Нервы с евро

  В Европу новый год принес новые деньги — евро. Тамошние банки со 2 января вовсю меняют ушедшие в отставку — навсегда ли? — лиры-франки-марки на новенькие, только что с печатного станка, общеевропейские банкноты с изображением различных архитектурных стилей старого континента. Стараются и представители пресс-службы Комиссии Евросообществ в России. Информация о новой валюте заполнила их сайты в Интернете, отпечатаны миллионными тиражами красочные листовки, в которых на сотнях языков “разжевывается”, с чем же этот евро “едят”. Доступно, наглядно, убедительно. Возможно, все это и подходит для остального мира. Но только не для России. Здесь, несмотря на то, что уже заканчивается январь, мало кто вообще представляет себе вид новой валюты. И еще меньше тех, кто держал ее в руках. Почему? Постараемся ответить на этот и многие другие вопросы.
Откуда взялся евро?
     На самом деле евро — это не просто деньги. Это символ европейского единства, единства, лелеемого со времен французской королевы Анны Русской, авиньонских пап, экспансии Эдуарда Третьего и Антанты. Реальное же единство (и история евровалюты) началась с подписанием Римского договора об Общем рынке 42 года назад. Затем, в 1986 году, европейскими лидерами был подписан Единый европейский акт и Договор о создании Евросоюза, составной частью коего стал Экономический валютный союз (ЭВС).
     В декабре 1995-го в Мадриде Европейский совет принял название “евро” для проектировавшейся общеевропейской валюты. Тремя годами позже был создан Европейский центральный банк (ЕЦБ), причем немцы и французы ухитрились поспорить, где ему находиться и кем он будет управляться. Сошлись на городе Франкфурт-на-Майне и главном банкире — немце Виме Дуйзенбурге. А в 1999 году безналичный евро был представлен миру, причем по курсу большему, чем доллар США. Правда, такой курс не простоял, и сейчас “еврик” стоит 88 американских центов.
Сколько он стоит?
     Сразу же в год введения безналичного евро был введен и фиксированный обменный курс к национальным европейским валютам в предвидении введения евро наличного. (Следует заметить, что Дания и Англия посчитали евровалюту преждевременной и не присоединились к ней.) Вот он:
     В странах, с “мягкими” национальными валютами, например в России, курс евро устанавливается местными Центральными банками.
Как он выглядит?
     Всего введено в оборот семь банкнот и восемь монет. Те и другие выпускаются ЕЦБ, но банкноты печатаются в 11 странах еврозоны (кроме Люксембурга), а монеты чеканятся во всех 12 странах, принявших “еврик”. У новых монет — а всего в наличный оборот их будет выпущено 50 миллиардов — одна сторона будет общей для всех, а обратная — индивидуальна в каждой стране. В Германии, скажем, на ней красуется традиционный для этой страны орел. Банкноты же — их выпустят 14,5 миллиарда — будут одинаковы по всей зоне евро.
     А теперь — главное. Несмотря на то что печатают бумажные деньги 11 разных типографий, купюры по своему оформлению будут абсолютно идентичны. Слегка могут отличаться лишь оттенки цветов — это зависит от краски в типографиях.
     В обороте сейчас банкноты номиналом 5, 10, 20, 50, 100, 200 и 500 евро. На одной стороне банкнот изображены окна и ворота, символизирующие европейский дух открытости и сотрудничества. На обратной стороне — мосты, которые означают тесное сотрудничество и связь Европы с остальным миром.
     Монеты варьируются по размеру, цвету и толщине в зависимости от номинала в 1, 2, 5, 10, 20 и 50 евроцентов и достоинством в 1 и 2 евро, что невольно навевает ассоциации с “отгрызенным” золотым франком XIV века, когда тот терял часть своего “веса”.
Как он защищен от подделок?
     Монеты не защищены фактически никак: если подобрать необходимую структуру металла и иметь качественные штампы, то центы можно клепать хоть на Марсе, хоть в соседнем подвале. Другое дело, что с “иностранным” железом в российский обменник не придешь — у нас традиционно принимают только “бумажки”.
     Что же касается банкнот, то ЕЦБ и пресс-служба Евросоюза утверждают: подделать их фактически нельзя. В самом деле, банкноты достоинством 5, 10 и 20 евро на ощупь рельефны, имеют водяные знаки и металлизированную нить, а более высокие номиналы имеют еще и голограмму с номиналом плюс меняющуюся в свете краску печати. Кроме того, банкноты имеют разные цвета — серый, красный, синий, оранжевый, зеленый, охряный и сиреневый. Так что подрисовать к “десятке” лишний ноль, как это одно время было модно делать у нас с долларами, с евро не выйдет.
     Надо сказать, что на деле в Европе деньгообмен будет долгим. Даже после крайних сроков ЦБ стран еврозоны будут менять валюту коммерческим банкам, а те (уже за некие проценты) — гражданам. В то же время введение евро послужило хорошим поводом для борьбы с “грязными” капиталами. Так, 1:1 можно менять только определенные суммы, а на остальное — пожалуйте за “справками” в местную налоговую.
* * *
     Ну а как в России? В России, как всегда, идут своим особым путем. В начале января гульдены и шиллинги российские банки не меняли, а принимали инкассо для последующей передачи их в Центральные банки стран еврозоны. Более того, некоторые банки уже сейчас, не дожидаясь 28 февраля, когда песеты да марки перестанут “ходить”, начинают принимать их под комиссию в 5%, заранее зарабатывая на том, что европейских банков, полноценно работающих в России, просто нет. А в провинции о евровалюте пока вообще не слыхали!
     Да что провинция — попробуйте-ка купить евро в столице нашей родины. В основной массе народ имеет весьма слабое представление, как “еврики” выглядят.
     А если вы решили смотаться на недельку в Европу, как быть тогда? Где можно и можно ли вообще приобрести в Москве евро в необходимом количестве?
     Во всяком случае, мы честно попытались это сделать. Пришлось прогуляться по столичным улицам и посетить несколько обменных пунктов.
     В обменнике Газинвестбанка нас ждало разочарование.
     — Евро мы не покупаем и не продаем, — сообщила скучающая кассирша. — Наш банк запретил нам работать с этой валютой.
     На вопрос, почему запретил, ответа не последовало.
     Подобный же прием нас ждал в обменных пунктах ЗелаАК-Банка и акционерного коммерческого банка “Новатор”. Правда, в последнем состоялся более любопытный диалог.
     — Продать евро я вам не могу, потому что у меня их нет, — ласково сообщила девушка в “окошке”.
     — Ну давайте мы подождем, пока их вам кто-нибудь продаст. А мы сразу купим, — предложили мы.
     — Бесполезно, — ответила сотрудница обменного пункта. — Нам их никто не продаст, потому что я их ни у кого не куплю. Я даже не знаю, как эти евро выглядят.
     Нормально? Интересно, в какой песок ушли все усилия Еврокомиссии в России, если даже банковский кассир говорит, что не представляет себе вид новой валюты...
     Однако для чистоты эксперимента мы решили посетить еще несколько обменных пунктов. И упорство было вознаграждено! В обменнике Европейского расчетного банка наше желание приобрести евро не вызвало абсолютно никакого удивления. Сотрудница достала счетную машинку и поинтересовалась:
     — Сколько вам нужно?
     Мы решили играть на полную катушку и заявили, что собираемся приобрести евро на сумму, эквивалентную 1500 долларам. Т.е. ровно столько, сколько сегодня можно вывозить за границу, не декларируя.
     Увы, после того как мы назвали цифру, всякий интерес со стороны сотрудницы банка моментально исчез.
     — К сожалению, столько я вам продать не могу, — услышали мы. — Вчера нам продали 170 евро, а больше нет.
     Час от часу не легче... Значит, мы не можем купить евро столько, сколько нам нужно. Наше желание неизбежно упрется в финансовые возможности банка.
     Очередной обменный пункт на выходе из метро “Пушкинская”. Место бойкое, поэтому перед окошком всегда толпится народ. А главное, здесь можно приобрести не только доллары, но и валюты стран СНГ и даже малых экзотических государств — таких, как ЮАР, Кувейт, Марокко и др. По крайней мере, котировки денег этих стран висят на стене рядом с окошком.
     Здесь нам сразу же согласились продать любую сумму евро. Но смущало одно обстоятельство. Судя по вывешенным котировкам, в этом обменном пункте продавали и покупали валюты, которые с 1 января 2002 года — по идее — должны были прекратить свое существование. Например, французские франки, итальянские лиры, немецкие марки или испанские песеты.
     — Мы покупаем и продаем эти валюты, — объяснили нам, — потому что они еще не вышли из обращения.
     А что — это выход! Даже если нет евро, перед путешествием в Старый Свет можно купить валюту той страны, куда вы собираетесь отправиться, и уже на месте, но не позднее февраля, поменять ее на общеевропейскую. Для жителя любого другого государства это то же самое, что чесать правое ухо левой рукой, ему расскажи про подобную “финансовую операцию” — он с ума сойдет. Но мы-то всегда находили выход из любой ситуации.
    
     P.S. Кстати, пока россияне и сами не очень-то верят новомодной валюте и по старинке предпочитают бакс. Во всяком случае, свои временно свободные рубли россияне предпочитают конвертировать именно в американские деньги. Если верить статистике Центробанка, в ноябре прошлого года объем продажи наличной иностранной валюты уполномоченными банками населению (с учетом конверсионных операций одной валюты в другую) составил 1,051 миллиарда долларов.
     Не сильно доверяет “еврикам” и глава нашего Центробанка Геращенко. Осенью прошлого года он заметил, что в резервах ЦБ вряд ли больше 5% от общих запасов в долларах и золоте евровалюты. Правда, здоровый скептицизм может быть разрушен либо мощным всплеском российско-европейской торговли, либо членством России в ЕС. Но до этого далеко. Возможно, много дальше, чем считают оптимисты.
1 евро
     40,3399 — бельгийского франка
     1,95583 — немецкой марки
     340,750 — греческой драхмы
     166,386 — испанской песеты
     6,55957 — французского франка
     0,787564 — ирландского фунта
     1936,27 — итальянской лиры
     40,3399 — люксембургского франка
     2,20371 — голландского гульдена
     13,7603 — австрийского шиллинга
     200,482 — португальского эскудо
     5,94573 — финской марки.
    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру