это в основном женское начало?
— Долгое время все так и думали, и, когда появились ребята, меня многие осуждали, говорили: зачем Бабкина все испортила, было так красиво.
— Тем не менее матриархат удалось сохранить?
— Парни у нас очень хорошие — колоритные, имеют прекрасные тембральные краски. Но все равно основа коллектива “Русской песни” — женская. Мальчишечьи голоса только приукрасили, дали нам новую краску. Их тембр слился с женскими голосами.
— В коллективе для девочек вы добрая мама или злая мачеха?
— То, что не добрая мама, — это точно. Наша работа — это колоссальный труд. Это поездки, социальная неустроенность, внеурочные репетиции. С утра до вечера. Неограниченно. Я человек трудоспособный, и я деспот в работе — это мое право. Я понимаю, что не каждый из них может это выдержать. Но я хочу, я требую результата и не когда-нибудь, а немедленно, сию секунду.
— А если не получается?
— Тогда я прошу: дайте не голос, а текст, пожалуйста. Сначала я хочу услышать слово. И на слово красиво нанизанный, как бусинки, ваш тембр. И получится, как будто журчит речечка такая красивенькая. А теперь спойте мягче то же самое... Если так заниматься часами, то получится. Нужно еще немножко кокетства, красивые тембры и микрофоны, которые не зашкаливают.
— Вы действительно поете народные песни, если да, то где вы их находите?
— Раньше я выезжала в т.н. фольклорные экспедиции. Но вообще самый плодотворный песенный край — это средняя полоса России, юг России, казачья вотчина, потому что это свобода, это воля. Я сама казачка, поэтому рассказываю об этом так убежденно, со знанием дела.
— Это правда, что вы профессор Гнесинки?
— Да. Я занимаюсь с экспериментальной группой “Славяне”. У них русский репертуар из разных регионов России и славянская музыка. У них есть детские программы разных обрядов по временам года. Эта группа хороша тем, что большую часть составляют студенты. Они таким образом проходят некую стажировку, в результате которой понимают, для чего они учатся: чтобы стать преподавателями, заниматься с детьми или взять путь на профессиональную сцену.
— Кто ваши конкуренты на сцене?
— Ансамбль Димы Покровского, мы были созданы в одно время и были реальными оппонентами. Мы учились вместе, сидели за одной партой. Когда не стало этого коллектива, я поняла, как плохо без оппонентов. И я сама себе стала создавать конкуренцию, придумывать другие коллективы. Без этого нет движения.
— Вы вообще любите руководить?
— Мне приходится держать все под контролем, потому что есть моменты, которых я не терплю. Во-первых, это пошлость и хамство на сцене. Я также не терплю оскорблений любых национальных традиций, в том числе и русских. Этого делать просто нельзя. Нужно чувствовать эту грань и не переходить. У каждого народа есть свои изъяны, у каждой традиции или культуры есть свои изъяны. И, как правило, их надо припрятывать, а не выпячивать. Те, кто выпячивает, оскорбляют зрителя.
— Вас можно назвать русской националисткой?
— Ну зачем так — просто не надо стесняться, что мы живем в России, что мы русские. Потому что как только заходит вопрос о русскости, то почему-то все сразу начинают мяться. Говорят: ну что вы, что вы, нас так много, давайте говорить о меньшинствах. “Минуточку, — говорю тогда я, — давайте говорить о всех культурах, которые соединены в едином мегаполисе, который называется Россия и пронизан русскостью”. Мы живем на территории под названием Россия — у нас есть потрясающие глубинные генетические корни.
— Вы проводите конкурс имени Ольги Ковалевой, конкурс народной песни, фестиваль “Казачий круг”, куда приезжают казаки со всей России. Кто финансирует все это? На это же требуются бешеные деньги.
— Огромные деньги. Хожу с протянутой рукой. У меня есть плакат потрясающий, где я стою в кокошнике, в народном костюме, вокруг меня все действа из русской песни, а я с протянутой рукой. “Послушайте, Бабкина без бабок — мы вам не верим”, — говорят некоторые толстосумы. Так что у меня еще из-за фамилии проблемы. Но я скажу так: все же финансируют. Я искренне благодарна Юрию Лужкову, потому что правительство и мэрия Москвы помогают нам в этих проектах, которые, я верю, очень важные и нужные. Понимаете, я могла бы спокойно жить и заниматься своей собственной жизнью. У меня есть чем заниматься, есть что петь, куда ездить, перед кем выступать. Но тем не менее моя душа неспокойна. Она требует выхода в общество, всенародного масштаба.
— В чем ваша собственная уникальность как певицы?
— Я вам скажу так: певиц народного жанра достаточно, и поют многие, очень хорошо, но, как правило, они очень похожи друг на друга. Пародистам, которые пытаются их изобразить, это очень легко удается. Но нет ни одного пародиста — ни женщины, ни мужчины, — который мог бы спародировать мой голос. Это правда. Они могут спародировать жест, мимику, поведение на сцене, там, хлопнуть ножкой, рукой взмахнуть — но не больше. А по тембру — бесполезно. Давно, когда я захотела петь, то слушала Русланову, Мордасову, Зыкину. Людмила Георгиевна была безумно популярна, и все хотели быть на нее похожи. И я, естественно, туда же. Вы не представляете, как мне это легко удавалось, очень легко, не было никаких проблем. Но потом я поняла, что этого делать нельзя. Надо делать что-то свое, надо пытаться. И я занялась собой основательно — записывала что-то на магнитофон, придумывала. И однажды получилось что-то ни на кого не похожее.
— Не страшно было первый раз себя, такую оригинальную, подавать зрителям — вдруг не приняли бы?
— Нет, не страшно. Дело в том, что я не рассчитывала только на красоту звука, голоса, тембра и так далее. У меня есть некоторые песни, где я могу зацепить. Я могу сразу всех “накрыть” одна. Так, что никто не скажет, что это плохо, потому что это правда хорошо. Это божье ремесло — мне дано через связки воспроизводить то, что мне не принадлежит.
— Почему же вы забросили сольное пение?
— Однажды мне безумно понравилось многоголосье русской песни — оно не может не нравиться, я об этом говорила много раз и буду утверждать всегда. Меня это притянуло, и я посвятила всю оставшуюся жизнь этому. Из 30 с лишним лет творческой деятельности я честно отдала коллективу “Русская песня” 25, уже даже 26.
— Надежда Георгиевна, сколько вам лет?
— Еще чего! Я не знаю. У Олега Газманова был день рождения, он и говорит: “Слушай, у меня юбилей — полтинник исполнился”. Я говорю: “Да брось ты. Разве так себя ведут в полтинник?” Он говорит: “Надя, это точно. Я иногда просто с ума схожу, забываюсь”. Я говорю: “Ты знаешь, когда меня спрашивают, сколько мне лет, я сразу начинаю отсчитывать, с какого же я года”. Это как стоп-кадр. А вообще я не знаю и не хочу даже знать!