Пластилиновые люди

Три писсуара и один гроб

23 января 2002 в 00:00, просмотров: 689
  Известно еще с детского сада, что пластилин — это поделочный материал. Чего хочешь можно слепить — ежика в тумане, статую Свободы в миниатюре или овечку Долли. А можно слепить... судьбу. Правда, ни сам пластилин, ни тот, кто держит его в руках, об этом не догадываются. И тем не менее.
     Спектакль с липким названием “Пластилин”, появившийся в начале сезона в маленьком театрике в Таганском тупике (Центр драматургии и режиссуры Казанцева), вылепил судьбу целого поколения артистов. Сегодня “Пластилин” это :
     —ЖЕСТКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ;
     —МОЩНАЯ ПРОВОКАЦИЯ;
     —ТРАМПЛИН ДЛЯ МОЛОДЫХ;
     — БОМБА ДЛЯ ТЕАТРАЛЬНОЙ МОСКВЫ.
    
     Действующие лица:
подросток Максим, воспитывающая его бабка. Озабоченная училка. Похотливая невеста с малосильным женихом. Бандиты-педофилы. Бомж, бомжиха.
     О чем речь: подростка выгоняют из школы, судьба его сводит с нелучшей стороной жизни и ее представителями (смотри выше).
     Философский взгляд: трагичность взаимоотношения неокрепшей души с миром, который изо всех сил пытается слепить эту душу по собственному уродливому подобию. Насилие над невинностью.
     Основная лексика: ага, угу, пидор, сиська.
     Основная декорация: три писсуара, один гроб.
Бомжиха — это Офелия на пенсии
     Что? Жутко? Этот драматургический продукт произведен в социально неблагоприятном регионе — на Урале. Его автор — подающий надежды талантливый ученик уральского талантища Николая Коляды — Василий Сигарев . Не чернуха, потому что правда. Потому что за пугающим ужасом — настоящие боль и страдания.
     А каково это ставить и играть? Если вообще браться за подобное. Режиссер из категории отчаянных провокаторов с необузданной фантазией, но с математическим расчетом начал лепить команду для “Пластилина”. Пожалуй, он стал первым российским драматическим проектом, на котором устраивали кастинг.
     Кирилл Серебрянников:
     — Я искал индивидуальности и ни за что не согласился бы брать артистов, которых мне навязали бы в любом театре. Я глубоко убежден, что не каждый может сыграть такого Максима, какого сыграл Андрей Кузичев . Гамлета сыграть легче, а здесь персонаж говорит: “...бля, отсоси...” И тем не менее он должен влюбить в себя зал, умереть, воскреснуть...
     Каждый актер прошел индивидуальную обработку. Некоторых, особо сомневающихся, режиссер уговорами, обманом заманил в “Пластилин”. Не исключался и путь “насилия”, что и произошло с артисткой Хохловой .
     — Ты хочешь предложить мне бомжиху? — взбрыкнула актриса, прочитав пьесу “Пластилин”. — Не буду я бомжихой.
     — Ты дура! Молчать! — скомандовал Серебрянников. — Бомжиха — это Офелия, только в возрасте.
     Хохлова расслабилась и не сопротивлялась.
     Единственная, кто сама попросилась на возрастную роль, — это Марина Голуб . На что ей было сказано: “Какая ты бабушка — молодая красивая женщина.”. Но она сделала творческую заявку, и Серебрянников обалдел.
Они дзюдо любили и до
     Кто же эти пластилиновые люди, которые заставили заговорить о себе? И которые сходу попали в номинации многих театральных премий? Большинство из актеров до “Пластилина” не имели судьбы, хотя где-то мелькали, светились и даже имели приличные роли мирового репертуара. Но...
     Андрей Кузичевглавный герой Максим. Подросток с трудной судьбой.
     Надо сказать, что амплуа малолетних негодяев буквально преследует его. Он уже сыграл мальчика-проститутку в спектакле “Шопинг энд факинг”, хулигана в “Вестсайдской истории”. В последнее время реабилитировался на экране, сыграв заоблачный образ идеального мужа в сериале “Семейные тайны”. Того самого, который как последний романтик полюбил замужнюю женщину, увел ее от респектабельного мужа и честным трудом пытается заработать на жизнь.
     В жизни — образцово-показательный: закончил сначала ГИТИС, затем аспирантуру, преподавал три года сценическую речь. В 28 лет на него посыпались предложения играть либо малолетних преступников, либо малолетних жертв. Хотя фактура у него не подростковая — рост метр семьдесят шесть, вес нормальный. Женат.
     — Сложно взрослому человеку, главе семейства играть подростка?
     — Мне было несложно. На сцене можно не вести себя как взрослый, и это уже здорово. И еще несложно потому, что текст пьесы для меня как поэзия.
     Спортивен, увлекается яхт-спортом. Ролики, коньки — тоже его. Имеет собственную музыкальную группу “О’кстати”, которая недавно выпустила компакт-диск.
     Работа в “Пластилине” — выдающаяся. Ему удается играть пронзительную боль без надрыва.
     С точки зрения режиссера: артист с большим уровнем самоистязания. Пружина, которую надо сжимать, то есть терпеливо ждать момента, когда внутренняя работа выстрелит.
     Мухин Сергей
друган Максима — наглый Леха.
     Свободный художник, занят в спектаклях Олега Меньшикова и Театра им. Моссовета. По жизни очень веселый человек, легкий и всем без исключения напоминает Костика из “Покровских ворот”. Хотя на сцене это довольно мерзковатый тип, но не лишенный обаяния. Леха из тех, кто за копейку лучшего друга продаст, что, собственно, и происходит в “Пластилине”.
     С точки зрения режиссера: человек-праздник. Яркий, феерический, с большим желанием состояться.
     Марина Голуб
бабушка Максима.
     Самый опытный артист в “пластилиновой” команде. В ее послужном списке — “Сатирикон”, театр “Шалом”. Известность к ней пришла в зрелом возрасте, после того как она снялась в нескольких удачных сериалах, рекламах и стала ведущей разбитной телепрограммы “Эх, Семеновна”.
     — Мы все, характерные, поздно начинаем. Судьба нас выдерживает, а потом...
     Потом у Голуб случились роль Митюриной в сериале “Пятый угол”, сразу 8 женских ролей в спектакле “Кукушка”, несколько ролей в международном проекте “Борис Годунов”. Ее запомнили в рекламе мятных конфет, где она убедительно подавила разочарование по поводу работы в выходные.
     Характер — нордический, не унывает ни при каких обстоятельствах.
     В “Пластилине” Голуб потрясает разваливающейся старческой пластикой, дрожащим голосом и болью, которую ее героиня вызывает у зрителей.
     — Сходу войти в такую роль не получается. За кулисами обычно стою одна, согнувшись, главное, чтоб не трогали.
     — А то, что перешла на амплуа старух, не боишься?
     — Я ничего не боюсь.
     С точки зрения режиссера: мастер, сделавший потрясающий шаг по направлению к сути. Большая драматическая артистка, владеет темой.
     Владимир Панков
— спец по мерзавцам: мерзкий жених, не менее мерзкий бомж и жалкая мать подростка.
     26 лет. Закончил ГИТИС (курс Олега Кудряшова). В несознательном возрасте готовился к карьере дзюдоиста и может с полной уверенностью отвечать: “Я дзюдо любил и до”. Выступал в легком весе — 29 кг, имеет бронзовую медаль. В пубертатном возрасте отличался задиристостью и драчливостью.
     Очень пластичен, и ему из всей команды, может быть, больше других подходит эпитет “пластилиновый”.
     — Я не хотел, чтобы мои персонажи были мерзавцами, хотя и поступают они плохо. Жених — пьяница и дебошир — в конце сцены плачет от своей беспомощности. И бомж тоже плачет.
     — А ты плачешь?
     — Я плакал. Наверное, потому что ранимый. Я не истерик, хотя мое амплуа — неврастеник.
     Он — музыкант, композитор. Играет практически на всех инструментах, увлекается этнической музыкой. Любимый инструмент — бас-кларнет. Любимый композитор — Стравинский, а из современных — Шелыгин и Ауербах. Любит уезжать в глухую деревню в Курской области, там собирает фольклор, и местный пастух научил играть его на рожке.
     С точки зрения режиссера: артист глубокий, очень точный. Эдакий “вжик” — то здесь, то не здесь.
     Ольга Хохлова
невеста, бомжиха, мать погибшего подростка.
     Сибирячка. Семь лет проработала в Приморском академическом театре на амплуа характерных актрис. В один прекрасный момент сказала: “Плох тот артист, который не мечтает стать поваром” — и рванула в Москву, прихватив мужа и двух детей. Снималась в сериалах “Марш Турецкого”, “Каменская”, “Остановка по требованию”, “Ростов-папа”. Именно на этой картине она встретилась с режиссером Серебрянниковым.
     В “пластилиновых” ролях проявила весь свой могучий талант, сравнимый разве что с тайфуном. За что и была номинирована на премию “Чайка” в разделе “Некоторые любят погорячей”. Правда, “Чайка” пролетела мимо, потому что в данном случае потеряла остроту зрения, но сибирячка Хохлова не теряет надежды получить новые приглашения в театральные проекты. Пока же снимается, готовит замечательные борщи и блины. Воспитывает двух дочерей.
     С точки зрения режиссера: чума, бомба, гейзер эмоций, чувств, состояния и таланта.
     Виталий Хаев
— училка Максима, криминальный тип.
  
   Фактура у артиста Хаева выдающаяся: лысый, как бильярдный шар, накачанный, но при этом пластичный. Впрочем, продвинутые театралы помнят его с длинными волосами, когда он практиковал в лаборатории небезызвестного Клима, где, между прочим, играл Гамлета и Отелло. Когда лабораторию прикрыли, он перешел дорогу и поступил в Театр им. Станиславского. В театре занят много, но, как говорит, смотреть особенно не на что.
     Зато в “Пластилине” есть на что посмотреть. Например, на женскую роль училки-садистки. Выходит такая ломкая, такая лысая, да еще и в лифчике поверх коричневого платья фря с премерзким голосом.
     — Училку я “снял” со своей школьной учительницы. Ее до сих пор весь город Мытищи помнит. У нее, конечно, не было лифчика на платье, но эта деталь не самая страшная по сравнению с тем, что она творила.
     Как и Владимир Панков — дзюдоист в прошлом, мастер спорта.
     Его вторая роль — бандит, который, не дрогнув, насилует мальчиков, а потом сбрасывает их с крыши. С подобными уродами без морали судьба его свела совсем недавно. Он вышел с женой из машины и вдруг получил кастетом по лицу.
     Этот случай еще раз доказывает, что в пьесе Сигарева “Пластилин” нет никакого вымысла, а концентрация мерзости на душу подростка — не абстрактная величина.
     С точки зрения режиссера: сильный мастер, который пока не имеет материала, которого он достоин. Из тех звезд, который способен взбаламутить театральную Москву.
     В “Пластилине” еще есть мальчик, которого играет не артист, а мальчик с улицы — Егор Холодков. Его кто-то привел из ребят, и он сильно выделялся среди деланных актерских детей. За ним, по мнению режиссера, стоит вся та улица, которая и представлена в “Пластилине”. Егор зажегся театром, и “пластилиновая” команда считает это, может быть, самым своим большим достижением.
     Еще есть небольшие роли: друг зэкаДмитрий Ульянов и девушкаВика Толстоганова — очень талантливые люди.
Не каждый мужчина умеет носить лифчик
     Как лепили “Пластилин”? В основном по ночам и, несмотря на всю жуть драматургического материала, чрезвычайно весело. На первом же прогоне Панкову нужно было быстро переодеться из матери в жениха. А костюм там — смешной: лифчик поверх платья. Артист не успел стянуть деталь женского туалета и, как был, в лифчике, выскочил на слова своей невесты: “Валь, меня этот пидор за сиську схватил”. Весь зал, слава богу, были все свои, рухнул.
     — Это правда, что ночные репетиции были сплошное веселье?
     Кирилл Серебрянников:

     — Было очень весело. Мне нужно было артистов приучить к материалу, чтобы они не ощущали, что это что-то стыдное, неприличное, они должны были получить удовольствие. При этом мы говорили об очень страшных вещах — о смерти, о детях... Андрей Кузичев и Сережа Мухин ходили наблюдать за жизнью подростков в метро, которые нюхают клей. А Хаев заявил: “Кирилл, ты собрал какое-то отребье театральное, и мы все хулиганы. Ты что творишь?”
     — А что ты творил?
     — А я просил их максимально открыться, потому что такую драматургию нельзя делать нечестно.
     “Пластилин” шокирует с самого начала — выносят гроб, потом училка засовывает лысую голову в писсуар. И сразу же следует эффектная сцена — мастурбация в кинотеатре. Столичный зал, закаленный и не такими зрелищами, цепенеет.
     — Вообще я считаю, что театр должен быть таким пограничным, когда зритель ерзает и думает: “Неужели они это сделают? Все, сделали! Какой ужас!” Главное, чтобы в этот момент не волна стыда окатила зал, а зацепила на уровне чувства.
     Зал выдыхает, потому что не стыдно, а очень смешно и неожиданно, что самое ценное в искусстве.
Измена физике чревато успехом
     И, наконец, о мастере, в чьих руках “Пластилин” стал не поделочным материалом и очередной театральной чернухой, а событием.
     Кирилл Серебрянников, режиссер, 32 года. Ростовчанин. В прошлом отличник, физик, изменивший термодинамике с театром. По общему убеждению, нордически спокоен, но обижается как ребенок. Впрочем, обиды умеет скрывать. Но не мстительный. Из отряда трудоголиков. В данный момент сидит в Питере и на льду Финского залива снимает сцены своей будущей картины. В режиссуре идет своим путем.
     До последнего момента “пластилиновый” режиссер и его “пластилиновая” команда не понимали, что выйдет из этой затеи. Они были уверены, что после спектакля их забросают тухлыми огурцами, помидорами, яйцами.
     Однако жизнь распорядилась иначе.
    
    


    Партнеры