Авангардисты пошли на биржу

22 января 2002 в 00:00, просмотров: 211
  Помню, был такой случай. Идет выставка современного искусства в одной из европейских столиц. Пафосная до предела: золото, бриллианты, вечерние платья и смокинги — в обязательном порядке. И вот весь этот высший (выше не бывает) свет вращается по залу, совершенно не обращая никакого внимания на разбросанные тут и там “тушки” пьяных художников. Им — можно. Потому что искусство этих актуальных художников модно, дорого, очень престижно, и они могут позволить себе кое-какие вольности.
     На выставке “Актуальная русская живопись”, которая на прошлой неделе всего на пять дней открылась в Малом Манеже , пьяным не валялся никто. Не потому ли, что наши авангардисты не успели привыкнуть к такому трепетному к ним отношению? Но в таком случае можем их поздравить: начало положено.
     После долгого перерыва на актуальное искусство обратила внимание одна из крупнейших московских бирж, праздновавшая в Малом Манеже свой 10-летний юбилей. Говорят, идея поместить своих подчиненных в антураж современного искусства принадлежит самому гендиректору биржи. Который отнесся к юбилейному мероприятию со всей серьезностью. Был выпущен прекрасный каталог, а куратором выставки стала одна из самых продвинутых московских галеристок — Елена Селина.
     Елена Селина решила показать лучшие живописные полотна тех актуальных художников, которые, что называется, на слуху. И заодно доказать, что актуальное искусство — это не только скандальные акции, перформансы и инсталляции, но и отличная живопись. Часть работ была отобрана в мастерских самих художников, часть взяли в частных коллекциях, остальное предоставил Музей современного искусства Андрея Ерофеева. В списке — двадцать имен. Чуйков, Макаревич, Файбисович — более старшее поколение художников. У Ивана Чуйкова , конечно же, главный конек — это его живопись в оконных переплетах. Несколько работ из этой серии как раз были показаны на выставке в Малом Манеже. Семен Файбисович, как известно, доводит до живописного совершенства, казалось бы, обычные пейзажные фотографии. Пять произведений Игоря Макаревича демонстрировали его многогранный талант. Что касается поколения художников, которые заработали себе имя уже в последнее десятилетие, то стоит, конечно же, упомянуть об Авдее Тер-Оганьяне , вынужденном стать эмигрантом из-за дурацкой во всех смыслах акции на одном из “Арт-Манежей”. Серия его работ “Живопись о живописи” — просто замечательная. А вот высокопоставленным биржевикам больше всего понравились томные обнаженные модели с работ Айдан Салаховой и хулиганские, в духе махрового соцреализма, картины известного тандема Виноградов—Дубоссарский .
     Однако о вкусах не спорят, особенно когда голосуют рублем. В конце вернисажа был устроен аукцион неэкспозиционных работ тех же художников. Примерно пятнадцать небольших по размеру, но качественных полотен ушли на ура за тысячу-полторы долларов каждое. Непроданным, как ни странно, оказался портрет Путина работы Врубеля и Тимофеевой вкупе с их же календарем “Двенадцать настроений президента”.
     Так что общение отечественных финансовых тузов и представителей актуального искусства удалось. Только в самом начале вернисажа было ощущение некоторого сюрреализма — на фоне современного авангарда звучали переливы академичной арфы, а со сцены, украшенной в стиле праздников Великого Октября, неслись панегирики от Путина, Касьянова, Алексия II...
     Но кто сказал, что смешение стилей — это не актуально?..
    


Партнеры